СОГЛАСОВАНО на заседании педагогического совета МБОУ г. Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина (протокол от 30.10.2023 г. № 18) УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ г. Керчи РК СШ №1 им.В.Дубинина _________ Е.А.Левкович (приказом от 30.10.2023 г. № 628) Локальный акт №98 ПОЛОЖЕНИЕ О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОНСИЛИУМЕ (ППК) в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Керчи Республики Крым «Специализированная школа №1 с углубленным изучением английского языка имени Володи Дубинина» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Керчи Республики Крым «Специализированная школа №1 с углубленным изучением английского языка имени Володи Дубинина» (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273-Ф3 с изменениями от 4 августа 2023 года (ст. 42), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 года № 1032 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПк)», Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 года № P-93 «Об утверждении Примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации», письмом Минобразования России от 27.03.2000 года № 7/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». 1.2. Данное Положение о психолого-педагогическом консилиуме (ППК) в школе определяет цель, задачи и функции психолого-педагогического консилиума, а также его структуру ирежим деятельности, описывает алгоритм проведения обследования и содержаниерекомендаций консилиума по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся, устанавливает права и обязанности участников консилиума, перечень документации психолого-педагогического консилиума в общеобразовательной организации. 1.3. Психолого-педагогический консилиум (далее - Консилиум) в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребёнка, Конституцией и Законами Российской Федерации, рекомендациями региональных и муниципальных органов управления образования, Уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность общеобразовательных организаций. 1.4. Консилиум является одной из организационных форм совместной деятельности специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, направленной на решениезадач комплексной оценки особенностей развития, возможностей, особых образовательных потребностей обучающихся и определения стратегии оказания психолого-педагогической помощи как в самой общеобразовательной организации, так и за ее пределами. 1 1.5. Консилиум служит для формирования всестороннего и целостного представления об отдельном обучающемся, группе, классе, которое складывается из профессиональных мнений (суждений) педагогов и специалистов сопровождения, а также участников образовательнойдеятельности, заинтересованных в успешном обучении и развитии обучающихся. 2. Цель, задачи и функции психолого-педагогического консилиума 2.1. Целью деятельности Консилиума является разработка системы психологопедагогическойпомощи обучающимся, имеющих трудности в освоении основных общеобразовательныхпрограмм, развитии и социальной адаптации, исходя из реальных возможностейобразовательной организации и в соответствии с особыми образовательными потребностями,возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей и подростков. 2.2. Задачами деятельности Консилиума общеобразовательной организации являются: • организация и проведение комплексной психолог о-педагогической диагностики обучающегося с использованием современных диагностических методик, направленныхна выявление актуального уровня развития обучающихся, а именно: особенностейсенсомоторного развития, познавательной деятельности, эмоциональноличностной сферы,уровня развития речи; и определение потенциальных возможностей обучающихся; • выявление детей, не проходивших ПМПк, но, тем не менее, нуждающихся в дополнительных специализированных условиях и помощи со стороны различных специалистов для успешной адаптации и обучения; организация работы с родителями таких детей по выполнению рекомендаций и направлению их на ПМПк; • определение характера, продолжительности и эффективности психологопедагогической,коррекционно-развивающей помощи в условиях общеобразовательной организации; • подбор дифференцированных психолого-педагогических технологий сопровождения, необходимых для коррекции недостатков развития и реализации программы сопровождения; • содействие созданию специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью в соответствии с заключением ПМПк; • отслеживание динамики развития обучающегося и эффективности реализации программкоррекционно-развивающей работы; • координация и согласование межпрофессионального взаимодействия и планов работы посопровождению обучающихся; • разработка рекомендаций педагогам для обеспечения индивидуальнодифференцированного подхода к обучающимся в образовательной деятельности; • подготовка и ведение документации, отражающей оценку уровня актуального развитияобучающегося, динамику его состояния, уровень успеваемости, а также характеристикиили заключения для предоставления при необходимости в ПМПк (Приказ Минобразованияи науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1032 «Об утвержденииПоложения о психолого-медико-педагогической комиссии», п. 15). 