РАССМОТРЕНО на заседании кафедры начальной школы протокол №4 от 24.08.2023 г. СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ г. Керчи РК СШ №1 им. В. Дубинина __________ Г.В. Чаплыгина ___________ Е.А. Левкович Руководитель кафедры 25.08.2022г. приказ № 418 от 29.08.2022г. ___________ Т.А.Секисова Адаптированная рабочая программа по предмету «Музыке» для обучающегося 1-Б класса с расстройствами аутистического спектра (8.3) на 2023/2024 учебный год Составила: Секисова Т.А., начальной школы руководитель кафедры ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная адаптированная рабочая программа по музыке для обучения на дому для обучающегося 1-Б класса с расстройствами аутистического спектра (8.3) составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3), адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебный предмет музыка включён в обязательную часть образовательной области «Музыка» учебного плана для учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни. Очень важно в коррекционной работе использовать характерные, образные, по возможности, яркие распевки, песенки, отрывки музыкальных произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация. Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа художественности. Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со сверстниками и родными, игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи, школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая, профессиональная деятельность. Музыка для слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального языка; классической гармонией; выразительными мелодическими оборотами; использованием изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов. Важно также сохранить привычную для детей с РАС последовательность смены деятельности в структуре урока. Повторяемость музыкальных произведений отвечает принципу концентризма построения учебного материала. Повторение обучающимися с РАС ранее изученных музыкальных произведений способствует лучшему пониманию, осознанию средств музыкальной выразительности, возникновению новых переживаний, закреплению уже полученных представлений, знаний, исполнительских умений и навыков, совершенствованию собственного музыкального опыта. Представленные в рабочей программе песни и распевки могут быть при необходимости дополнены нотными примерами аналогичного уровня сложности. Существенной частью уроков музыки являются музыкально– ритмические движения, музыкальные игры и простые танцевальные движения, корректирующие отклонения вразвитии общей моторики детей с РАС. Все получаемые детьми с различными синдромами аутизма на уроках музыки знания, умения и навыки дают им собственный нравственный и эстетический опыт, являющийся практически значимым для их социальной адаптации и реабилитации. Музыка в образовательном учреждении является неотъемлемой частью предметов эстетического цикла, таких как литературное чтение, изобразительное искусство, ритмика. Специфика начального курса предмета музыка заключается в его тесной взаимосвязи с некоторыми учебными и коррекционными предметами. А именно: разучивание текста песен способствует приобретению навыков устной речи, правильная артикуляция звуков и слогов, техника развития певческого дыхания способствует развитию дикции ребёнка. Для детей с различными синдромами 2 аутизма, нарушением интеллекта, нарушениями поведения и всех сторон речи очень важно участие в художественной деятельности своего образовательного учреждения. Итогом творческой активности учащихся и педагогов могут стать праздничные утренники. Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями–в зависимости от индивидуальных, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень– предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов поучебному курсу «Музыка» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта. Цель: обучения музыке детей с РАС является при общение их к основам музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры в целом, для их социальной реабилитации и адаптации в современном обществе. Основы музыкальной культуры обучающихся с РАС–интегративное понятие, предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями, непредусматривающееихцеленаправленнуюподготовкукпрофессиональным занятиям музыкой (устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования; понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное звуко извлечение при игре на простейших музыкальных инструментах). Задачи: Формирование доступных музыкальных знаний и умений; Формирование стремления и привычки к слушанию музыки Развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий музыкальной деятельностью; Обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности; реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной деятельности для преодоления у обучающегося неадекватных форм поведения, снятия эмоционального напряжения коррекция недостатков развития познавательной деятельности и эмоционально –волевой сферы с учётом индивидуальных возможностей для профилактики социальной дезадаптации. Срок реализации рабочей программы Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся. Место учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство». Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1 классе является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных музыкальных навыков. Реализация рабочей программы учебного предмета «Музыка» 1 класс разработана согласно индивидуальному учебному плану МБОУ г.Керчи РК «СШ№1 им.В.