Положение об нормах оценивания по учебным предметам

СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического совета
МБОУ г. Керчи РК
СШ№1 им.В.Дубинина
(протокол от 18.05.2023 г. №4)

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ г. Керчи
РК СШ №1 им.В.Дубинина
_________ Е.А.Левкович
(приказом от 18.05.2023 г. № 337)

СОГЛАСОВАНО
Управляющим советом
МБОУ г. Керчи РК
СШ№1 им.В.Дубинина
(протокол от 17.03.2023 г. № 3)

Локальный акт № 127

ПОЛОЖЕНИЕ
О НОРМАХ ОЦЕНИВАНИЯ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
города Керчи Республики Крым «Специализированная школа №1
с углубленным изучением английского языка имени Володи Дубинина»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о правилах оценивания достижений обучающихся по учебным
предметам (далее – Положение) в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
города Керчи Республики Крым «Специализированная школа №1 с углубленным изучением
английского языка имени Володи Дубинина» (далее – Учреждение) устанавливает требования к
оценке результатов учебных достижений обучающихся по учебным предметам и курсам,
осваиваемым обучающимися в рамках основных образовательных программ начального общего,
основного общего и среднего общего образования (далее – ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО).
1.2. Положение разработано на основании:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями);
 приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
 приказа Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
 приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
 приказа
Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 16.11.2022 № 992 «Об утверждении федеральной
образовательной программы начального общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 16.11.2022 № 993 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 23.11.2022 № 1014 «Об утверждении федеральной
образовательной программы среднего общего образования»;
 приказа Минпросвещения от 05.10.2020 № 546 «Об утверждении Порядка заполнения,
учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов»;

письма Минпросвещения от 13.01.2023 № 03-49 «О направлении методических
рекомендаций»;
 устава Учреждения.
1.3. Оценивание учебных достижений обучающихся при применении электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий осуществляется в соответствии с данным
положением.
2. Система оценивания образовательных достижений обучающихся
2.1. Под оценкой образовательных достижений обучающегося понимается определение и
выражение в условных знаках – баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени
соответствия знаний, умений и навыков обучающегося требованиям к уровню подготовки
школьников, установленных ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО.
2.2. Целью оценивания образовательных достижений обучающихся является определение степени
освоения обучающимися ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО и готовности к продолжению
обучения.
2.3. Оценка выражается в форме отметок (баллов) для обучающихся 2–11-х классов.
2.4. Освоение образовательной программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
образовательной программы сопровождается текущим контролем успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестацией обучающихся, результаты которых фиксируются в журнале учета
успеваемости и дневнике.
2.5. Целью текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся является
установление соответствия фактически достигнутых результатов обучающихся, определенных в
ООП, разработанной в соответствии с ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО.
2.6. Текущий контроль успеваемости и результаты промежуточной аттестации являются частью
внутренней системы оценки качества образования и отражают динамику индивидуальных
образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами
освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования.
2.7. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в целях:
 определения
уровня
достижения
обучающимися
результатов,
предусмотренных
образовательной программой;
 своевременной корректировки рабочей программы и учебного процесса;
 информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о результатах
обучения.
2.7.1. Текущий контроль включает тематическое оценивание, представляющее собой процедуру
оценки уровня достижения планируемых результатов по теме.
2.7.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся 1-го класса в течение учебного года
осуществляется без балльного оценивания. Результаты и динамика образовательных достижений
каждого обучающегося 1-х классов фиксируются учителем в листе индивидуальных достижений
по учебному предмету.
2.7.3. Текущий контроль успеваемости во 2-м и последующих классах осуществляется по
пятибалльной системе оценивания: 5 – «отлично», 4 – «хорошо», 3 – «удовлетворительно», 2 –
«неудовлетворительно».
2.7.4. Текущий контроль успеваемости по предметам (учебным курсам) части учебного плана,
формируемой участниками образовательных отношений, продолжительность которых составляет
менее 36 часов в год, осуществляется без балльного оценивания.
2.7.5. Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану,
подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы,


