АРП математика 1 класс

РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
начальной школы
протокол №4 от 24.08.2022 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ г. Керчи РК
СШ №1 им. В. Дубинина

__________ Г.В. Чаплыгина
Руководитель кафедры

___________ Е.А. Левкович
25.08.2022г.

___________ Т.А.Секисова

приказ №418 от 29.08.2022г.

Адаптированная рабочая программа
по предмету «математике»
для обучающегося 1-Б класса с ограниченными возможностями здоровья
с расстройствами аутистического спектра (8.3)на 2022/2023 учебный год

Составила:
Секисова Т.А., учитель начальных классов, первой
квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная адаптированная рабочая программа по математике для обучения на дому обучающегося для обучающегося 1 класса с
расстройствами аутистического спектра (8.3) составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ОВЗ, федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3), с адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра МБОУ г.Керчи
РК СШ№1 им.В.Дубинина, на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Подготовительный класс. 1 – 4 классы», под редакцией Алышева Т.В. «Математика» учебник для общеобразовательных организаций
в 2-х частях.1 класс, Москва: Просвещение.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Алышева Т.В. «Математика» учебник для общеобразовательных
организаций в 2-х частях.1 класс, Москва: Просвещение. Учебник для адаптированных основных образовательных программ. ФГОС".
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Формирование жизненной компетенции является неотъемлемой и важнейшей частью общего образования ребенка с
РАС. Математика - важный общеобразовательный предмет, который способствует овладению простыми логическими операциями,
пространственными, временными и количественными представлениями, необходимыми вычислительными и измерительными
навыками для познания окружающих предметов, процессов, явлений.
Цель: подготовка обучающихся с РАС к жизни в современном обществе и к переходу на следующую ступень получения образования.
Задачи:
- формировать доступные обучающимся с РАС математические знания и умения, необходимые для решения учебно-познавательных,
учебно-практических, бытовых и профессиональных задач;
- развивать произвольность мыслительной деятельности и формировать ее основные компоненты;
- способствовать развитию у обучающихся с РАС заинтересованности в математической деятельности;
- расширять объем математического словаря и возможности понимания обучающимися с РАС математической речи;
- корректировать и развивать личностные качества обучающихся с РАС средствами математики с учетом их индивидуальных
возможностей (в частности аккуратности, самостоятельности, терпеливости, умений планировать свою деятельность, осуществлять
контроль и самоконтроль).
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Адаптированная рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется после проведения обследования
(мониторинга) обучающихся с РАС. Продолжительность урока попредмету «Математика» в 1 классе составляет 35 минут.

2

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика». В соответствии с индивидуальным
учебным планом МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина для обучающегося 1 класса РАС по программе 8.3.
На изучение предмета «Математика» в 1 классе отведено 99 ч (3 ч в неделю; из них 2 часа аудиторно, 1 час самостоятельно, 33
учебные недели).
Учебный предмет «Математика» входит в предметную область «Математика».
Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1 (подготовительном) классе является
формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к
усвоению элементарных математических навыков.
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;

элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;

положительное отношение к своему национальному языку и культуре;

интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края
(населённого пункта), в котором находится ОО.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания

представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в
общественных местах, на природе;

уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;
 знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого,
 невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни
 первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и
общества;
 уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
(эстетическое воспитание)
 различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;
3

 формирование элементарных представлений о красоте;
 формирование умения видеть красоту природы и человека;
 представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА















образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20;
считать в прямом и обратном порядке по единице по 2, по 3, по 5;
сравнивать числа в пределах 20;
пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;
решать примеры на сложение и вычитание в одно и два действия без переходачерез десяток;
знать разрядный состав чисел второго десятка, раскладывать числа на десяткиединицы;
решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка;
решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколькоединиц;
заменять несколько монет по 1 р. одной монетой достоинством 2 р., 5 р., 10 р. идругими возможными способами;
читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;
записывать и решать примеры с именованными числами;
отображать точку на листе бумаги, классной доске;
строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию;
проводить прямую линию через одну и две точки.
Минимальный уровень:

образовывать, читать и записывать числа от 6 до 20;

считать в прямом и обратном порядке в пределах 20;

сравнивать числа в пределах 20 на конкретном материале;

пользоваться таблицей сложения и вычитания в пределах 10;

решать примеры на сложение и вычитание в одно действия без перехода черездесяток;

решать простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка (по готовому краткому условию или с помощью
педагога);

решать простые текстовые задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (по готовому краткому условию
или с помощью педагога);

читать и записывать числа, выраженные одной единицей измерения;

отображать точку на листе бумаги, классной доске;
строить прямую линию с помощью линейки, чертить кривую линию.