2.3. Психолого-педагогический консилиум образовательной организации выполняет следующие функции: • экспертно-диагностическая - определяет качество, комплексность, всесторонность и достоверность диагностики развития обучающегося, трудностей в усвоении основной общеобразовательной программы, социальной адаптации на разных возрастных этапах; • аналитическая - предусматривает проведение каждым специалистом глубокого, системного и всестороннего анализа первичной информации об обучающемся и результатов обследования на Консилиуме; 2 • методическая - реализуется через формирование и использование пакетов стандартизированных диагностических методик для обследования детей разного возраста в условиях Консилиума; соблюдение требований к процедуре обследования обучающегося, к формам документации и статистической отчетности по результатам деятельности Консилиума; • функция сопровождения заключается в проектировании программы сопровождения и оценке эффективности психолого-педагогической помощи; • социально-адаптивная - предполагает защиту интересов обучающегося и его семьи, оказание поддержки при включении обучающегося в образовательную деятельность. 3. Структура психолого-педагогического консилиума в школе 3.1. ППк создается приказом директора общеобразовательной организации на текущий учебный год. Общее руководство Консилиума возлагается на заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Приказом директора школы утверждается положение о ППк, его состав, график работы, формы документов, председатель из числа административно-управленческого состава и секретарь. 3.2. Заседания Консилиума проводятся под руководством председателя ППк или лица, исполняющего его обязанности. В состав Консилиума входит заместитель директора по УВР, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог (при наличии), социальный педагог. 3.3. На заседание ППк приглашаются классный руководитель, педагоги, учителяпредметники,работающие с конкретным обучающимся. 3.4. Документы ППк, включая карты развития обучающихся, получающих психолог опедагогическое сопровождение, хранятся у председателя Консилиума и выдаются педагогическим работникам при необходимости 3.5. Ход заседания фиксируется в протоколе. Протокол ППк оформляется не позднее пяти рабочих дней после проведения заседания и подписывается всеми участниками заседания ППк. 3.6. Деятельность Консилиума основана на принципах коллегиальности с установлением ответственности специалистов за исполнение решений, отраженных в протоколе заседания. 3.6. Коллегиальное решение ППк, содержащее обобщенную характеристику обучающегося ирекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения, фиксируются взаключении. Заключение подписывается всеми членами ППк в день проведения заседания исодержит коллегиальный вывод с соответствующими рекомендациями, которые являютсяоснованием для реализации психологопедагогического сопровождения обследованногообучающегося. 3.7. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения родителей (законных представителей) в день проведения заседания. В случае несогласия родителей (законных представителей) обучающегося с коллегиальным заключением ППк они выражают свое мнениев письменной форме в соответствующем разделе заключения ППк, а образовательнаядеятельность осуществляется по ранее установленной образовательной программе всоответствии с федеральным государственным образовательным стандартом. 3.3. Коллегиальное заключение ППк доводится до сведения педагогических работников, работающих с обследованным обучающимся, и специалистов, участвующих в его психолого-педагогическом сопровождении, не позднее трех рабочих дней после проведения заседания. 3.9. При направлении обучающегося на психолого-медико-педагогическую комиссию оформляется Представление Консилиума на обучающегося. Представление ППк на обучающегося для предоставления на ПМПк выдается родителям (законным представителям) под личную подпись. 3.10. Председатель ППк: • организует планирование, утверждает годовой план работы ППк и обеспечивает систематичность его заседаний; • возлагает ответственность за разработку и реализацию программы психологопедагогического сопровождения на специалистов сопровождения; • координирует взаимодействие специалистов по реализации программы психологопедагогического сопровождения обучающегося, его родителей (законных представителей), педагогического коллектива школы, взаимодействие между образовательной организации и социальными партнерами (в том числе при отсутствии необходимых кадровых ресурсов); • обеспечивает контроль качества и своевременного исполнения мероприятий, предусмотренных программой психолого-педагогического сопровождения ирекомендациями ПМПк. 3.11. Секретарь ППк: • ведет отчетную и текущую документацию ППк; • оповещает педагогов, обучающихся и родителей (законных представителей), приглашенных на заседание, о дате, месте и времени его проведения; • ведет протокол заседания ППк; • координирует взаимодействие Консилиума с ПМПк и другими организациями (при необходимости). 3.12. Члены ППк - педагог-психолог, социальный педагог, классный руководитель и другиеспециалисты): • организуют диагностику для определения уровня актуального развития обучающегося,выявления причин и механизмов трудностей в обучении, отклонений в развитии иповедении; • определяют содержание и формы собственной коррекционно-развивающей работы, а также формулируют рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по созданию оптимальных условий обучения, адаптации и социализации обучающегося; • участвуют в разработке и реализации программы психолого-педагогического сопровождения. 