2

предусмотренных индивидуальным учебным планом.
2.7.6. Формами текущего контроля являются:
 письменная: письменный ответ учащегося на один или несколько вопросов (заданий). К
письменной проверке относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические,
контрольные, творческие работы;
 устная: устный ответ на один или несколько вопросов в форме рассказа, беседы,
собеседования, зачета или иной форме;
 комбинированная: предполагает сочетание письменных и устных форм проверок в
различном соотношении.
2.7.7. Объектом текущей оценки являются тематические планируемые результаты, этапы освоения
которых зафиксированы в тематическом планировании по учебному предмету.
2.7.8. Текущая оценка может быть формирующей (поддерживающей и направляющей усилия
обучающегося, включающей его в самостоятельную оценочную деятельность) и диагностической,
способствующей выявлению и осознанию педагогическим работником и обучающимся
существующих проблем в обучении.
2.7.9. Рекомендуемая накопляемость отметок текущего оценивания по предметам – не менее трех
текущих отметок за четверть.
2.7.10. Текущий контроль успеваемости по курсу ОРКСЭ (4-й класс) в течение учебного года
осуществляется без балльного оценивания. Объектом оценивания по данному курсу становится
нравственная и культурологическая компетентность ученика.
2.8. Тематическое оценивание – это комплекс оценочных процедур, проводимых в ходе текущего
контроля успеваемости, с целью определения уровня достижения планируемых результатов,
которые осваиваются в рамках изучения темы учебного предмета, курса, модуля.
2.8.1. Целью тематического оценивания является:
 определение уровня достижения обучающимися результатов по теме;
 своевременная корректировка рабочей программы и учебного процесса;
 информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о результатах
освоения темы.
2.8.2. Итогом тематического оценивания является средневзвешенная отметка в электронном
журнале по всем оценочным процедурам, проведенным в рамках изучения темы.
2.8.3. Средневзвешенная отметка по теме и динамика ее изменений формируются автоматически,
отображаются в электронном журнале учителя и дневнике ребенка.
2.8.4. Если тема является сквозной и изучается в различные учебные периоды, то формирование
средневзвешенной отметки происходит с учетом всех периодов изучения темы.
2.8.5. Тематическое оценивание обеспечивает:
– обучающемуся – наличие отметок по каждой теме, понимание динамики учебных результатов
внутри темы и по отношению к другим темам;
– педагогическому работнику:
 отслеживание наличия оценочных процедур в рамках изучения каждой темы;
 выявление тем, вызывающих учебные затруднения у обучающихся, и своевременную
коррекцию учебного процесса.
2.8.6. Рекомендуемое количество оценочных процедур в каждой теме – не менее одной за три
урока.
2.9. Промежуточная аттестация является подтверждением освоения обучающимися отдельной
части учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы.
2.9.1. Промежуточную аттестацию проходят все обучающиеся Учреждения, осваивающие ООП

3

начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования в
формах, определенных учебным планом.
2.9.2. В Учреждении установлена следующая периодичность промежуточной аттестации – по
итогам четвертей на уровне начального общего и основного общего образования и по итогам
полугодия – на уровне среднего общего образования.
2.9.3. Промежуточная аттестация обучающихся проводится на основе результатов накопленной
оценки и результатов выполнения тематических проверочных работ и фиксируется в классном
журнале.
2.9.4. Промежуточная оценка, фиксирующая достижение предметных планируемых результатов и
универсальных учебных действий, является основанием для перевода обучающихся в следующий
класс.
2.9.5. Все четвертные, полугодовые, годовые отметки должны быть выставлены не позднее
последнего дня занятий.
2.9.6. Четвертные и полугодовые отметки рассчитываются как среднеарифметическое значение
отметок по учебному предмету за четверть или полугодие соответственно. В спорных случаях
берутся во внимание результаты контрольных работ.
2.9.7. Годовые отметки выставляются путем нахождения среднего арифметического значения
четвертных и полугодовых отметок. В спорных случаях берутся во внимание результаты
контрольных работ.
Для обучающихся 10–11-х классов опорными отметками для выставления годовой отметки
являются отметки за полугодия, при этом учитываются результаты годовой контрольной работы.
2.10. Академической
задолженностью
признаются
неудовлетворительные
результаты
промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсу, модулю
образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии
уважительных причин.
2.10.1. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность, вправе пройти
промежуточную аттестацию не более двух раз в сроки, установленные образовательной
организацией в пределах одного года с момента образования академической задолженности, не
включая время болезни обучающегося.
2.10.2. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз Учреждением создается
комиссия.
2.10.3. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или
имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.
2.10.4. Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, обеспечивающие
получение обучающимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать
условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за
своевременностью ее ликвидации.
2.10.5. Обучающиеся в Учреждении по образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки
академическую задолженность с момента ее образования, по заявлению их родителей (законных
представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по
адаптированным образовательным программам при наличии и в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному
плану.
2.10.6. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в

