РАССМОТРЕНО на заседании МО начальной школы протокол №4 от 23.08.2024 г. СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР Руководитель МО __________ Г.В. Чаплыгина УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ г. Керчи РК СШ №1 им. В. Дубинина ___________ Е.А. Левкович ___________ Т.А.Секисова 23.08.2024г. приказ № 382 от 26.08.2024г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ" для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) 2 вариант 1 адаптивный класс (домашнее обучение) на 2024/2025 учебный год Составила: Никифорова Л.Н., учитель начальных классов, первой квалификационной категории 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2). Она разработана на основе адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями 2 вариант) МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина. Данная рабочая программа рассчитана на 165 часов в год, из них аудиторно – 3 часа, самостоятельное изучение 2 аса в неделю. Цели и задачи Цель – совершенствование умений пользоваться средствами коммуникации (невербальными и вербальными) в процессе взаимодействия взрослыми и сверстниками для решения соответствующих возрасту житейских задач. со Планируемые результаты освоения учебного предмета . Оценивается динамика достижений в коммуникации. Обучающиеся с умеренной умственной отсталостью (1 группа): ученик знает свое имя и может ответить на вопрос «Как тебя зовут?» доступным для него средством коммуникации (словом, карточкой, табличкой), выполняет инструкцию взрослого в разных ситуациях, использует доступные средства общения во взаимодействии со сверстником; правильно использует пишущий предмет, знает и соотносит гласные звуки и буквы. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Основное содержание учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» включает четыре направления, в каждом из которых представлены тематические блоки. Каждый блок содержит определенные задачи по формированию у обучающихся в 1 классе личностно-предметных и базовых умений в коммуникации. Структурный компонент блоков направлен на развитие у обучающихся понимания и речевой активности, интереса к чтению взрослым коротких произведений и соотнесение смысла содержания текста с иллюстрациями, потребности к использованию пишущих предметов в соответствии с функциональным назначением. Сформированные умения обеспечивают коммуникативную активность обучающихся в учебном процессе. Обучение может проходить в разных формах: на уроках, на индивидуальных занятиях. Для обучающихся 3 группы реализация программы показана в индивидуальной (надомной) форме обучения. Структура каждого занятия состоит из 3 основных разделов: коммуникация, развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации, чтение и письмо.При этом их последовательность на каждом уроке может варьироваться. Реализация программы осуществляется путем сочетания практических, наглядных и словесных методов обучения, использования игровых приемов для формирования мотивации обучающихся к коммуникативным проявлениям в ситуациях коллективного взаимодействия. Направление: Наш класс. 2 Блок:Знакомство детей с учителем в классе. Знакомство детей друг с другом. Урок знаний. Запоминание имени отчества учителя, просмотр и обсуждение презентаций «Школьные принадлежности», «Наша школа». Побуждение к запоминанию имен детей класса: выполнение игровых действий с мячом, называние имен одноклассников, называние школьных принадлежностей. Приветствие друг друга жестом, пиктограммой, словом. Знакомство с фотографиями детей класса. Соотнесение фотографий с графическим изображением имени каждого ученика. Ознакомление со средствами выражения приветствия друг друга, выражения прощания. Блок: Воспоминания о лете. Уточнение и расширение словаря на тему «Лето», активизация представлений детей о жизненном опыте при использовании иллюстраций, фотографий и презентаций. Умение отвечать на вопросы учителя, используя доступные средства коммуникации, в том числе альтернативные. Ознакомление со средствами коммуникации для выражения своих желаний, обращение за помощью, ответами на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами. Рассмотрение и обсуждение фотографий, рисунков, иллюстраций о летних явлениях природы (дождя, грозы, радуги, солнца), побуждение детей к вербальным высказываниям. Закрепление речевых высказываний в процессе выполнения плавных движений рук с цветными ленточками. Обведение цветными