АРП физкультура 1 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи
Республики Крым «Специализированная школа № 1с углублённым изучением
английского языка имени Володи Дубинина»
Рассмотрено
на заседании кафедры
физической культуры и
искусства протокол № 4
от 25.08.2023 г.
Руководитель кафедры
___________Н.Н.Землянова

Согласовано:
Заместитель директора по
УВР

Утверждаю:
Директор МБОУ г. Керчи РК
СШ №1 им.В.Дубинина

__________ Г.В.Чаплыгина

________ Е.А.Левкович

25.08.2023г

Приказ №481 от 30.08.2023г.

Адаптированная рабочая программа
по предмету «Физическая культура»
для обучающегося 1 класса с ограниченными возможностями здоровья
с расстройствами аутистического спектра (8.3)
на 2023/2024 учебный год

Составила:
Осадчий С.Н., учитель физкультуры, первой
квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная адаптированная рабочая программа по математике для обучения на дому
для обучающегося 1-Б класса с расстройствами аутистического спектра (8.3) составлена на
основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с
ОВЗ, федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с
расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3),
адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования
обучающихся с
расстройствами аутистического спектра МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Физическая культура является составной частью образовательного процесса
обучающихся с РАС. Она решает образовательные, воспитательные, коррекционноразвивающие и
лечебно-оздоровительные задачи.
Физическое
воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной
связи с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым обучением; занимает
одно из важнейших мест в подготовке этой категории обучающихся к самостоятельной
жизни,
производительному
труду, воспитывает положительные качества
личности, способствует социальной интеграции школьников в общество.
Физическое
воспитание
и
развитие
обучающихся
с
расстройством
аутистического спектра (далее - РАС) представляет довольно большую сложность для
педагога, т.к. при поступлении в школу у ребенка присутствуют нарушения речи, а как
один из возможных вариантов речь может совсем отсутствовать, а также существуют
большие сложности с восприятием словесных инструкций и пониманием обращенной
речи.
Имеют
место нарушения коммуникативной функции и нежелание
(невозможность в силу диагноза) выстраивать межличностные связи с учителем и
сверстниками, необходимые для формирования основ физической культуры и
физического развития. Так же у детей встречается: своеобразие движений:
произвольные
движения
неловкие,
недостаточно координированы,
наличие
стереотипных повторений одних и тех же движений. Боязнь всего нового,
приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки.
Для всестороннего развития личности обучающихся с РАС в процессе приобщения
их к физической культуре, коррекции недостатков психофизического развития,
расширении индивидуальных двигательных возможностей, социальной адаптации в
учебный план для учащихся данной категории на I этапе обучения (дополнительный
первый класс – 1/, 1 – 4 классы) вводится курс «Физическая культура».
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным
и физическим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
― коррекция нарушений физического развития;
― формирование двигательных умений и навыков;
― развитие двигательных способностей в процессе обучения;
― укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной
осанки;
― раскрытие возможных избирательных способностей и интересов ребенка для
освоения доступных видов спортивно-физкультурной деятельности;
― формирование
и воспитание гигиенических навыков при выполнении
физических упражнений;
― формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и
безопасного образа жизни;
2

― поддержание устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
― формирование
познавательных
интересов,
сообщение
доступных
теоретических сведений по физической культуре;
― воспитание устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями; ―
воспитание нравственных, морально-волевых качеств (настойчивости,
смелости), навыков культурного поведения;
Коррекция недостатков психического и физического развития с учетом
возрастных особенностей обучающихся, предусматривает:
― обогащение чувственного опыта;
― коррекцию и развитие сенсомоторной сферы;
― формирование навыков общения, предметно-практической и познавательной
деятельности.
Для решения поставленных задач у обучающихся данной категории необходим
дифференцированный подход к построению АООП, который предполагает учет их
особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности
возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость
создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе
индивидуального учебного плана.
Содержание курса «Физическая культура» представлена в АООП следующими
разделами: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Игры».
Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения
и материал для практической подготовки обучающихся, необходимые, как для успешного
продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки
обучающихся данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Физическая культура» входит в предметную область
«Физическая культура».
Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области,
в
1
(подготовительном) классе является
формирование коммуникативной и
личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку
обучающихся к усвоению элементарных навыков в данной предметной
деятельности.
Разработана согласно индивидуальному учебному плану МБОУ г.Керчи РК
СШ№1 им.В.Дубинина для обучающегося с расстройствами аутистического спектра
(8.3), количество часов распределено следующим образом:
Общее количество часов

