РАССМОТРЕНО на заседании кафедры начальной школы протокол №4 от 25.08.2023г. СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ г. Керчи РК СШ №1 им. В. Дубинина __________ Г.В. Чаплыгина Руководитель кафедры ___________ Е.А. Левкович 25.08.2023г. ___________ Т.А.Секисова приказ № 481 от 30.08.2023г. Адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для обучающегося 1 класса с ограниченными возможностями здоровья с расстройствами аутистического спектра (8.3) на 2023/2024 учебный год Составила: Секисова Т.А., учитель начальных классов, первой квалификационной категории ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная адаптированная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» для обучения на дому для обучающегося 1 класса с расстройствами аутистического спектра (8.3) составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3), адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебный предмет «Мир природы и человека» включен в образовательную область «Естествознание». Программа является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. Цель: формирование у обучающегося c РАС первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека, их подготовка к жизни в современном обществе. Задачи: развивать познавательные способности; выработать у ребенка правильное, осмысленное представление об изучаемыхпредметах и явлениях; учить познавать свойства и качества предметов; учить использовать знания о свойствах и качествах предмета в быту; воспитывать у ребенка бережное отношение к окружающему миру под контролем взрослого. Содержание курса «Мир природы и человека» как учебного предмета на I этапе обучения (дополнительный первый класс – 11, 1 – 4 классы) представлено в АООП следующими разделами: сезонные изменения в природе, сезонные изменения в неживой природе, растения и животные в разное время года, одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года, неживая природа, живая природа (в том числе растения, животные, человек), безопасное поведение. Учебный материал в предложенных разделах, имеет концентрическую структуру и, в достаточной степени, представляет основы курса «Мир природы и человека» необходимые, как для успешного продолжения образования на следующих ступенях обучения, так и для подготовки обучающегося данной категории к самостоятельной жизни в современном обществе. Место учебного предмета в Учебном плане Учебный предмет «Мир природы и человека» входит в предметную область «Естествознание». Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1 классе является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных представлений об окружающем мире. Реализация рабочей программы учебного предмета «Мир природы и человека» 1 класс разработана согласно индивидуальному учебному плану количество часов распределено следующим образом: Часы распределены, в связи с тем, что умственный и физический уровень развития данного ребенка не позволяет в полной мере усвоить учебный материал по данному предмету. Ребёнок не ориентируется во времени, на странице в тетради. У мальчика слабо развита мелкая моторика. Нуждается в разнообразных видах помощи, в четком неоднократном объяснении. Каждое задание принимает, как новое. Знания усваиваются механически, быстро забываются. Память кратковременная, зрительно-контрольные действия нарушены. Словарный запас значительно ниже возрастной нормы и представлен преимущественно обиходной лексикой. Всего по ученому плану 66 часов, из них 33 часа отводится на аудиорно (1 час в неделю), 33 часа на самостоятельное изучение с родителями (1 час в неделю) Планируемые результаты изучения курса Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных особенностей, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объём обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Мир природы и человека» определяется в конце учебного года в связи со сложностью структуры дефекта. Личностные результаты 1) положительное отношение к школе; 2) развитие мотивации к обучению; 3) овладение элементарными социально-бытовыми навыками; 4) сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в учебных ситуациях; 5) принятие социальной роли обучающегося; 6) развитие чувства доброжелательности; 7) сформированность соответствующих возрасту навыков здорового образа жизни; 8) развитие элементарных представлений об окружающем мире; Предметные результаты Минимальный уровень: -называть изученные объекты и явления; - называть 2-3 комнатных растений, осуществлять уход; - называть овощи и фрукты, домашних и диких животных, времена года; - выполнять элементарные гигиенические требования, правила приёма пищи. Достаточный уровень: - правильно называть изученные объекты и явления; -различать2-3 комнатных растения, осуществлять уход; -различать овощи и фрукты, объяснять, где растут; - различать домашних и диких животных; - выполнять элементарные гигиенические правила; - различать времена года. Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Группа БУД Личностные учебные действия Коммуникативные учебные действия Регулятивные учебные действия Познавательные учебные действия Характеристика базовых учебных действий, формируемых в 1/ классе Учебные действия и умения Минимальный уровень Достаточный уровень освоения освоения - осознание себя как ученика; - осознание себя как ученика, готового посещать школу в - положительное отношение к окружающей соответствии со специально организованными режимными действительности; моментами; - проявление самостоятельности в выполнении - способность к принятию социального окружения, своего простых учебных заданий; места в нем (класс, школа); - проявление элементов личной ответственности при - готовность к организации элементарного взаимодействия с поведении в новом социальном окружении ; окружающей действительностью. - готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе. - вступать в контакт и работать в паре «учитель- вступать в контакт и поддерживать его в коллективе ученик»; (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик); - использовать принятые ритуалы социального - обращаться за помощью и принимать помощь; взаимодействия с учителем; - изменять свое поведение в соответствии с объективными - слушать и понимать инструкцию к учебному требованиями учебной среды; заданию в разных видах деятельности и быту; - конструктивно взаимодействовать с людьми из - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в ближайшего окружения. разных социальных ситуациях; - доброжелательно относиться к людям. - адекватно соблюдать ритуалы поведения - принимать цели и произвольно включаться в деятельность, (поднимать руку, вставать и выходить из-за следовать предложенному плану и работать в общем темпе; стола и т.д.); - соотносить свои действия и их результаты с заданными - активно участвовать в специально организованной образцами, принимать оценку деятельности. деятельности (игровой, творческой, учебной). - делать простейшие обобщения, сравнивать, - выделять некоторые существенные, общие и классифицировать на наглядном материале. отличительные свойства хорошо знакомых предметов; - наблюдать под руководством взрослого за - наблюдать самостоятельно за предметами и явлениями предметами и явлениями окружающей окружающей действительности. действительности. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА № Раздел п/п 1 2 3 Кол- Краткое содержание курса во часов 22 Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в живой и неживой природе). Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. Сезонные изменения в природе Сезонные изменения в неживой природе. Растения и животные в разное время года. Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года. Неживая 6 природа. Живая 34 природа Растения. Животные Человек 4 Безопасное 4 поведение. Жизнь растений и животных (звери, птицы) в разные сезоны года. Ознакомление с названиями растений и животных. Сбор листьев, плодов и семян. Подкормка птиц. Сад, огород, лес. Домашние и дикие животные в разное время года. Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку с учетом времени года. Игры детей в разные сезоны года. Труд людей в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний в связи с сезонными особенностями. Солнце, облака, луна, вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Внешний вид, место произрастания. Растения комнатные. Название. Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Грибы. Съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Питание. Животные дикие. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Место обитания, питание. Охрана природы. Наблюдения за жизнью живой природы, бережное отношение к растениям, животным. Человек. Мальчик и девочка. Строение тела человека. Гигиена кожи. Гигиена питания. Человек – член семьи, ученик. Профессии людей ближайшего окружения ребенка. Транспорт. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые, трамваи, автобусы). Наш город. Праздники нашей страны. Профилактика простуд: одевание по погоде. Элементарное описание своего состояния (что и где болит). Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека с дикими животными. Правила поведения на улице. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход. Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Необходимым условием реализации рабочей программы по учебному предмету «Мир природы и человека» является создание развивающей предметно-пространственной среды: Направления коррекционно-развивающей работы Коммуникация Мыслительные операции Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память Пространственные представления Временные представления Конструктивный праксис Развитие общей и ручной моторики Развивающая предметнопространственная среда Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы), слоговые таблицы. Кубики «Сложи узор», цветные палочки Кюизенера, дидактический материал Марии Монтессори Зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; музыкальные инструменты Схемы, модели, предметные и сюжетные картины Схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникации Различного рода конструкторы, природный материал, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование - оригами Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, сборно-разборные дидактические игрушки Развивающая предметно-пространственная среда учебного курса отражена в календарнотематическом планировании. 6