карандашами по штрих-пунктиру изображений цветов радуги, их называние. Блок: Мои одноклассники. Активизация слов-описаний, характеризующих знакомых сверстников по внешнему виду и гендерной принадлежности. Узнавание одноклассников по фотографиям, по описанию их внешнего вида учителем, называние имен и соотнесение их с графическим изображением на карточке. Формирование партнерских отношений: выбор сверстника по голосу, по тактильному восприятию в процессе пальчиковых игр и упражнений с ладошками (считалки). Использование речевых шаблонов для закрепления положительного взаимодействия с одноклассниками. Закрепление средств выражения приветствия друг друга, выражения прощания. Вызывание интереса детей к прослушиванию текстов с подбором иллюстраций главного персонажа («Лунтик на Земле»), учить отвечать на вопросы учителя, используя различные средства коммуникации (взгляды, мимику, жесты, показ игрушек и др.). Блок: Сказочная страна. Расширение словаря детей на основе знакомых сказок, узнавание сказки по описанию главных персонажей и важнейших событий. Осуществление выбора иллюстрации в соответствии с содержанием сказки, формирование умения обосновывать свой выбор. Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения своих желаний, обращения за помощью, формулирование ответов на вопросы постановки вопросов при использовании карточек с напечатанными словами. Обыгрывание знакомой сказки, умение играть роль в соответствии с ее содержанием. Поддерживать партнерские отношения между детьми в процессе выполнения конкретной роли (сказка «Теремок»). Совершенствование ручной моторики при обыгрывании сказки с использованием пальчикового театра. Совершенствование ориентировки на тетрадном листе бумаги: раскладывание трафаретов персонажей знакомых сказок и мультфильмов (зайка, колобок, лиса, Лунтик и т.д.) по инструкции учителя в разных частях листа бумаги (центр, слева, справа). 3 Направление: Совместные дела. Блок: Интересные истории. Обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с серией сюжетных иллюстраций. Выбор иллюстраций для составления интересной истории. Формирование связной речи с опорой на серию выбранных иллюстраций и узнавание персонажа истории по трафарету. Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью, формулирования ответов на вопросы и постановки вопросов при использовании карточек с напечатанными словами. Закрепление партнерских отношений между учениками в процессе игр с правилами (игра «Колечко-колечко..») с использованием различных средств коммуникации (вербальных, невербальных). Соотнесение цветных сюжетных иллюстраций с черно-белым графическим изображением сюжета сказки. Расположение трафаретов персонажей знакомых сказок и мультфильмов по инструкции учителя в разных частях листа бумаги (центр, вверху, внизу). Блок: Красивые узоры. Формирование планирующей функции речи и обогащение словарного запаса в процессе составления орнамента из природного материала (например, из сухих листьев разных деревьев - клена, дуба, березы, рябины и др.). Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью с использованием карточек с напечатанными словами. Активизация коммуникативных умений в ходе настольно-печатных игр (например, Детское лото:«Что растет в лесу, что в саду?, детское домино). Формирование умений пользоваться правильно пишущим предметом: узнавание предмета по контурному изображению, обведение контура , штрихование. Блок: Играем вместе (Что? Где? Когда?). Любимая игрушка. Формирование связной речи и умения задавать и отвечать на вопросы сверстника. Обогащение активного словаря в процессе дидактической игры. Представление-презентация любимой игрушки: показ и называние, выполнение действий с игрушкой, демонстрация знаков -внимания к партнеру с другой игрушкой. Использование любимых игрушек в дидактической игре «Угадай, чья игрушка?» Вызывание интереса детей к прослушиванию текстов с подбором иллюстраций главного персонажа («Лунтик на Земле») учить отвечать на вопросы учителя. Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков бытовых предметов (звук телефона, дверного звонка, шум пылесоса, стиральной машины, звук льющейся воды), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке. Блок: Любимые мультфильмы. Просмотр фрагментов мультфильмов, формирование связного высказывания по вопросам учителя. Уточнение и расширение словарного запаса по сюжету знакомого мультфильма. Побуждать детей к эмоционально-коммуникативным проявлениям в процессе беседы о любимом мультфильме. Формирование умения соблюдать очередность в процессе разговора. Активизация речевых высказываний в играх с мягким тканевым мячом. Совершенствование партнерских игровых отношений при соблюдении очередности и правил игры (Сьедобное – несьедобное, Летает - не летает, Растет-не растет). Прослушивание аудиозаписей знакомых текстов и узнавание персонажей сюжета, умение отвечать на вопросы учителя, используя дост упные средства коммуникации (взгляды, мимику, жесты, карточки, символы, игрушки, иллюстрации). 4 Блок: Подарок для друга. Обогащение словарного запаса, побуждение к связному высказыванию в процессе обмена «подарками» между учениками. Закрепление умения использовать речевые шаблоны в ситуации общения со сверстником, умения соблюдать вежливость и очередность в процессе разговора. Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью с использованием карточек с напечатанными словами. Активизация коммуникативных средств общения в процессе обыгрывания знакомой сказки «Репка». Учить задавать вопросы партнеру по игре. Обведение пишущим предметом в тетради различных линий (прямых, волнистых, прерывистых), ориентируясь на образец. Блок: Любимые считалочки. Совершенствование артикуляционных и речевых возможностей в процессе повторения и заучивания считалок («На дубу сидит скворец, вот считалочке конец», «Раз, два, три, четыре пять, вышел зайчик погулять» и др.). Активизация коммуникативных умений в процессе парных игр с использованием знакомых считалок. Учить соблюдать очередность действий и слов в процессе игр с партнером. Обведение пишущим предметом по контуру геометрических форм в тетради, ориентируясь на образец. Блок: День рождения (угощение, хоровод, каравай). Любимая песня. Развитие связной речи, уточнение словарного запаса в процессе обыгрывания праздничных ситуаций, близких к жизненному опыту ребенка. Знакомство и заучивание речевых шаблонов для выражения эмоционального отношения к празднику, формирование подражательных умений в соответствии с сюжетом игры. Совершенствование умений в использовании доступных средств коммуникации: для выражения желаний, обращения за помощью с использованием карточек с напечатанными словами. Активизация коммуникативных средств в процессе совместных игровых действий со сверстником. Побуждение к исполнению любимой песни в кругу одноклассников под аудиозапись. Прослушивание аудиозаписей шумов и звуков явлений природы (дождь, гроза, шум ветра, шторм), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке. Графическое изображение элементов природного явления (дождь, гроза, шум ветра, шторм), обозначение словом. Направление: Диалоги. Блок: Любимые сказки «Кто сказал мяу?», «Под грибом» (автор С. Сутеев). Прослушивание сказок в устном изложении. Расширение словарного запаса в процессе обыгрывания знакомых сказок. Умение отвечать на вопросы учителя и партнера по игре, умение задавать вопросы однокласснику. Знакомство со средствами коммуникации для выражения своего согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия). Побуждение к диалогической речи в совместном обыгрывании знакомого сюжета: умение совместно с учителем выполнять игровое действие и задавать вопросы, при этом применять невербальные средства коммуникации (заглядывать в лицо партнеру, обращаться к нему с вопросом, уметь отвечать жестом и словом); подражать действиям и словам взрослого, проявлять самостоятельность использования жестов и речевых высказываний. Обведение трафарета персонажа знакомой сказки, штриховка изображения. 5 Блок: Дидактическая игра «Найди клад на острове». Развитие речевых возможностей в процессе игр с правилами, знакомство с символами пиктограммы. Соотнесение символа с действием или предметом. Закрепление использования средств для выражения своего согласия (несогласия), удовольствия (не удовольствия). Знакомство с правилами игры, активизация диалогической речи в процессе дидактической игры (куда пойдешь? Что найдешь? Что нашел? Что встретил на пути? И т.