4

установленные сроки академическую задолженность, продолжают получать образование в
Учреждении.
2.11. Выставление отметок в аттестаты об основном общем и среднем общем образовании
осуществляется в соответствии с Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном
общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденным приказом Минпросвещения
от 05.10.2020 № 546 (с изменениями).
3. Критерии оценивания
3.1. При пятибалльной системе оценивания на всех уровнях обучения в Учреждении применяются
следующие общедидактические критерии:
Отметка «5 (отлично)» ставится в случае:
 знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема образовательной программы,
реализованной за оцениваемый период;
 умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров
обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи;
 отсутствия ошибок и недочетов при воспроизведении изученного материала, при устных
ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов педагога;
 соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «4 (хорошо)» ставится в случае:
 знания всего изученного материала;
 умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров
обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, применять
полученные знания на практике;
 наличия незначительных (негрубых) ошибок при воспроизведении изученного материала;
 соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления
письменных работ.
Отметка «3 (удовлетворительно)» ставится в случае:
 знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при
самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи учителя;
 умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные
вопросы;
 наличия 1–2 грубых ошибок, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материла;
 незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил
оформления письменных работ.
Отметка «2 (неудовлетворительно)» ставится в случае:
 знания и усвоения учебного материала на уровне ниже минимальных требований программы;
 отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на
стандартные вопросы;
 наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении
изученного материала;
 значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил
оформления письменных работ.
3.2. Оценивание по учебным предметам осуществляется учителем с учетом особенностей,
установленным разделом 4 Положения.

5

4. Особенности оценивания по учебным предметам
4.1. Особенности оценивания по русскому языку
4.1.1. Оценка устных ответов обучающихся:
4.1.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 обстоятельно, с достаточной полнотой излагает текущий материал, дает правильные
определения языковых понятий;
 обнаруживает полное понимание материала, может обосновать свои суждения, применять
знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и
самостоятельно составленные;
 излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
4.1.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
 дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает
единичные ошибки, которые сам же исправляет после замечаний учителя;
 допускает единичные погрешности в последовательности и языке изложения.
4.1.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
 излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или
формулировке правил;
 не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои
примеры;
 излагает материал недостаточно последовательно и допускает ошибки в языковом оформлении
изложения.
4.1.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изученного материала;
 допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно
и неуверенно излагает материал.
4.1.2. Оценка письменных ответов обучающихся
4.1.2.1. Оценка диктантов
4.1.2.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 выполнил безошибочную работу;
 допустил одну негрубую орфографическую или одну негрубую пунктуационную ошибку.
4.1.2.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
 допустил две орфографических и две пунктуационных ошибки, или одну орфографическую и
три пунктуационных ошибки, или четыре пунктуационных при отсутствии орфографических
ошибок;
 допустил три орфографических ошибки, если среди них есть однотипные.
4.1.2.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 допустил
четыре орфографических и четыре пунктуационных ошибки, или три
орфографических и пять пунктуационных ошибок, или семь пунктуационных ошибок при
отсутствии орфографических;
 допустил шесть орфографических и шесть пунктуационных ошибок, если среди тех и других
имеются по три однотипных ошибки;
 в 5-м классе допускается выставление отметки «3» за диктант при пяти орфографических и
четырех пунктуационных ошибках.
4.1.2.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:

6

допустил до семи орфографических и семи пунктуационных ошибок или шести
орфографических и восьми пунктуационных ошибок, пяти орфографических и девяти
пунктуационных ошибок, восьми орфографических и шести пунктуационных ошибок.
4.1.2.1.5. При оценке выполнения грамматического задания рекомендуется руководствоваться
следующим:
 отметка «5» ставится, если обучающийся выполнил все задания;
 отметка «4» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее трех заданий;
 отметка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее половины заданий;
 отметка «2» ставится, если обучающийся не выполнил более половины заданий.
4.1.2.2. Оценка сочинений и изложений
4.1.2.2.1. Сочинение и изложение оцениваются двумя отметками: первая ставится за его
содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность.
4.1.2.2.2. Отметка «5 » ставится, если:
 содержание работы полностью соответствует теме;
 полнота раскрытия темы;
 правильность фактического материала;
 последовательность изложения материала;
 работа отличается богатством словаря и точностью словоупотребления, разнообразием
используемых морфологических категорий и синтаксических конструкций (с учетом объема
изученных грамматических сведений и сведений по стилистике);
 достигнуто стилевое единство.
В работе допускается один недочет в содержании и 1–2 речевых недочета.
Грамотность: допускается одна орфографическая, или одна пунктуационная, или одна
грамматическая ошибка.
4.1.2.2.3. Отметка «4» ставится, если:
 содержание работы соответствует теме;
 содержание достоверно, но имеются единичные фактические неточности;
 имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли;
 лексический и грамматический строй речи разнообразен;
 стиль работы отличается единством и выразительностью;
 в работе допускается не более двух недочетов в содержании и не более 3–4 речевых недочетов;
 допускаются: две орфографические и две пунктуационные ошибки, или одна орфографическая и
три пунктуационные ошибки, или четыре пунктуационные ошибки при отсутствии
орфографических ошибок, а также две грамматических ошибки.
4.1.2.2.4. Отметка «3» ставится, если:
 работа достоверна, но нарушена последовательность изложения;
 в работе допущены существенные отклонения от темы;
 беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается
неправильное словоупотребление;
 стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
Допускаются четыре орфографические и четыре пунктуационные ошибки, или три
орфографические и пять пунктуационных ошибок, или семь пунктуационных при отсутствии
орфографических ошибок (в 5-м классе – пять орфографических ошибок и четыре
пунктуационные ошибки), а также четыре грамматические ошибки.
4.1.2.2.5. Отметка «2» ставится, если:
 работа не соответствует теме;


7

допущено много фактических неточностей;
 нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь
между ними, работа не соответствует плану;
 крайне беден словарь, работа, написана короткими однотипными предложениями со слабо
выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления;
 нарушено стилевое единство текста;
 в работе допущено до шести недочетов в содержании и до семи речевых недочетов.
Допускаются: семь орфографических и семь пунктуационных ошибок, или шесть
орфографических и восемь пунктуационных ошибок, пять орфографических и девять
пунктуационных ошибок, восемь орфографических и шесть пунктуационных ошибок, а также
семь грамматических ошибок.
4.2. Особенности оценивания по литературе
4.2.1. Оценка устных ответов
4.2.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 показал прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения;
 умеет объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных
средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
 умеет пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе
художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов;
 хорошо владеет литературной речью.
4.2.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
 показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения;
 умеет объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;
 умеет пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при
анализе прочитанных произведений, привлекать текст произведения для обоснования своих
выводов, владение литературной речью;
 по 1–2 из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.
4.2.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 понимает изучаемое произведение;
 умеет объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев;
 при анализе произведения показывает ограниченные навыки разбора и недостаточно привлекает
текст произведений для подтверждения своих выводов.
Допускается не более 2–3 ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его
композиции и языке.
4.2.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 обнаруживает незнание содержания произведения;
 не умеет объяснять поведение, характеры основных героев;
 не знает элементарных теоретико-литературных понятий;
 слабо владеет литературной речью.
4.2.2. Оценка сочинений:
4.2.2.1. Отметка «5» ставится за сочинение:
 глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании
текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать
выводы и обобщения;
 стройное по композиции, логическое и последовательное изложение мыслей;


8

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;
 допускается 1–2 неточности в содержании.
4.2.2.2. Отметка «4» ставится за сочинение:
 достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее;
 обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме
сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и
обобщения;
 логическое и последовательное в изложении содержания;
 написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию;
 допускаются 2–3 неточности: в содержании, а также не более 3–4 речевых недочетов.
4.2.2.3. Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:
 верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему;
 допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала;
 обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
 материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности
выражения мыслей;
 обнаруживается владение основами письменной речи;
 в работе имеется не более 4–5 речевых недочетов.
4.2.2.4. Отметка «2» ставится за сочинение, которое:
 не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из
путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не
опирающихся на знание текста;
 характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
 отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.
4.3. Особенности оценивания по математике
4.3.1. Оценка устных ответов обучающихся по математике
4.3.1.1. Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
 полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой учебников;
 изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно
используя математическую терминологию и символику;
 правильно выполнил рисунки, чертежи, графику, сопутствующие ответу;
 показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять
их в новой ситуации при выполнении практического задания;
 продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и
устойчивость используемых при ответе навыков и умений;
 отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
4.3.1.2. Ответ оценивается отметкой «4», если обучающийся ответил по требованиям на отметку
«5», но при этом имеет один из недостатков:
 в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
 допущены 1–2 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по
замечанию учителя;
 допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в
выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
4.3.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:


9

неполно или непоследовательно раскрыл содержание материала, но показал общее понимание
вопроса и продемонстрировал умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного
материала;
 имел затруднения или допустил ошибки в определении понятий, использовании математической
терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов
учителя;
 не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания,
но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
 при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных
умений и навыков.
4.3.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 не раскрыл основного содержания учебного материала;
 обнаружил незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного
материала;
 допустил ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в
рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких
наводящих вопросов учителя.
4.3.2. Оценка письменных контрольных работ учащихся
4.3.2.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 выполнил работу полностью;
 не допустил пробелов и ошибок в логических рассуждениях и обосновании;
 не допустил математических ошибок в решении.
4.3.2.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
 выполнил работу полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение
обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
 допустил одну ошибку или 2–3 недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если
эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
4.3.2.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 владеет обязательными умениями по проверяемой теме;
 допустил более одной ошибки или более 2–3 недочетов в выкладках, чертежах или графиках.
4.3.2.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере;
 допустил существенные ошибки.
4.4. Особенности оценивания по иностранным языкам
4.4.1. Оценка аудирования
4.4.1.1. Отметка «5» ставится:
 коммуникативная задача решена;
 обучающийся полностью понял содержание иноязычной речи, соответствующей программным
требованиям для каждого класса.
4.4.1.2. Отметка «4» ставится:
 коммуникативная задача решена;
 обучающийся полностью понял содержание иноязычной речи, соответствующей программным
требованиям для каждого класса, за исключением отдельных подробностей, не влияющих на
понимание содержания услышанного в целом.
4.4.1.3. Отметка «3» ставится:
 коммуникативная задача решена;


10

обучающийся полностью понял только основной смысл иноязычной речи, соответствующей
программным требованиям для каждого класса.
4.4.1.4. Отметка «2» ставится:
 обучающийся не понял смысла иноязычной речи, соответствующей программным требованиям
для каждого класса.
4.4.2. Оценка говорения
4.4.2.1. Отметка «5» ставится:
 общение осуществилось, высказывания обучающегося соответствовали поставленной
коммуникативной задаче;
 устная речь полностью соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных
требований для данного класса.
4.4.2.2. Отметка «4» ставится:
 общение осуществилось, высказывания обучающегося соответствовали поставленной
коммуникативной задаче;
 обучающийся выразил свои мысли на иностранном языке с незначительными отклонениями от
языковых норм;
 устная речь соответствовала нормам иностранного языка в пределах программных требований
для данного класса.
4.4.2.3. Отметка «3» ставится:
 общение осуществилось, высказывания обучающегося соответствовали поставленной
коммуникативной задаче;
 обучающийся выразил свои мысли на иностранном языке с отклонениями от языковых норм.
4.4.2.4. Отметка «2» ставится:
 общение не осуществилось, высказывания обучающегося не соответствовали поставленной
коммуникативной задаче;
 обучающийся слабо усвоил пройденный материал;
 выразил свои мысли на иностранном языке с такими отклонениями от языковых норм, которые
не позволяют понять содержание большей части сказанного.
4.4.3. Оценка чтения
4.4.3.1. Отметка «5» ставится:
 коммуникативная задача решена, обучающийся полностью понял и осмыслил содержание
прочитанного иноязычного текста в полном объеме;
 чтение соответствовало программным требованиям для данного класса.
4.4.3.2. Отметка «4» ставится:
 коммуникативная задача решена, обучающийся полностью понял и осмыслил содержание
прочитанного иноязычного текста за исключением деталей и частностей, не влияющих на
понимание текста;
 чтение обучающегося соответствовало программным требованиям для данного класса.
4.4.3.3. Отметка «3» ставится:
 коммуникативная задача решена, обучающийся понял, осмыслил главную идею прочитанного
иноязычного текста;
 чтение обучающегося соответствует программным требованиям для данного класса.
4.4.3.4. Отметка «2» ставится:
 коммуникативная задача не решена, обучающийся не понял прочитанного иноязычного текста;
 чтение обучающегося не соответствовало программным требованиям для данного класса.
4.5. Особенности оценивания по истории, обществознанию


