АРП музыка 1 класс

РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
начальной школы
протокол №4 от 24.08.2023
г.

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ г. Керчи РК
СШ №1 им. В. Дубинина

__________ Г.В. Чаплыгина
___________ Е.А. Левкович

Руководитель кафедры

25.08.2022г.
приказ № 418 от 29.08.2022г.

___________ Т.А.Секисова

Адаптированная рабочая программа
по предмету «Музыке»
для обучающегося 1-Б класса
с расстройствами аутистического спектра (8.3)
на 2023/2024 учебный год

Составила:
Секисова
Т.А.,
начальной школы

руководитель

кафедры

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная адаптированная рабочая программа по музыке для обучения на дому для
обучающегося 1-Б класса с расстройствами аутистического спектра (8.3) составлена на основе
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ОВЗ, федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант
8.3), адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет музыка включён в обязательную часть образовательной области «Музыка»
учебного плана для учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности
при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков
носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с
большим трудом переносятся и используются в реальной жизни. Очень важно в коррекционной
работе использовать характерные, образные, по возможности, яркие распевки, песенки, отрывки
музыкальных произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка,
развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.
Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа
художественности. Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со
сверстниками и родными, игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи,
школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая, профессиональная деятельность.
Музыка для слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального
языка; классической гармонией; выразительными мелодическими оборотами; использованием
изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов.
Важно также сохранить привычную для детей с РАС последовательность смены деятельности
в структуре урока. Повторяемость музыкальных произведений отвечает принципу концентризма
построения учебного материала. Повторение обучающимися с РАС ранее изученных музыкальных
произведений способствует лучшему пониманию, осознанию средств музыкальной
выразительности, возникновению новых переживаний, закреплению уже полученных
представлений, знаний, исполнительских умений и навыков, совершенствованию собственного
музыкального опыта.
Представленные в рабочей программе песни и распевки могут быть при необходимости
дополнены нотными примерами аналогичного уровня сложности. Существенной частью уроков
музыки являются музыкально– ритмические движения, музыкальные игры и простые танцевальные
движения, корректирующие отклонения вразвитии общей моторики детей с РАС. Все получаемые
детьми с различными синдромами аутизма на уроках музыки знания, умения и навыки дают им
собственный нравственный и эстетический опыт, являющийся практически значимым для их
социальной адаптации и реабилитации.
Музыка в образовательном учреждении является неотъемлемой частью предметов
эстетического цикла, таких как литературное чтение, изобразительное искусство, ритмика.
Специфика начального курса предмета музыка заключается в его тесной взаимосвязи с некоторыми
учебными и коррекционными предметами. А именно: разучивание текста песен способствует
приобретению навыков устной речи, правильная артикуляция звуков и слогов, техника развития
певческого дыхания способствует развитию дикции ребёнка. Для детей с различными синдромами
2

аутизма, нарушением интеллекта, нарушениями поведения и всех сторон речи очень важно участие
в художественной деятельности своего образовательного учреждения. Итогом творческой
активности учащихся и педагогов могут стать праздничные утренники.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями–в зависимости от
индивидуальных, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает
овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень–
предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень
предметных результатов поучебному курсу «Музыка» определяется в конце учебного года в связи с
неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
Цель: обучения музыке детей с РАС является при общение их к основам музыкальной
культуры, как неотъемлемой части духовной культуры в целом, для их социальной реабилитации и
адаптации в современном обществе.
Основы музыкальной культуры обучающихся с РАС–интегративное понятие,
предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий
музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями,
непредусматривающееихцеленаправленнуюподготовкукпрофессиональным занятиям музыкой
(устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные
представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в
овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования;
понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное звуко
извлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).
Задачи:

Формирование доступных музыкальных знаний и умений;

Формирование стремления и привычки к слушанию музыки

Развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий
музыкальной деятельностью;

Обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи,
обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности;

реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной
деятельности для преодоления у обучающегося неадекватных форм поведения, снятия
эмоционального напряжения

коррекция недостатков развития познавательной деятельности и эмоционально –волевой
сферы с учётом индивидуальных возможностей для профилактики социальной дезадаптации.
Срок реализации рабочей программы
Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после
проведения обследования (мониторинга) обучающихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство».
Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1
классе является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к
школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных музыкальных
навыков.
Реализация рабочей программы
учебного предмета «Музыка» 1 класс
разработана согласно индивидуальному учебному плану МБОУ г.Керчи РК «СШ№1
им.В.Дубинина» для обучающегося 1 класса, ребенка с ОВЗ Поплавского А., количество часов
распределено следующим образом. Всего 66 часов, из них аудиторно 0,5 часа в недел (16,5 часов
за год), 1,5 часа самостоятельное изучение с родителями (49,5 часов за год)
Часы распределены, в связи с тем, что умственный и физический уровень
развитияданногоребенканепозволяетвполноймереусвоитьучебныйматериалподанномупредмету.
3

