Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Специализированная школа №1 с углубленным изучением английского языка им. В.Дубинина» РАССМОТРЕНО на заседании историкофилологической кафедры протокол № 4 от 25.08.2023г. Руководитель кафедры СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ г.Керчи РК СШ №1 им.В.Дубинина __________ Г.В.Чаплыгина _______ Е.А.Левкович ___________ Т.В. Бодрова 28.08.2023 г. Приказ № 481 от 30.08.20223. Рабочая программа по «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для обучающихся 5-6 классов на 2023/2024 учебный год Составила: Сафина Т.И., учитель истории 1 Пояснительная записка Рабочая программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее - ОДНКНР) для 5-6 классов составлена на основании письма Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года N 08-761. Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России", Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. (А.Я.Данилов, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), М.: Просвещение, 2010г., требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31мая 2021г.№287), требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным), основными подходами к развитию иформированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. Целями изучения учебного курса являются: - формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; - создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; - формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; - идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Цели курса определяют следующие задачи: - овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; - приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; - развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; - становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; - формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; - обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; - воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; - содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; - формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом. 2 Планируемые результаты освоения программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Личностные результаты: готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками; достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками; формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; Универсальные учебные действия Познавательные: характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»; сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; различать культовые сооружения разных религий; формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов. Коммуникативные: рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России; кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.). Рефлексивные: оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»; анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся: Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовнонравственными ценностями. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. 3 Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. Метапредметные результаты: владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров); овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме; овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений); освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда. Предметные результаты: осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами; расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. Содержание учебного предмета ОДНКНР 5 класс – 34 часа Тематический блок 1.«Россия – наш общий дом»» Тема 1.Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»? Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали нравственности. Русский языки единое культурное пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России. Тема 2. Наш дом—Россия. Россия—многонациональнаястрана.МногонациональныйнародРоссийскойФедерации .Россиякакобщийдом .Дружбанародов. Тема 3. Язык и история. Чтотакоеязык?Каквязыкенародаотражаетсяегоистория?Языккакинструменткультуры.Важ ностькоммуникациимеждулюдьми.Языкинародовмира,ихвзаимосвязь. Тема 4. Русский язык -язык общения и язык возможностей. Русский язык – основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык. Тема 5. Истоки родно культуры. Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России. Тема 6. Материальная культура Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника. Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями общества. Тема 7. Духовна культура. Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль, нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак. Духовная культура как реализация ценностей. 4 Тема 8. Культура и религия. Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в религиях России. Тема 9. Культура и образование. Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний. Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию человека . Тема 10. Многообразие культур России. Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком? Знание о культуре народов России. Тематический блок 2«Семья и духовно-нравственные ценности» Тема 11 . Семья — хранитель духовных ценностей. Семья — базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека. Тема 12 . Родина начинается с семьи. История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? Тема 13 . Традиции семейного воспитания в России. Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное воспитание как трансляция ценностей. Тема 14 . Образ семьи в культуре народов России . Произведения устного поэтического творчества (сказки,поговорки и т . д .) о семье и семейных обязанностях . Семья в литературе и произведениях разных видов искусства . Тема 15 . Труд в истории семьи. Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда .Роль нравственных норм в благополучии семьи . Тема 16 . Семья в современном мире(практическое занятие) . Рассказ о своей семье (с использованием фотографий, книг,писем и др .) . Семейное древо. Семейные традиции. Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» Тема 17 . Личность — общество — культура. Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовно-нравственных ценностей. Тема18. Духовныймирчеловека. Человек — творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции инновации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации. Тема 19. Личность и духовно-нравственные ценности. Мораль и нравственность в жизни человек. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, п а т р и о т и з м , любовь к близким. Тематический блок 4. Культурное единство России Тема 20. Историческая память как духовно-нравственная ценность. Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений. Тема 21.Литературакакязыккультуры. Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность. Тема 22.Взаимовлияниекультур. 5 Взаимодействи культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками идеями. Примеры межкультурной коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей. Тема 23 . Духовно-нравственные ценности российского народа. Жизнь,достоинство,праваисвободычеловека,патриотизм,гражданственность,служениеОтечест вуиответственностьзаегосудьбу,высокиенравственныеидеалы,крепкаясемья,созидательныйтр уд,приоритетдуховногонадматериальным,гуманизм,милосердие,справедливость,коллективиз м,взаимопомощь,историческаяпамятьипреемственностьпоколений,единствонародовРоссии. Тема 24. Регионы России: культурное многообразие. Историческиеисоциальныепричиныкультурногоразнообразия.Каждыйрегионуникален.Малая Родина—частьобщегоОтечества. Тема 25.ПраздникивкультуренародовРоссии. Чтотакоепраздник?Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздники как память культуры,каквоплощениедуховно-нравственныхидеалов. Тема 26. Памятники архитектуры в культуре народов России. Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные . Культура как память . Музеи . Храмы . Дворцы . Исторические здания как свидетели истории . Архитектура и духовно-нравственные ценности народов России . Тема 27. Музыкальная культура народов России. Музыка. Музыкальные произведения . Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми . Народные инструменты . История народа в его музыке и инструментах . Тема 28. Изобразительное искусство народов России . Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству . Храмовые росписи и фольклорные орнаменты . Живопись, графика . Выдающиеся художники разных народов России . Тема 2 . Фольклор и литература народов России . Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература . Богатство культуры народа в его литературе . Тема 30. Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие). Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников . Тема 31. Культурная карта России (практическое занятие). География культур России. Россия как культурная карта . Описание регионов в соответствии с их особенностями. Тема 32. Единство страны — залог будущего России. Россия — единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России. 6 класс (34 ч) Тематический блок 1. «Культура как социальность» Тема 1 . Мир культуры: его структура Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества. Тема 2.Культура России: многообразие регионов. Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России. Тема 3.История быта как история культуры. Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России. 6 Тема 4. Прогресс: технический и социальный. Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд Домашний труд и его механизация.Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценностиобщества? Тема 5. Образование в культуре народов России. Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образованиекактрансляциякультурныхсмыслов,какспособпередачиценностей. Тема 6. Права и обязанности человека. Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации. Тема 7. Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие. Мир религий в истории. Религии народов России сегодня. Государство образующие и традиционные религии как источникдуховно-нравственныхценностей. Тема 8 . Современный мир: самое важное (практическое занятие). Современное общество: его портрет. Проект: описание самыхважных черт современного общества с точки зрения материальнойидуховнойкультурынародовРоссии. Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Тема 9. Каким должен быть человек? Духовно-нравственныйобликиидеалчеловека. Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни. Тема 10 . Взросление человека в культуре народов Росси. Социальноеизмерениечеловека.