4

Базовые учебные действия
Группа БУД
Минимальный уровень освоения
Личностные
учебные действия

Коммуникативные
учебные действия

Учебные действия и умения
Достаточный уровень освоения

- осознание себя как ученика;
- положительное отношение к окружающей
действительности;
- проявление самостоятельности в выполнении
простых учебных заданий;
- проявление элементов личной ответственности при
поведении в новом социальном окружении (классе,
школе);
- готовность к изучению основ безопасного и
бережного поведения в природе и обществе.
- вступать в контакт и работать в паре «учительученик»;
- использовать принятые ритуалы социального
взаимодействия с одноклассниками и учителем;
- слушать и понимать инструкцию к учебному
заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться к людям.

Регулятивные
учебные Действия

- адекватно
соблюдать
ритуалы
школьного
поведения (поднимать руку, вставать и выходить изза парты и т.д.);
- активно участвовать в специально организованной
деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познавательные
учебные действия

- делать простейшие обобщения, сравнивать,
классифицировать на наглядном материале.

5

- осознание себя как ученика, готового посещать
школу
в
соответствии
со
специально
организованными режимнымимоментами;
- способность к принятию социального окружения,
своегоместа в нем (класс, школа);
- готовность
к
организации
элементарного
взаимодействия сокружающей действительностью.

- вступать в контакт и поддерживать его в
коллективе (учитель-класс, ученик-ученик,
учитель-ученик);
- обращаться за помощью и принимать помощь;
- изменять свое поведение в соответствии с
объективнымитребованиями учебной среды;
- конструктивно взаимодействовать с
людьми изближайшего окружения.
- принимать цели и произвольно включаться в
деятельность, следовать предложенному плану и
работать в общем темпе;
- соотносить свои действия и их результаты с
заданными образцами,
принимать
оценку
деятельности.
- выделять некоторые существенные, общие и
отличительные свойства хорошо знакомых

наблюдать
под
руководством
взрослого
предметами и явлениями окружающей
действительности.

за предметов;
- наблюдать самостоятельно за предметами
явлениями окружающей действительности

Необходимым условием реализации рабочей программы по учебному предмету «Математика» является создание развивающей
предметно-пространственной среды:
Направления коррекционноразвивающей работы
Коммуникация

Развивающая предметно-пространственная среда
Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы,
пиктограммы, схемы), слоговые таблицы.
Кубики «Сложи узор», цветные палочки,
различного рода конструктор
Зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга,
недорисованныеизображения, геометрические фигуры, разрезные картинки;
музыкальные инструменты
Схемы, модели, предметные и сюжетные картины

Мыслительные операции
Слуховое и зрительное восприятие,
внимание и память
Пространственные представления
Временные представления

Схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по
альтернативной коммуникации
Различного рода конструкторы, природныйматериал, разрезные картинки, мозаика
и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование - оригами
Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки,
застежки, сборно-разборные дидактические игрушки

Конструктивный праксис
Развитие общей и ручной моторики

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
п/п
1.

Раздел
Единицы измерения и их
соотношения

Краткое содержание курса

Кол-во
часов
4

Единицы времени – сутки, неделя (дни недели), соотношение между ними.
Единицы стоимости – рубль. Обозначение – 1 р. Знакомство с монетами 1 р., 2
р., 5 р., 10 р. Разменмонет.
Единицы длины – сантиметр. Обозначение – 1 см.
6

и

2.

3.

Нумерация

48

Арифметическиедействия
20

4.

Арифметическиезадачи
19

5.

Геометрическийматериал
8

Отрезок числового ряда 1 – 9. Число и цифра 0. Число 10. Образование,
чтение и запись чисел 1 –
10. Соотношение количества, числительного и цифры. Состав чисел
первого десятка.Отрезок числового ряда 11 – 20. Образование, чтение и
запись чисел в пределах 20.
Счет в прямой и обратной последовательности в пределах 20. Место числа в
числовом ряду. Число предшествующее (предыдущее) и следующее
(последующее). Счет от/до заданного числа. Счет равными числовыми
группами в пределах 20. Сравнение чисел в пределах 20, установление
соотношения больше, меньше, равно.
Сложение и вычитание в пределах 10. Взаимосвязь сложения и вычитания.
Переместительныйзакон сложения. Таблицы сложения и вычитания.
Знакомство с названиями компонентов и результатов действий сложения и
вычитания.
Решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10, требующих
выполнения двух действий(одинаковых, разных) без скобок.
Простые арифметические задачи на нахождение суммы, разности (остатка):
запись краткогоусловия, решения, наименования при записи решения, ответа.
Точка, построение точки. Вычерчивание геометрических фигур
(квадрат,
прямоугольник,треугольник) по заданным вершинам
(точкам).
Прямая и кривая линия. Построение прямой линии с помощью линейки.
Построение кривой линии.Отрезок, измерение длины отрезка. Построение
отрезка заданной длины.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИ
1.
2.
3.

Алышева Т. В. Рабочая тетрадь по математике — В 2 частях. Москва: Просвещение
Алышева Т.В. «Математика» учебник для общеобразовательных организаций в 2х частях.1 класс, Москва: Просвещение.
Кубики «Сложи узор» (Световид)
Цветные счетные палочки Кюизенера (Корвет)

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».