Дубинина» для обучающегося 1 класса, ребенка с ОВЗ Поплавского А., количество часов распределено следующим образом. Всего 66 часов, из них аудиторно 0,5 часа в недел (16,5 часов за год), 1,5 часа самостоятельное изучение с родителями (49,5 часов за год) Часы распределены, в связи с тем, что умственный и физический уровень развитияданногоребенканепозволяетвполноймереусвоитьучебныйматериалподанномупредмету. 3 Ребёнок не ориентируется во времени, на странице в тетради. У мальчика слаборазвита мелкая моторика. Нуждается в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимает, как новое. Знания усваиваются механически, быстро забываются. Память кратко временная, зрительно-контрольные действия нарушены. Словарный запас значительно ниже возрастной нормы и представлен преимущественно обиходной лексикой. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Предметные результаты рабочей программы по музыке включают освоение обучающимися с РАС специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области и готовность их применения. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Предметные результаты в 1 классе Минимальный уровень: определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой; наличие представления о некоторых основных музыкальных инструментах и их звучании; пение (подпевание) фраз знакомых песен с помощью педагога с инструментальным сопровождением; наличие представлений о логопедических жестах, обозначающие гласные звуки различие вступления, окончания песни. Достаточный уровень: определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой самостоятельное исполнение разученных песен; в том числе без сопровождения одновременное начало и окончание пения: не отставать и не опережать; правильное формирование при пении гласных звуков; наличие представления о некоторых народных музыкальных инструментах и их звучании; различение разно образных по характеру и звучанию песней различение по характеру звучания колыбельную, марш, танец Личностные результаты в 1 дополнительном классе 1) формирование образа себя, осознание себя как ученика 2) развитие элементарных представлений об окружающем мире; 3) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 4) формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками 5) формирование этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей. 4 ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА № п/п 1. Раздел Кол-во часов Хоровое пение На Каждом уроке 18 ч 2. Восприятие На каждом музыки уроке (элементы музыкальнойграм 16 ч оты) 3. Игра на инструментах детского шумового оркестра На каждом уроке 14 ч 4. Музыкально – ритмические движения На каждом уроке18 ч Краткое содержание курса Использование ритуала «музыкальное приветствие», «музыкальное прощание» Разучивание песен про игрушки и(рыбка, котик, Петрушка, зайчик и т. д.) с использованием дидактического материала Воспроизведение знакомых звукоподражаний: «муму, но-но, га-га, мяу и т.д.). Разучивание коротких игр с пальчиками в музыкальном сопровождении. Формирование навыков пения кантилены с помощью работы над элементарными дыхательными упражнениями: «надуться как шарик», «подуть на свечу», «погреть ладошку дыханием». Формирование пения гласных «а-о-у-и-э»при помощи «логопедических жестов» Разучивание по певок и небольших песен с голоса учителя. Развитие умения слушать вступление и правильно начинать пение в месте с педагогом Развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать новые короткие песенки. Знакомые по певки различать при выборе из двух. Формирование навыка внимательно прослушать небольшую часть музыкального произведения. Формирование представления о жанрах: песня, колыбельная, марш. Ознакомление с силой звучания: громко, тихо. Ознакомление с темпами в музыке: быстро, медленно. Формирование интереса к звучанию музыкальных инструментов, эмоциональному восприятию музыки: «стук дождя», шорох листьев», «звон капели». Формирование навыка прислушиваться к звучанию музыкальных инструментов: выполнять ходьбу, бег, марш. Формирование навыка игры ровными длительностями: деревянные коробочки Формирование навыка построения в кругу: Быстрый шаг по кругу со сменой направления Выставление ноги на пятку, на носок Хлопки в ладоши, полуприседания Лёгкий бег, поскоки по кругу Необходимым условием реализации программы по учебному предмету «Музыка» является создание развивающей предметно-пространственной среды. 5 Направления коррекционно-развивающей Развивающая предметно-пространственная работы среда Коммуникация диски из музыкальных серий; плоскостные и объемные игрушки, султанчики, ленточки, мячи Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память Детские музыкальные инструменты Развивающая предметно-пространственная среда учебного курса отражена в календарнотематическом планировании. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА минимальный уровень: Определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой; Наличие представления о некоторых основных музыкальных инструментах и их звучании (труба, гармонь, гитара); Пение (подпевание) фраз знакомых песен с помощью педагога с фонового сопровождения; Наличие представлений о логопедических жестах, обозначающие гласные звуки Различие вступления, окончания песни Достаточный уровень: Определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой самостоятельное исполнение разученных песен; в том числе без сопровождения одновременное начало и окончание пения; правильное формирование при пении гласных звуков; наличие представления о некоторых народных музыкальных инструментах и их звучании (гусли, дудка, гармонь, трещотка, деревянные ложки); различение разнообразных по характеру и звучанию песней различение по характеру звучания колыбельную, марш, танец 6