Детство,взросление,зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимостьразвития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельностькакценность. Тема11.Религиякакисточникнравственности. Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека. Тема12.Наукакакисточникзнанияочеловекеичеловеческом. Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей. Тема13 .Этикаинравственностькаккатегориидуховнойкультуры. Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть нравственным. Почему нравственность важна? Тема 14. Самопознание (практическое занятие). Автобиографии автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя жизнь. Выполнение проекта. Тематический блок 3. «Человек как член общества» Тема 15.Трудделаетчеловекачеловеком. Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство Трудолюбие, подвиг труда, ответственность .Общественная оценка труда. Тема 16. Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь. Тема 17. Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние. Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив. Личные границы. Этика предпринимательства. Социальная помощь. Тема 18. Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания. 7 Бедность. Инвалидность. культуре общества. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих явлений в Тема 19. Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений. Милосердие. Взаимопомощь.Социальноеслужение.Благотворительность.Волонтёрство.Общественныеблага. Тема 20. Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственнойкультурынародовРоссии. Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историко-культурном наследии народов России. Тема 21. Социальные профессии; их важность для сохранения духовно-нравственного облика общества. Социальныепрофессии:врач,учитель,пожарный,полицейский,социальныйработник.Духовнонравственныекачества,необходимыепредставителямэтихпрофессии. Тема 22. Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как нравственный долг. Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги. Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого мецената и общества в целом. Тема 23.Выдающиеся учёные России. Наука как источник социальногои духовного прогресса общества. Учёные России. Почему важно помнить историю науки .Вклад науки в благополучие страны. Важность морали и нравственностивнауке,вдеятельностиучёных. Тема 24. Моя профессия (практическоезанятие). Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказосвоейбудущейпрофессии. Тематический блок 3. «Родина и патриотизм» Тема 25. Гражданин. Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина. Тема26.Патриотизм. Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма. Тема 27. Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть. Тема 28. Государство. Россия — наша родина. Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность. Тема 29 . Гражданская идентичность (практическое занятие). Какими качествами должен обладать человек как гражданин. Тема 30 . Моя школа и мой класс (практическое занятие). Портрет школы или класса через добрые дела. Тема 31. Человек: какой он? (практическое занятие). Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как важнейшие качества человека . Тема Человек и культура(проект). Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» 8 Раздел 3. Тематическое планирование № 5 класс (34 ч) Тема дата Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» 1 Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»? 2 Наш дом - Россия Формирование из закрепление гражданского единства. Родина и Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья. Всеобщий характер морали нравственности. Русский язык и единое культурное пространство Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России Россия - многонациональная страна. Многонациональный народ Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов 3 Язык и история Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов мира, их взаимосвязь 4 Русскийязык— языкобщенияиязы квозможностей Русский язык—основа российской культуры. Как складывался русский язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык Формировать представление об особенностях курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока. Вести самостоятельную работу с учебником Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока. Формировать представление о необходимости и важности межнационального и межрелигиозного сотрудничества, взаимодействия. Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по курсу Формировать представления о языке как носителе духовнонравственных смыслов культуры. Понимать особенности коммуникативной роли языка. Слушать и анализировать выступления одноклассников, отбирать и сравнивать учебный материал по несколькимисточникам Формировать представление о русском языке как языке межнациональногообщения. Слушатьобъясненияучителя,стар аясьвыделитьглавное. Объяснятьнаблюдаемыевпракти кеизученияязыкаявления 9 5 Истоки родной культуры Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества. Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства России Формировать представление о том, что такое культура, об общих чертах в культуре разных народов. Слушать и понимать объяснения учителя по теме урока. Выполнять задания на понимание и разграничение понятий по теме Материальнаякультура:архит Формироватьпредставлениеотра ектура,одежда,пища,транспо диционных укладах жизни рт,техника .