Ребёнок не ориентируется во времени, на странице в тетради. У мальчика слаборазвита мелкая
моторика. Нуждается в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении.
Каждое задание принимает, как новое. Знания усваиваются механически, быстро забываются.
Память кратко временная, зрительно-контрольные действия нарушены. Словарный запас
значительно ниже возрастной нормы и представлен преимущественно обиходной лексикой.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты рабочей программы по музыке включают освоение обучающимися с
РАС специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области и готовность их
применения. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным
критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Предметные результаты в 1 классе
Минимальный уровень:

определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных
Программой;

наличие представления о некоторых основных музыкальных инструментах и их звучании;

пение (подпевание) фраз знакомых песен с помощью педагога с инструментальным
сопровождением;

наличие представлений о логопедических жестах, обозначающие гласные звуки

различие вступления, окончания песни.
Достаточный уровень:

определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных
Программой

самостоятельное исполнение разученных песен; в том числе без сопровождения

одновременное начало и окончание пения: не отставать и не опережать;

правильное формирование при пении гласных звуков;

наличие представления о некоторых народных музыкальных инструментах и их звучании;

различение разно образных по характеру и звучанию песней

различение по характеру звучания колыбельную, марш, танец
Личностные результаты в 1 дополнительном классе
1)
формирование образа себя, осознание себя как ученика
2)
развитие элементарных представлений об окружающем мире;
3)
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
4)
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
5)
формирование этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей.

4

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
п/п

1.

Раздел

Кол-во
часов

Хоровое пение На
Каждом уроке
18 ч

2.

Восприятие
На каждом
музыки
уроке
(элементы
музыкальнойграм 16 ч
оты)

3.

Игра на
инструментах
детского
шумового
оркестра

На каждом
уроке
14 ч

4.

Музыкально –
ритмические
движения

На
каждом
уроке18 ч

Краткое содержание курса

Использование
ритуала
«музыкальное
приветствие»,
«музыкальное прощание»
Разучивание песен про игрушки и(рыбка, котик,
Петрушка, зайчик и т. д.) с использованием
дидактического материала
Воспроизведение знакомых звукоподражаний: «муму, но-но, га-га, мяу и т.д.).
Разучивание коротких игр с пальчиками в
музыкальном сопровождении.
Формирование навыков пения кантилены с
помощью
работы
над
элементарными
дыхательными упражнениями: «надуться как
шарик», «подуть на свечу», «погреть ладошку
дыханием».
Формирование пения гласных «а-о-у-и-э»при
помощи «логопедических жестов»
Разучивание по певок и небольших песен с голоса
учителя. Развитие умения слушать вступление и
правильно начинать пение в месте с педагогом
Развитие умения вслушиваться в музыку,
запоминать новые короткие песенки. Знакомые по
певки различать при выборе из двух. Формирование
навыка
внимательно прослушать небольшую
часть музыкального произведения.
Формирование представления о жанрах: песня,
колыбельная, марш.
Ознакомление с силой звучания: громко, тихо.
Ознакомление с темпами в музыке: быстро,
медленно.
Формирование интереса к звучанию музыкальных
инструментов, эмоциональному восприятию
музыки: «стук дождя», шорох листьев», «звон
капели». Формирование навыка прислушиваться к
звучанию музыкальных инструментов: выполнять
ходьбу, бег, марш. Формирование навыка игры
ровными длительностями: деревянные коробочки
Формирование навыка построения в кругу:

Быстрый шаг по кругу со сменой
направления

Выставление ноги на пятку, на носок

Хлопки в ладоши, полуприседания

Лёгкий бег, поскоки по кругу

Необходимым условием реализации программы по учебному предмету «Музыка» является
создание развивающей предметно-пространственной среды.
5

Направления коррекционно-развивающей Развивающая предметно-пространственная
работы
среда
Коммуникация

диски из музыкальных серий; плоскостные и
объемные игрушки, султанчики, ленточки,
мячи

Слуховое и зрительное восприятие,
внимание и память

Детские музыкальные инструменты

Развивающая предметно-пространственная среда учебного курса отражена в календарнотематическом планировании.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
минимальный уровень:

Определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных
Программой;

Наличие представления о некоторых основных музыкальных инструментах и их звучании
(труба, гармонь, гитара);

Пение (подпевание) фраз знакомых песен с помощью педагога с фонового сопровождения;

Наличие представлений о логопедических жестах, обозначающие гласные звуки

Различие вступления, окончания песни
Достаточный уровень:

Определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных
Программой

самостоятельное исполнение разученных песен; в том числе без сопровождения

одновременное начало и окончание пения;

правильное формирование при пении гласных звуков;

наличие представления о некоторых народных музыкальных инструментах и их звучании
(гусли, дудка, гармонь, трещотка, деревянные ложки);

различение разнообразных по характеру и звучанию песней

различение по характеру звучания колыбельную, марш, танец

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».