99

Освоение
с
учителем
(очная форма
обучения)
Самостоятельное освоениес
родителями

33

Из них: 33 часа аудиторно, 66 часов
самостоятельное обучение
Учитель Осадчий С.Н.
Родитель
(законный представитель)
Поплавская Н.И.

66

Часы распределены, в связи с тем, что умственный и физический уровень развития
данного ребенка не позволяет в полной мере усвоить учебный материал по данному
предмету. У мальчика слабо развита мелкая моторика. Нуждается в разнообразных видах
помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимает, как новое.
Знания усваиваются механически, быстро забываются. Память кратковременная,
зрительно-контрольные действия нарушены. Словарный запас значительно ниже
возрастной нормы и представлен преимущественно обиходной лексикой.
3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Предметные результаты АООП по физической культуре включают освоение
обучающимися с расстройством аутистического спектра специфические умения, знания и
навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной
категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в
следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
АООП по физической культуре определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень:
выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя;
знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанно их
применять;
выполнять несложные упражнения по словесной инструкции при выполнении
строевых команд;
принимать правильную осанку; ходить в различном темпе с различными
исходными положениями;
взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении подвижных игр,
элементов соревнований; участвовать в подвижных играх и эстафетах под руководством
учителя;
знать правила бережного обращения с инвентарём и оборудованием, соблюдать
требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных
мероприятиях.
Достаточный уровень:
практически освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, спортивных и
подвижных игр и др. видов физической культуры;
владеть комплексами упражнений для формирования правильной осанки и
развития мышц туловища; участие в оздоровительных занятиях в режиме дня
(физкультминутки);

4

Разделы курса
Знания о физической
культуре
модуль
Гимнастика

модуль
Легкая атлетика

модуль
Игры

Тема
Правила поведения на уроках физической культуры (техника безопасности). Чистота зала, снарядов. Физическая нагрузка
и отдых. Физическое развитие. Осанка. Физические качества.
Понятия о предварительной и исполнительной командах.
Предупреждение травм во время занятий.
Теоретические сведения.
Одежда и обувь гимнаста. Элементарные сведения о гимнастических снарядах и предметах. Правила поведения на уроках
гимнастики. Понятия: колонна, шеренга, круг. Элементарные
сведения о правильной осанке, равновесии. Элементарные
сведения о скорости, ритме, темпе. Развитие двигательных
способностей и физических качеств с помощью средств
гимнастики.
Практический материал.
Построения и перестроения.
Упражнения
без
предметов
(корректирующие
и
общеразвивающие упражнения):
- основные положения и движения рук, ног, головы, туловища;
- упражнения для расслабления мышц;
- упражнения для мышц шеи;
- упражнения для укрепления мышц спины и живота;
- упражнения для развития мышц рук и плечевого пояса;
- упражнения для мышц ног;
- упражнения на дыхание;
- упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев;
- упражнения для формирования правильной осанки;
- упражнения для укрепления мышц туловища.
Упражнения с предметами:
- с гимнастическими палками;
- с флажками;
- с малыми обручами;
- с малыми мячами;
- с большим мячом;
- с набивными мячами (вес 2 кг);
- упражнения на равновесие;
- лазанье и перелезание;
- упражнения для развития пространственно-временной
дифференцировки и точности движений;
- переноска грузов и передача предметов;
- прыжки.
Теоретические сведения.
Элементарные понятия о ходьбе, беге, прыжках и метаниях.
Правила поведения на уроках легкой атлетики. Понятие о начале
ходьбы и бега; ознакомление учащихся с правилами дыхания во
время ходьбы и бега. Ознакомление учащихся с правильным
положением тела во время выполнения ходьбы, бега, прыжков,
метаний. Развитие двигательных способностей и физических
качеств средствами легкой атлетики.
Практический материал.
Ходьба. Бег. Прыжки. Метание.
Теоретические сведения.
Элементарные сведения о правилах игр и поведении во время