Связьмежду разных народов. материальной культуСлушатьианализироватьвысту ройидуховно-нравственныпленияодноклассников. миценностямиобщества Работатьсучебником,анализир оватьпроблемныеситуации Духовно-нравственная кульФормироватьпредставлениеодух тура. Искусство, наука, ов-нойкультуреразныхнародов. духовность. Мораль, Понимать взаимосвязь между нравственность, ценности. проявлениями материальной и Художественное духовной культуры. осмыслениемира. Символ и Выполнятьзаданиянапониманиеи знак. Духовная культура как разграничениепонятийпотеме. реализация ценностей Учитьсяработатьстекстомизр и-тельнымрядомучебника Религия и культура. Что Формировать такое религия, её роль в представлениеопонятии«религи жизни общества и человека. я»,пониматьиуметьобъяснять, Государство образующие вчёмзаключаетсясвязькультуры религии России. Единство ирелигии. ценностей в религиях Слушатьобъясненияучителя,ра России ботать с научно-популярной литературойпотеме Зачем нужно учиться? КульПонимать смысл понятия тура как способ получения «образование», уметь нужных знаний. объяснять важность и неОбразование как ключ к обходимость образования для социализации духовнообщества. Слушать объяснения нравственному раз-витию учителя, отбирать и человека сравнивать учебные материалыпотеме Единство культур народов Отбирать материал по России. Что значит быть нескольким источникам, культурным человеком? готовить доклады, работать с Знание о культуре народов научно-популярной России литературой. Слушать выступления одноклассников Тематическийблок2.«Семьяидуховно-нравственныеценности» 6 Материальная культура 7 Духовная культура 8 Культураирелигия 9 Культура и образование 10 Многообразиекул ьтурРоссии(прак тическоезанятие ) 11 Семья— хранительдуховных ценностей Семья—базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции культура. Помощь сиротам Понимать, что такое семья, формировать представление о взаимосвязях между типом культуры и особенностями 10 как духовно-нравственный долг человека История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество? 12 Родина начинается сс емьи 13 Традициисемейно говоспитаниявРос сии СемейныетрадициинародовР оссии.Межнациональныесем ьи .Семейноевоспитаниекактра нсляцияценностей 14 Образ семьи в культуре народов России Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о семье и семейных обязанностях. семейного уклада у разных народов. Понимать и объяснять, как и почему история каждой семьи тесно связан с историей страны, народа. Слушать объяснения учителя, разграничивать понятия по теме, систематизировать учебный материал Понимать и объяснять, что такое традиция, уметь рассказывать о традициях своей семьи, семейных традициях своего народа и других народовРоссии. Уметь объяснять и разграничивать основные понятия по теме. Просматривать и анализировать учебные фильмы, работать с раздаточным материалом Знать основные фольклорные сюжеты о семье, семейных ценностях. Знать и понимать моральнонравственное значение семьи. Семья в литературе и произведениях разных видов искусства 15 16 Работать с научнопопулярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы, систематизировать учебный материал Труд в истории Социальные роли в истории Понимать, что такое семьи семьи. Роль домашнего «семейный труд», сознавать и труда. Роль нравственных характеризовать важного норм в благополучии семьи общего семейного труда для укрепления целостности семьи. Слушать объяснения учителя, самостоятельноработатьсуч ебником Семьяв современном Рассказ о своей семье(с исПонимать, почему важно мире пользованием фотографий, изучать и хранить историю (практическоезан книг, писем и др.). Семейное своей семьи, передавать её ятие) древо. Семейные традиции следующим поколениям. Готовить доклад, сообщение; создавать семейное древо; отбирать и сравнивать материал из нескольких источников Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» 11 17 Личность— общество— культура Чтод елает человека человеком? Почему человек не может жить вне общества. Связьмеждуобществомикуль турой как реализация духовнонравственныхценностей Знать, что такое гуманизм, понимать, что делает человека человеком и какие проявления людей можно назвать гуманными. Работать с научнопопулярной литературой, уметь разграничивать понятия, осваивать смысловое чтение (решать текстовые задачи) 18 Духовный мир человека .Человек— творец культуры Понимать и объяснять значение слова «человек» в контекст духовно-нравственной культуры. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, уметь понимать и разграничивать основные понятия по теме 19 Личность и духовнонравственные ценности Культура как духовный мир человека. Мораль. Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что это такое? Границы творчества. Традиции инновации в культуре. Границы культур. Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как реализации Мораль и нравственность в жизни человека. Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм, патриотизм, любовькблизким 20 Историческая память как духовнонравственная ценность Что такое история и почему она важна? История семьи — часть истории народа, государства, человечества. Важность исторической памяти, недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений Объяснять смысл термина «история», понимать важность изучения истории. Понимать и объяснять, что такое историческая память, как история каждой семьи связана с историей страны. Работать с учебником, выделять и определять основные понятия, слушать и анализировать выступления одноклассников Понимать и объяснять, что такое мораль и нравственность, любовь к близким. Показывать на примерах важность таких ценностей как взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба и др. Разграничивать и определять основные понятия, решать текстовые задачи,работатьсучебником Тематический блок 4. «Культурное единство России» 12 21 Литературакакязы ккультуры Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и его духовность 22 Взаимовлияние культур Взаимодействие культур. Меж поколенная и межкультурная трансляция. Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной к оммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных ценностей 23 Духовнонравственные ценности российского народа Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство народов России Понимать особенности литературы, её отличия от других видов художественного творчества. Объяснять средства выражения духовного мира человека, его морали и нравственности в произведениях литературы. Слушать объяснения учителя, работать с художественной литературой, изучать и анализировать источники Иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур», «культурный обмен». Понимать и объяснять важность сохранения культурного наследия. Слушать объяснения учителя, понимать и разграничивать понятия, отбирать и сравнивать материал по нескольким источникам Уметь объяснять значение основных понятий, отражающих духовно-нравственные ценности. Осознавать их и защищать в качестве базовых обще гражданских ценностей российского общества. Слушать объяснения учителя, работать с учебником (смысловое чтение) 13 24 Регионы России: культурное многообразие Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый региону. Малая Родина—часть общего Отечества 25 Праздники в культуре народов России Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в России. Народные праздник и как память культуры, как воплощение духовнонравственных идеалов 26 Памятники в культуре народов России Памятники как часть культуры: исторические, художественные, архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы.Дворцы. Исторические здания как свидетели истории. Архитектура и духовнонравственные ценности народов России 27 Музыкальная культура народов России Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа в его музыке и инструментах Понимать принципы федеративного устройства России, объяснять понятие «полиэтничность». Понимать ценность многообразия культурных укладов народов России. Уметь рассказывать о культурном своеобразии своей малой родины. Слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с источниками Понимать и объяснять, что такое «народный праздник». Уметь рассказывать о праздничных традициях разных народов и своей семьи. Понимать и объяснять нравственный смысл народного праздника. Работать с учебником, просматривать и анализировать учебные фильмы Устанавливать связь между историей памятника и историей края. Характеризовать памятники истории культуры. Понимать нравственный и научный смысл краеведческой работы. Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы Понимать особенности музыки как вида искусства. Знать и называть основные темы музыкального творчества народов России, понимать, как история народа отражается в его музыке. Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы 14 28 Изобразительное искусство народов России Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты. Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России 29 Фольклор и литература народов России Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как Отражение истории народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература Богатство культуры народа в его литературе 30 Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с использованием разнообразного зрительного ряда и других источников 31 Культурная карта России (практическое занятие) География культур России. Россия как культурная карта. Описание регионов в соответствии с их особенностями 32 Единство страны— залог будущего России Россия—единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных традиций, единые духовнонравственные ценности народов России Понимать и объяснять особенности изобразительного искусства как вида художественного творчества. Понимать и обосновывать важность искусства как формы трансляции культурных ценностей. Знать и называть основные темы искусстванародовРоссии. Слушать объяснения учителя, работать с научно-популярной литературой, просматривать и анализировать учебные фильмы Понимать, что такое национальная литература. Объяснять и показывать на примерах, как произведения фольклора отражают историю народа, его духовнонравственные ценности. Отбирать и сравнивать материал из нескольким источникам, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников Отбирать и сравнивать учебный материал по нескольким источникам, решать текстовые задачи слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научнопопулярной литературой Отбирать и сравнивать несколько источников, решать текстовые задачи, слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с научно-популярной литературой Понимать и объяснять значение общих элементов и черт в культуре разных народов России для обоснования её культурного, экономического единства. Слушать объяснения учителя, систематизировать учебный материал 15 6 класс (34ч) № Тема дата Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Тематический блок 1. «Культура как социальность» 1 Мир культуры: его структура Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ жизни людей .