3.13. Ведущий специалист учитель, классный руководитель или другой специалистутверждается на весь период сопровождения приказом директора школы: • организует подготовку документов к плановым и внеплановым заседаниям ППк; • выявляет трудности, которые испытывает обучающийся в различных педагогических ситуациях, в общении со сверстниками; • предоставляет информацию об индивидуальных потребностях обучающегося в организации режимных моментов, образовательной деятельности, общения и самочувствия; • координирует взаимодействие специалистов сопровождения (график работы, встречи, консультации) с родителями (законными представителями) обучающегося; • отслеживает динамику развития обучающегося и эффективность оказываемой ему психолого-педагогической помощи; • доводит обобщенную информацию до сведения специалистов ППк на плановых заседаниях, а при необходимости выходит с инициативой обсуждения проблем обучающегося на внеплановых заседаниях. 3.14. Педагоги, работающие с сопровождаемым обучающимся: • исполняют рекомендации ПМПк и ППк при организации образовательной деятельности,учитывают его индивидуальные особенности; • участвуют в организации его внеурочной и каникулярной занятости; • соблюдают специальные образовательные условия, необходимые для сопровождаемогообучающегося (организация рабочего места, вспомогательные и технические средства,специальный дидактический материал, оценивание достижений, 4 • темп и объем выполненияписьменных заданий, изменения способа выполнения заданий и др.); участвуют в формировании толерантных установок обучающихся классного коллектива иродителей (законных представителей) к особенностям сопровождаемого обучающегося. 4. Режим деятельности ППк 4.1. Периодичность проведения заседаний ППк определяется запросом общеобразовательнойорганизации на обследование и организацию комплексного сопровождения обучающихся иотражается в графике проведения заседаний. 4.2. Заседания Консилиума подразделяются на плановые и внеплановые. 4.3. Плановые заседания ППк проводятся в соответствии с графиком проведения, но не режеодного раза в полугодие, для оценки динамики обучения и коррекции, внесения (при необходимости) изменений и дополнений в рекомендации по организации психологопедагогического сопровождения обучающихся. 4.4. Внеплановые заседания Консилиума проводятся: • при зачислении нового обучающегося, нуждающегося в психолого-педагогическом сопровождении; • при отрицательной (положительной) динамике обучения и развития обучающегося; • при возникновении новых обстоятельств, влияющих на обучение и развитие обучающегося в соответствии с запросами родителей (законных представителей) обучающегося, педагогических сотрудников общеобразовательной организации; • с целью решения конфликтных ситуаций и других случаях. 4.5. При проведении ППк учитываются результаты освоения содержания образовательной программы, комплексного обследования специалистами ППк, степень социализации и адаптации обучающегося. На основании полученных данных разрабатываются рекомендациидля участников образовательной деятельности по организации психолог опедагогическогосопровождения обучающегося. 4.6.Деятельность специалистов Консилиума осуществляется бесплатно. 4.7. Специалисты, включенные в состав ППк, выполняют работу в рамках основного рабочего времени, составляя индивидуальный план работы в соответствии с планом заседаний ППк, атакже запросами обучающихся на обследование и организацию комплексного сопровожденияобучающихся. 4.8. Специалистам Консилиума за увеличение объема работ устанавливается доплата, размер которой определяется общеобразовательной организацией самостоятельно. 5. Проведение обследования 5.1. Процедура и продолжительность обследования ППк определяются исходя из задач обследования, а также возрастных, психофизических и иных индивидуальных особенностей обследуемого обучающегося. 5.2. Обследование обучающегося специалистами Консилиума осуществляется по инициативеродителей (законных представителей) или сотрудников общеобразовательной организации списьменного согласия родителей (законных представителей). 5.3. Секретарь Консилиума по согласованию с председателем ППк заблаговременно информирует членов ППк о предстоящем заседании, организует подготовку и проведение заседания ППк. 5.4. На период подготовки к ППк и последующей реализации рекомендаций обучающемусяназначается ведущий специалист (учитель, классный руководитель или другой специалист). Ведущий специалист представляет обучающегося на ППк и выходит с инициативой повторных обсуждений на ППк (при необходимости). 5.5. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. На заседании ППк обсуждаются результаты обследованияребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ППк. 5.6. Родители (законные представители) имеют право принимать участие в обсуждении результатов освоения содержания образовательной программы, комплексного обследованияспециалистами ППк, степени социализации и адаптации своего ребенка. 