5

игр. Правила игр. Элементарные игровые технико-тактические
взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером,
командой и соперником). Элементарные сведения по овладению
игровыми умениями (ловля мяча, передача, броски, удары по
мячу.
Практический материал.
Подвижные игры:
- Коррекционные игры
- Игры с бегом;
- Игры с прыжками;
- Игры с лазанием;
- Игры с метанием и ловлей мяча;
- Игры с построениями и перестроениями;
- Игры с элементами общеразвивающих упражнений;
- Игры с бросанием, ловлей, метанием.
выполнять основные двигательные действия в соответствии с заданием учителя:
бег, ходьба, прыжки и др.;
принимают активное участие в подвижных играх и эстафетах со сверстниками;
узнавать различный спортивный инвентарь в основных видах двигательной
активности и уметь их применять в практической деятельности;
соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурноспортивных мероприятиях.
Личностные результаты
включают овладение обучающимися начальными
навыками адаптации в окружающем мире, установок, ориентиров и норм поведения,
обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья, социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов.

-

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программой предусмотрены следующие виды работы:
беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества
здоровья и коррекции нарушенных функций;
выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную
инструкцию учителя;
самостоятельное выполнение упражнений;
занятия в тренирующем режиме;
развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой
атлетики, формирование двигательных умений и навыков через ознакомление с
элементами спортивных и подвижных игр.

6

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ
ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обеспечение учебного предмета «Физическая культура» включает:
- печатные пособия: таблицы, схемы, плакаты с классификацией видов спорта,
спортивных упражнений, последовательностью выполнения упражнений;
- дидактический раздаточный материал: карточки по физкультурной грамоте;
- информационно-коммуникативные средства: обучающие материалы, программы;
технические средства обучения;
- учебно-практическое оборудование: спортивный инвентарь и оборудование;
спортивные тренажеры;
- модули: набивные мячи, гантели; гимнастическое оборудование; скакалки, обручи,
ленты; баскетбольные, волейбольные, футбольные мячи; сетки, флажки, кегли;
тренажерное оборудование.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
При переходе в 1 класс обучающийся может уметь:
- выполнять задания по показу и по словесной инструкции;
- двигаться по залу в заданном направление с разной скоростью с препятствиями и без
них;
- выполнять различные прыжки на месте и через предметы;
- ученик должен знать правила поведения на уроках и во время игр - выполнять
упражнения с мячом, в том числе метание в цель;
- должен знать название снарядов и такие слова как «шеренга», «колонна», «круг».

7

№
п/п
1.

2.
3.

4.

Раздел
Теоретическ
ие сведения

Кол-во
часов
4

Лёгкая
атлетика
Гимнастика

46

Подвижные
и
спортивные
игры.

26

23

Краткое содержание курса
Т.Б. на уроках физ. культуры. Личная гигиена. Спортивная форма. Правила игр. Знакомство с
различными упражнениями, видами спорта, спортивным инвентарём. Физическая нагрузка и отдых.
Физическое развитие. Осанка. Физические качества.
Ходьба. Бег. Прыжки. Метание.
Построения и перестроения.
Упражнения без предметов (корригирующие и обще-развивающие упражнения):
основные положения и движения рук, ног, головы, туловища; упражнения для расслабления мышц;
упражнения для мышц шеи;
упражнения для укрепления мышц спины и живота; упражнения для развития мышц рук и плечевого
пояса; упражнения для мышц ног; упражнения на дыхание;
упражнения для развития мышц кистей рук и пальцев; упражнения для формирования правильной
осанки; упражнения для укрепления мышц туловища.
Упражнения с предметами:
с гимнастическими палками; с обручами; с гимн. палками; с мячами;
с гимн. лентами; с набивными мячами (вес 1 кг);упражнения на равновесие;
лазанье и перелезание; упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и
точности движений; переноска грузов и передача предметов.
Игры с бегом; игры с прыжками; игры с лазанием; игры с метанием и ловлей мяча;
игры с построениями и перестроениями; игры с элементами общеразвивающих упражнений. Футбол,
пионербол, бадминтон.

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».