Научно-технический прогресс как один из источников формирования социального облика общества Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России 2 КультураРоссии:м ногообразиерегион ов 3 История быта как история культуры Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как результат исторического развития народов России 4 Прогресс: технический и социальный Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и как они влияют на культуру и ценности общества? Понимать специфику социальных явлений, их отличия от мира природы. Уметь объяснять взаимосвязь материальной культуры с духовно-нравственным состоянием общества. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, анализировать проблемные ситуации Понимать и объяснять важность сохранения исторической памяти разных народов, культурных традиций разных регионов России. Характеризовать духовную культуру народов России как общее достояние нашей Родины. Работать с картой регионов, разграничивать понятия по теме, слушать объяснения учителя Понимать и объяснять взаимосвязь хозяйственной деятельности, быта людей с историей народа, климатом, географическими условиями его жизни. Работать с учебником, а также научно-популярной литературой; просматривать и анализировать учебные фильмы Понимать и объяснять, что такое труд, разделение труда, какова роль труда в истории и современном обществе. Работать с учебником, научно-популярной литературой; решать проблемные задачи, анализировать и разграничивать понятий 16 5 6 7 8 9 Образование в культуре народовР оссии Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания. Социальная обусловленность различных видов образования. Важность образования для современного мира. Образование как трансляция культурных смыслов, как способ передачи ценностей Права и обязанности человека в культурной традиции народов России. Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции Российской Федерации Понимать и объяснять важность образования в современном мире и ценностьзнаний. Понимать, что образование— важная часть процесса формирования духовнонравственных ориентиров человека. Слушать объяснения учителя, рефлексиовать собственный опыт, разграничивать понятия Права и Понимать и объяснять, в чём обязанности заключается смысл понятий человека «права человека», правовая культура» и др. Понимать необходимость соблюдения прав и обязанностей человека. Слушать и анализировать выступления одноклассников, работать с текстом учебника и с источниками Общество и Мир религий в истории. Понимать и объяснять смысл религия: духовноРелигии народов России понятий «религия», «атеизм»и нравственное сегодня. Государство др. взаимодействие образующие и традиционные Знать названия традиционных религии как источник религий России, уметь духовно-нравственных объяснять их рольв истории и ценностей на современном этапе развитияобщества. Слушать объяснения учителя, решать текстовые задачи Современныймир Современное общество: его Понимать, в чём заключаются :самоеважное портрет. Проект: описание основные духовно-нравственные (практическое самых важных черт ориентиры современного занятие) современного общества с общества. точки зрения материально и Подготовить проект (или духовной культуры народов доклад, сообщение); работать России с научно-популярной литературой, разграничивать и систематизировать понятия Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре» Каким должен быть человек? Духовнонравственный облики идеал человека Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество как регулятор свободы. Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России, единство человеческих качеств. Единство духовной жизни Пониматьиобъяснятьвзаимосв язьтаких понятий, как «свобода», ответственность, право и долг. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, анализировать проблемные ситуации 17 10 Взросление человека в культуре народов России Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с другими людьми. Самостоятельность как ценность 11 Религия как источник нравственности 12 Наукакак источник знанияочеловекеич еловеческом Религия как источник нравственности и гуманистического мышления. Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и религиозный идеал человека Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание. Этика Эстетика. Правовом контексте духовнонравственных ценностей 13 14 15 Объяснять важность взаимодействия человека и общества, негативные эффекты социальной изоляции. Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать информацию из нескольких источников, анализироватьсобственный опыт Понимать, какой нравственный потенциал несут традиционные религии России. Слушать объяснения учителя, работат с учебником, просматривать учебные фильмы по теме Понимать и объяснять смысл понятия «гуманитарное знание»; осознавать, что культура помогает человеку понимать самого себя. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, с дополнительной научнопопулярной литературой Этика и Что такое этика. Добро и его Объяснять понятия «добро» и нравственность проявления в реальной «зло» с помощью примеров из как категории жизни. Что значит быть истории и культуры народов духовной культунравственным. Почему России, соотносить эти понятия ры нравственность важна? с личным опытом. Решать проблемные задачи, работать с учебником, рефлексировать собственный опыт Самопознание Автобиографияиавтопортре Уметьсоотноситьпонятия«мора т:ктояичтоя люблю .Как ль»,«нравственность»ссамопозна (практическое устроена моя жизнь . нием на доступном для возраста занятие) Выполнениепроекта детейуровне. Формироватьпредставленияо самом себе; воспитывать навыки самопрезентации, рефлексии; слушать и анализировать доклады одноклассников Тематический блок 3. «Человек как член общества» Труд делает человека человеком Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье, лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная оценка труда Осознавать важность труда объяснять его роль в современном обществе. Понимать и осознавать трудолюбие как ответственность перед людьми и самим собой. Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, 18 анализировать учебника 16 Подвиг: как узнать героя? Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование.Героизм на войне. Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь 17 Люди в обществе: духовнонравственное взаимовлияние Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив Личные границы. Этика предпринимательства. Социальная помощь 18 Проблемы современного щества отражение духовнонравственного мосознания Бедность. Инвалидность Асоциальная семья. Сиротство Отражение этих явлений в культуре общества 19 Духовнонравственные ориентиры социальных отношений обкак его са- Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность. Волонтёрство. Общественные блага тексты Понимать и объяснять отличие подвига на войне и в мирное время. Знать и называть имена героев. Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника Понимать и объяснять понятия «дружба», «предательство», «честь», «коллективизм», «благотворительность». Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника Понимать и объяснять понятия «бедность», «инвалидность»,«сиротство» .Предлагать пути преодоления проблем современного общества на доступном для понимания детей уровне. Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника Понимать и объяснять понятия «милосердие», «взаимопомощь»,«благоворител ьность», «волонтёрство». Выявлять общие черты традиций милосердия, взаимной помощи, благотворительности у представителей разных народов. Слушать объяснения учителя, решать проблемные задачи, анализировать тексты учебника 19 20 Гуманизм как сущностная характеристика духовнонравственной культуры народов России 21 Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества 22 Выдающиеся благотворителивистории. Благотворительность как нравственный долг 23 Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества 24 Моя профессия (практическое занятие) 25 Гражданин Гуманизм. Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления гуманизма в историкокультурном наследии народов России Понимать и характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовнонравственных ценностей народов России. Осознавать важность гуманизма для формирования личности, построения взаимоотношений в обществе. Слушать объяснения учителя, работать с научнопопулярной литературой Социальные профессии: Понимать и объяснять, что врач, учитель, пожарный, такое социальные профессии и полицейский, социальный почему выбирать их нужно работник. Духовно-нравособенно ответственно. ственные качества, необходиРаботать с научномые представителям этих популярной литературой, профессий готовить рефераты, слушать и анализировать доклады одноклассников Меценаты, философы, релиПриводить примеры гиозные лидеры, врачи, выдающихся благотворителей в учёные, педагоги. Важность истории и в современной меценатства для духовноРоссии. нравственного развития Работать с научноличности самого мецената и популярной литературой, общества вцелом анализировать несколько источников, разграничивать понятия Учёные России. Почему важно Понимать и объяснять, что помнить историю науки. такое наука; приводить имена Вклад науки в благополучие выдающихся учёных России. страны. Важность морали Работать с научнонравственности в науке, в популярной литературой, деятельностиучёных анализировать несколько источников, разграничивать понятия Труд как самореализация, Обосновывать, какие как вклад в общество.Рассказ духовно-нравственные о своей будущей профессии качества нужны для выбранной профессии. Работать с научнопопулярной литературой, анализировать несколько источников, разграничивать понятия Тематический блок 4. «Родина и патриотизм» Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином. Нравственные качества гражданина Характеризовать понятия «Родина», «гражданство»; понимать духовнонравственный смысл патриотизма. Слушать 20 объяснения работать учебника 26 Патриотизм Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории. Важность патриотизма 27 Защита Родины: подвиг или долг? Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть 28 Государство. Россия - наша родина Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство? Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность 29 Гражданская идентичность (практическое занятие) Какимикачествамидолженоб ладать человек как гражданин 30 Моя школа и мой класс (практическое занятие) Портретшколыиликлассачерезд обрыедела 31 Человек: какой он?(практическое занятие) Человек .Егообразывкуль-туре .Духовностьинравственностьк акважнейшиекачествачеловека с учителя, текстом Приводить примеры патриотизма в истории и в современном обществе. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, рефлексировать собственный опыт Характеризовать важность сохранения мира и согласия. Приводить примеры военных подвигов; понимать особенности защиты чести Родины в спорте, науке, культуре. Слушать объяснения учителя, работать с учебником, смотреть и анализироватьучебныефиль мы Объяснять понятие «государство».Уметь выделять и характеризовать основные особенности Российского государства с опорой на духовнонравственные ценности. Слушать объяснения учителя, работать с текстом учебника, с дополни-тельной научнопопулярной литературой Обосновать важность духовнонравственных качеств гражданина. Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу Характеризовать понятие «доброе дело» в контексте оценки собственных действий, их нравственного начала. Работать с источниками, определять понятия, подготовить практическую работу Сформулироватьсвойидеалче ловека, назвать качества, ему присущие .Работатьсисточниками,опре делятьпонятия,подготовитьп 21 рактическуюработу 32 Человек и культура (проект) Итоговый проект: «Что значит быть человеком?» Показатьвзаимосвязьчеловек аикультуры через их взаимное влияние. Характеризовать образ человека высокой духовной культуры, создаваемый в произведениях искусства. Работать с источниками, систематизировать понятия, подготовить проект Учебно-методическое обеспечение курса истории Электронные ресурсы: 1. Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения (конспекты, видеолекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы для учителя. Материалы можно смотреть без регистрации. https://resh.edu.ru/ 2. «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению. Методика платформы помогает отрабатывать ошибки учеников, выстраивает их индивидуальную образовательную траекторию. https://uchi.ru/ 3. «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов. В числе возможностей «Яндекс. Учебника» – автоматическая проверка ответов и мгновенная обратная связь для обучающихся. https://education.yandex.ru/home/ 4. «ЯКласс» - сервис, позволяющий учителю выдать школьнику проверочную работу. Если в ходе работы ученик допускает ошибку, ему объясняют ход решения задания и предлагают выполнить другой вариант. Учитель получает отчёт о том, как ученики справляются с заданиями. https://www.yaklass.ru/ 5. Мобильное электронное образование – разнообразные форматы материалов (текст, мультимедиа, интерактивные ресурсы). Цифровой образовательный контент подготовлен для детей в возрасте с 3 до 7 лет, а также разработаны онлайн курсы для обучающихся 1-11 классов. Предусмотрена система видеоконференций и мессенджер. https://mob-edu.ru/ 6. Фоксфорд - онлайн-школа для обучающихся 1-11 классов, помогающая в подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам. Для учителей проводятся курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а для родителей – открытые занятия о воспитании и развитии детей. https://foxford.ru/about 7. «Сириус. Онлайн» - На платформе размещены дополнительные главы по различным предметам для 7–9-х классов. Курсы объемом от 60 до 120 часов предназначены для использования в качестве программ дополнительного образования, а также для повышения квалификации педагогов. https://edu.sirius.online/#/ 8. «Маркетплейс образовательных услуг» - доступ к каталогу интерактивных образовательных материалов, учебной литературе, электронным книгам, обучающим видео и курсам. В наполнение ресурса вовлечены ведущие российские компании разного профиля, среди которых – «Яндекс», «1С», «Учи.ру», «Скайенг», «Кодвардс», издательство «Просвещение» и другие. https://elducation.ru/ 9. «ИнтернетУрок» - это постоянно пополняемая коллекция уроков по основным предметам школьной программы. На сайте собраны уроки, видео, конспекты, тесты и тренажеры естественнонаучного и гуманитарного цикла для 1-11 классов. https://interneturok.ru/ 10. Издательство «Просвещение» - бесплатный доступ к электронным версиям учебнометодических комплексов, входящих в Федеральный перечень. Для работы с учебниками не потребуется подключения к интернету. Информационный ресурс располагается по адресу https://media.prosv.ru/ 11. «Академкнига/Учебник» - on-line библиотека учебной литературы сайт http://akademkniga.ru/ 22 12. Издательство «Русское слово» - доступ к электронным формам учебников из Федерального перечня, к рабочим тетрадям, методическим пособиям, интерактивным тренажёрам, а также сторонним ресурсам и авторским наработкам педагогов. https://русское-слово.рф/ 13. «Библиошкола» - доступ к школьным учебникам, школьной литературе, различным медиаресурсам, электронным версиям журналов «Семейное чтение», «Читайка». https://biblioschool.ru/ 16. Образовательная платформа «Лекта» - доступ к электронным версиям учебников издательств «Дрофа» и «Вентана-Граф». В наличии методические материалы, инновационные сервисы для преподавания, интерактивные тренажеры для закрепления знаний. https://lecta.rosuchebnik.ru/ 23