11

4.5.1. Отметка «5» ставится:
 материал усвоен в полном объеме;
 изложение логично;
 основные умения сформированы и устойчивы;
 выводы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей жизни.
4.5.2. Отметка «4» ставится:
 в усвоении материала незначительные пробелы;
 изложение недостаточно систематизированное;
 отдельные умения недостаточно устойчивы;
 в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.
4.5.3. Отметка «3» ставится:
 в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно;
 отдельные умения недостаточно сформированы;
 выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.
4.5.4. Отметка «2» ставится:
 основное содержание материала не усвоено;
 выводов и обобщений нет.
4.6. Особенности оценивания по искусству (ИЗО)
4.6.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 полностью справляется с поставленной целью урока, правильно излагает изученный материал и
умеет применить полученные знания на практике;
 верно решает композицию рисунка, то есть гармонично согласовывает между собой все
компоненты изображения;
 умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
4.6.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
 полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности
второстепенного характера;
 гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
 умеет подметить, но не совсем точно передает в изображении наиболее характерное.
4.6.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 слабо справляется с поставленной целью урока;
 допускает неточность в изложении изученного материала.
4.6.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 допускает грубые ошибки в ответе;
 не справляется с поставленной целью урока.
4.7. Особенности оценивания по музыке
4.7.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 умеет пользоваться ключевыми и частными знаниями;
 проявляет музыкальные способности и стремление их проявить.
4.7.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
 умеет пользоваться ключевыми и частными знаниями;
 проявляет музыкальные способности, но не стремится их проявить.
4.7.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 умеет пользоваться ключевыми или частными знаниями;
или
 проявляет музыкальные способности.

12

4.7.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 не умеет пользоваться ключевыми и частными знаниями;
 не проявляет музыкальных способностей и не стремится их проявить.
4.8. Особенности оценивания по биологии
4.8.1. Оценка устных ответов
4.8.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 полно раскрыл содержание материала в объеме программы и учебника;
 четко и правильно дал определения и раскрыл содержание понятий, верно использовал научные
термины;
 для доказательства использовал различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
 дал самостоятельный ответ.
4.8.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
 раскрыл содержание материала, правильно дал определение понятия и использовал научные
термины;
 допустил незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности
при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
4.8.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 усвоил основное содержание учебного материала, но изложил его фрагментарно, не всегда
последовательно;
 дал нечеткие определения понятия, не использовал выводы и обобщения из наблюдений и
опытов, допустил ошибки при их изложении;
 допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
4.8.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 не раскрыл основного содержания учебного материала;
 не дал ответов на вспомогательные вопросы учителя;
 допустил грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
4.8.2. Оценка практических умений обучающихся
4.8.2.1. Оценка умений ставить опыты
4.8.2.1.1. Отметка «5» ставится, если:
 правильно определена цель опыта;
 самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа
по закладке опыта;
 научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
4.8.2.1.2. Отметка «4» ставится, если :
 правильно определена цель опыта;
 самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов, при закладке опыта
допущены 1–2 ошибки;
 грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;
 в описании наблюдения допущены неточности, выводы неполные.
4.8.2.1.3. Отметка «3» ставится, если:
 правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке
опыта проведены с помощью учителя;
 допущены неточности и ошибки в закладке опыта, описании наблюдений, формировании
выводов.
4.8.2.1.4. Отметка «2» ставится, если:
 не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;