6. Содержание рекомендаций Консилиума по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся 6.1. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья конкретизируют, дополняют рекомендации ПМПк и могут включать в том числе: • разработку адаптированной основной общеобразовательной программы; • разработку индивидуального учебного плана обучающегося; • адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; • другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции общеобразовательной организации. 6.2. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровождения обучающегося на основании медицинского заключения могут включать условия обучения иразвития, требующие организации обучения по индивидуальному учебному плану, учебномурасписанию, медицинского сопровождения, в том числе: • дополнительный выходной день; • организация дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня (снижение двигательной нагрузки); • предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств; • снижение объема задаваемой на дом работы; • другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции общеобразовательной организации. 6.3. Рекомендации ППк по организации психолого-педагогического сопровожденияобучающегося, испытывающего трудности в освоении основных общеобразовательныхпрограмм, развитии и социальной адаптации могут включать в том числе: • проведение групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий с обучающимся; • разработку индивидуального учебного плана обучающегося; • адаптацию учебных и контрольно-измерительных материалов; • профилактику асоциального поведения обучающегося; • другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции общеобразовательной организации. 7. Права и обязанности 7.1. Родители (законные представители) обучающегося имеют право: • присутствовать при обследовании обучающегося, принимать участие в заседании ППк приобсуждении вопроса освоения ребенком содержания образовательной программы, степени его социализации и адаптации; • знакомиться с результатами обследования и коллегиальным заключением; • вносить свои замечания и предложения по созданию специальных образовательных условий; • получать консультации специалистов ППк по вопросам реализации мер, необходимых дляразрешения трудностей в развитии, обучении, адаптации, включая определение видов, сроков оказания психолого-педагогической помощи; • получать информацию о своих правах и правах детей в рамках деятельности ППк. 7.2. Родители (законные представители) обязаны: 6 • неукоснительно следовать рекомендациям ППк (в ситуации согласия с его решениями); • обеспечивать посещение обучающимся коррекционно-развивающих занятий и курсов специалистов сопровождения. 7.3. Специалисты ППк обязаны: • руководствоваться в своей деятельности профессиональными и этическими принципами,подчиняя ее исключительно интересам обучающихся и их семей; • применять в своей деятельности современные психолог о-педагогические подходы в обучении, развитии и социализации обучающихся; • не реже одного раза в полугодие вносить в карту развития обучающегося сведения об изменениях в состоянии его развития в процессе психолого-педагогического сопровождения; • соблюдать конфиденциальность и нести ответственность за несанкционированное разглашение сведений об обучающихся и их семьях. 7.4. Специалисты ППк имеют право: • иметь свое особое мнение по особенностям сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной программы, развитии и социальной адаптации в рамках собственной профессиональной компетенции, отражать его в документации ППк; • представлять и отстаивать свое мнение об особенностях обучающегося и направленияхсобственной деятельности в качестве представителя образовательной организации приобследовании ребенка на ПМПк. 8. Документация ППк в школе 8.1. В перечень документации психолого-педагогического консилиума вобщеобразовательнойорганизации входит: • приказ о создании ППк с утвержденным составом специалистов Консилиума; • Положение о ППк в школе; • график проведения плановых заседаний ППк на учебный год; • журнал учета заседаний Консилиума и обучающихся, прошедших ППк; • журнал регистрации коллегиальных заключений психолого-педагогического консилиума; • журнал направлений обучающихся на ПМПк; • протоколы заседания ППк; • карта развития обучающегося, получающего психолого-педагогическое сопровождении: • результаты комплексного обследования специалистов Консилиума; • представление обучающегося на ПМПк; • коллегиальные заключения ППк; • карта индивидуальных достижений; • согласие родителей (законных представителей) на обследование и психологопедагогическое сопровождение. 9. Заключительные положения 9.1. Настоящее Положение о психолого-педагогическом консилиуме является локальным нормативным актом общеобразовательной организации, принимается на Педагогическом совете школы, согласовывается с родительским комитетом и утверждается (либо вводится вдействие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность. 9.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 9.3. Данное Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п. 9.1. настоящего Положения. 9.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) вновой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. Разработала Зам.директора по УВР Г.В.Чаплыгина 8