13

допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
4.8.3. Оценка умений проводить наблюдения
4.8.3.1. Отметка «5» ставится, если:
 правильно по заданию проведено наблюдение;
 выделены существенные признаки;
 логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.
4.8.3.2. Отметка «4» ставится, если:
 правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у
наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
 допущена небрежность в оформлении наблюдения и выводов.
4.8.3.3. Отметка «3» ставится, если:
 допущены неточности, 1–2 ошибки в проведении наблюдения по заданию учителя;
 при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь
некоторые, допущены ошибки (1–2) в оформлении и наблюдении выводов.
4.8.3.4. Отметка «2» ставится, если:
 допущены ошибки (3–4) в проведении наблюдения по заданию учителя;
 неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3–4) в
оформлении наблюдений и выводов.
4.9. Особенности оценивания по географии
4.9.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 дал полный ответ, отражающий основной материал курса;
 правильно раскрыл содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и
конкретизация их примерами;
 правильно использовал карты и другие источники знаний;
 дал самостоятельный ответ с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные
сведения о важнейших географических событиях современности.
4.9.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
 дал ответ, который удовлетворяет требованиям на отметку «5»;
 есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко
исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
4.9.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 дал правильный ответ, четко определяет понятия и закономерности;
 затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает
материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
4.9.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 дал неправильный ответ;
 не раскрыл основное содержание учебного материала, не дал ответов на вспомогательные
вопросы учителя;
 допустил грубые ошибки в определении понятий;
 не умеет работать с картой.
4.10. Особенности оценивания по химии
4.10.1. Оценка устного ответа.
4.10.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 дал полный и правильный ответ на основании изученных теорий;
 изложил материал в определенной логической последовательности.
4.10.1.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:


14

дал полный и правильный ответ на основании изученных теорий;
 изложил материал в определенной последовательности;
 допустил 2–3 несущественных ошибки, исправленных по требованию учителя
или
 дал неполный и нечеткий ответ.
4.10.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 дал полный ответ, но допустил существенную ошибку
или
 ответ неполный, построен несвязно.
4.10.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 показал непонимание основного содержания учебного материла;
 допустил существенные ошибки, которые не смог исправить при наводящих вопросах учителя.
4.10.2. Оценка умений решать задачи
4.10.2.1. Отметка «5» ставится, если:
 в логическом рассуждении и решении нет ошибок;
 задача решена рациональным способом.
4.10.2.2. Отметка «4» ставится, если:
 в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, при этом задача решена, но
нерациональным способом;
 допущено не более двух несущественных ошибок.
4.10.2.3. Отметка «3» ставится, если:
 в логическом рассуждении нет существенных ошибок;
 допускается существенная ошибка в математических расчетах.
4.10.2.4. Отметка «2» ставится, если:
 имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
4.10.3. Оценка экспериментальных умений
4.10.3.1. Отметка «5» ставится, если:
 работа выполнена полностью. Сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент
осуществлен по плану, с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и
приборами;
 проявлены организационно-трудовые умения (поддерживается чистота рабочего места, порядок
на столе, экономно используются реактивы).
4.10.3.2. Отметка «4» ставится, если:
 работа выполнена, сделаны правильные наблюдения и выводы, эксперимент выполнен неполно
или наблюдаются несущественные ошибки в работе с веществами и приборами.
4.10.3.3. Отметка «3» ставится, если:
 ответ неполный, работа выполнена правильно не менее чем наполовину;
 допущена существенная ошибка (в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, по
ТБ при работе с веществами и приборами), которую обучающийся исправляет по требованию
учителя.
4.10.3.4. Отметка «2» ставится, если:
 допущены две или более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в
оформлении работы, по ТБ при работе с веществами и приборами), которые учащийся не может
исправить.
4.10.4. Оценка умений решать экспериментальные задачи
4.10.4.1. Отметка «5» ставится, если:


15

план решения задачи составлен правильно;
 осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
 дано полное объяснение и сделаны выводы.
4.10.4.2. Отметка «4» ставится, если:
 план решения составлен правильно;
 осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
 допущено не более двух несущественных ошибок (в объяснении и выводах).
4.10.4.3. Отметка «3» ставится, если:
 план решения составлен правильно;
 осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
 допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
4.10.4.4. Отметка «2» ставится, если:
 допущены две и более ошибки (в плане решения, в подборе химических реактивов и
оборудования, в объяснении и выводах).
4.11. Особенности оценивания по информатике
4.11.1. Оценка практических работ
4.11.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий;
 проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов;
 соблюдает правила техники безопасности;
 в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики,
вычисления;
 правильно выполняет анализ ошибок.
4.11.1.2. Отметка «4» ставится, если выполнены требования к отметке «5», но допущены 2–3
недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
4.11.1.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить
правильные результаты и выводы;
 в ходе проведения работы были допущены ошибки.
4.11.1.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 выполнил не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных
выводов;
 работа проводилась неправильно.
4.11.2. Оценка устных ответов:
4.11.2.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных
понятий;
 правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу;
 строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить
знания в новой ситуации;
 может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса
информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
4.11.2.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
 дал ответ по основным требованиям к ответу на отметку «5», но без использования
собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без


16

использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении
других предметов;
 допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с
помощью учителя.
4.11.2.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении
вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного
материала;
 умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму;
 допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной
негрубой ошибки, не более 2–3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов;
 допустил 4–5 недочетов.
4.11.2.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и
допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для отметки «3».
4.12. Особенности оценивания по физике
4.12.1. Нормы отметок за лабораторную работу
4.12.1.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности
проведения опытов и измерений;
 самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование, все опыты проводит в
условиях и режимах, обеспечивающих получение верных результатов и выводов;
 соблюдает требования безопасности труда;
 в отчете правильно и аккуратно делает все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики,
вычисления;
 без ошибок проводит анализ погрешностей.
4.12.1.2. Отметка «4» ставится, если:
 выполнены требования к отметке «5», но обучающийся допустил недочеты или негрубые
ошибки.
4.12.1.3. Отметка «3» ставится, если:
 результат выполненной части таков, что позволяет получить правильные выводы, но в ходе
проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
4.12.1.4. Отметка «2» ставится, если:
 результаты не позволяют получить правильных выводов;
 опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неверно.
4.12.2. Нормы отметок за устный ответ
4.12.2.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 обнаруживает правильное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и
закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных
понятий, законов, теорий, а также верное определение физических величин, их единиц и
способов измерения;
 правильно выполняет чертежи, схемы и графики, сопутствующие ответу;
 строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ своими примерами, умеет
применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий;
 может установить связь между изучаемыми и ранее изученными в курсе физики вопросами, а
также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

17

4.12.2.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
 дает ответ, который удовлетворяет основным требованиям к ответу на отметку «5», но в нем не
используются собственный план рассказа, свои примеры, не применяются знания в новой
ситуации, нет связи с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении
других предметов.
4.12.2.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 дает ответ, большая часть которого удовлетворяет требованиям к ответу на отметку «4», но
обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению
программного материала;
 умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых
формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразование формул.
4.12.2.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.
4.12.3. Нормы отметок за умение решать расчетные задачи
4.12.3.1. Отметка «5» ставится, если:
 в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
4.12.3.2. Отметка «4» ставится, если:
 в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена
нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
4.12.3.3. Отметка «3» ставится, если:
 в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в
математических расчетах.
4.12.3.4. Отметка «2» ставится, если:
 имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
4.13. Особенности оценивания по технологии
4.13.1. Отметка «5» ставится, если обучающийся:
 полностью усвоил учебный материал;
 умеет изложить его своими словами;
 самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
 правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
4.13.2. Отметка «4» ставится, если обучающийся:
 усвоил учебный материал;
 допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
 подтверждает ответ конкретными примерами;
 правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
4.13.3. Отметка «3» ставится, если обучающийся:
 не усвоил существенную часть учебного материала;
 допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
 затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
 слабо отвечает на дополнительные вопросы.
4.13.4. Отметка «2» ставится, если обучающийся:
 не усвоил учебный материал;
 не может изложить его своими словами;
 не может подтвердить ответ конкретными примерами;
 не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
4.14. Особенности оценивания по физической культуре

18

4.14.1. Отметка «5» ставится, если:
 упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без напряжения, уверенно;
 в играх учащийся показал знание правил игры, умение пользоваться изученными упражнениями
для быстрейшего достижения индивидуальных и коллективных целей в игре.
4.14.2. Отметка «4» ставится, если:
 упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, но недостаточно уверенно;
 в играх учащийся показал знание правил игры, но недостаточно уверенно умеет пользоваться
изученными движениями для быстрейшего достижения результатов в игре.
4.14.3. Отметка «3» ставится, если:
 упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с большим напряжением, допущены
незначительные ошибки;
 в играх учащийся показал знание лишь основных правил, но не всегда умеет пользоваться
изученными движениями.
4.14.4. Отметка «2» ставится, если:
 упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками;
 в играх учащийся показал слабое знание правил, неумение пользоваться изученными
упражнениями.
4.14.5. Оценивание обучающихся, освобожденных от уроков физической культуры или
отнесенных к специальной медицинской группе, производится с учетом письма Минобразования
от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию
здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой». В работе с
данной категорией обучающихся соблюдается дифференцированный и индивидуальный подход к
организации занятий.

Разработано зам. директора по УВР

Г.В.Чаплыгина

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».