д. Учить соблюдать очередность в диалоге с партнером. Прослушивание аудиозаписей голосов животных (корова, лошадь, коза, собака, кошка, свинья), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке, обозначение словом. Блок: Загадки - отгадай и нарисуй. Развитие связной речи и расширение словарного запаса в процессе прослушивания описания (загадок) знакомых предметов, выбор предметной картинки в соответствии с отгадкой, заучивание загадки. Поддержание интереса к партнерским играм в процессе проведения дидактической игры «Волшебный мешочек». Использование пишущего предмета: «Нарисуй, что в мешочке?», узнавание и называние изображенных предметов. Блок: Ярмарка игрушек. Магазин игрушек. Совершенствование планирующей функции речи, расширение словарного запаса в процессе выбора поделки, ее изготовления и презентации (использовать оригами, конструктор 2-3 части, природный материал 2-3 элемента). Уметь отвечать на вопросы учителя: Что ты хочешь изготовить? Назови, какой материал тебе нужен? Как ты будешь делать? Что получилось? Активизация коммуникативных умений в процессе организации «ярмарки игрушек». Формирование умения задавать и отвечать на вопросы сверстников (Спроси у Маши, какую игрушку она подготовила для ярмарки?). Прослушивание аудиозаписей голосов птиц (петух, утка, гусь, ворона), их узнавание и соотнесение с предметным изображением на картинке. Обведение контура изображения знакомых птиц, обозначение словом. Блок: Веселые рисунки: книжка для малышей «Колобок» («Кто сказал мяу», «Под грибом»). Прослушивание сказки в устном изложении. Формирование связной речи в процессе ответов на вопросы учителя (Кто главный герой сказки? Кто испек колобка? Где лежал колобок? Куда он покатился? Кого первого в лесу встретил колобок? и т.д.).Формирование умений выбрать эпизод сказки для своего рисунка (Что ты будешь рисовать для книжки?Выбери заготовку).Формирование умений рассказать о том, что сделал (Я нарисовал колобка, он встретил лису). Активизация связного высказывания в процессе изготовления общей книжки. Обсуждение совместно с учителем подбора последовательности страниц книжки, проявление коммуникативной самостоятельности в презентации своих рисунков для изготовления книжки. Обведение трафарета персонажа сказки, штриховка изображения. Совершенствование ориентировки на тетрадном листе бумаги: проведений различных линий (от точки до точки) в разных направлениях. Блок: Театр кукол: Лунтик пришел в гости. (Би-ба-бо, штоковые игрушки). Прослушивание и просмотр эпизода сказки о Лунтике. Расширение словаря и формирование связной речи в процессе ответов на вопросы учителя (Кто такой Лунтик? Откуда он появился на Земле? Что он увидел на земле? Что хотел узнать? И т.д.). Формирование умений отвечать на вопросы учителя, используя невербальные средства общения для ответов на вопросы и речевые штампы. 6 Поддержание интереса к диалогу с партнером в процессе обыгрывания знакомого персонажа, действуя с куклами Би-ба-бо. Активизация связного высказывания в процессе театрализации эпизода сказки. Совершенствование ориентировки на тетрадном листе бумаги: проведений линий (от точки до точки) в разных направлениях, обводка трафаретов двух геометрических фигур (треугольника и круга) в заданной последовательности. Блок: Готовимся к празднику. Прослушивание сценария праздника в устном изложении. Закрепление словарного запаса речевых высказываний в процессе подготовки к празднику: активизация умений воспроизводить речевые шаблоны, потешки, считалки, рифмовки в соответствии с сюжетом истории. Формирование самостоятельности в выборе персонажа для участия в празднике, активизация диалогической речи в процессе взаимодействия со сверстниками. Использование пишущего предмета: обводка трафаретов двух геометрических фигур (треугольника и круга) в заданной последовательности. Направление: Школьные друзья Блок: Путешествие по Москве. Звук А. Презентация о достопримечательностях Москвы, знакомство с символами столицы РФ (Кремль, Красная площадь и т.д.), обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с символами. Знакомство со схемой города, символами и с названиями достопримечательностей. Соотнесение символов со схемой и иллюстрациями. Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатной игры «Путешествие по Москве». Совершенствование партнерских умений в дидактической игре. Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук А (аквариум, абрикос, автобус, Андрей и т.д.), выделение звука А, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук А. Блок: Путешествие в зоопарк. Звук У. Презентация о животных зоопарке, обогащение словарного запаса в процессе уточнения представлений о животных и их детенышей. Знакомство со схемой зоопарка, символами и с названиями животных. Соотнесение символов со схемой и иллюстрациями. Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатной игры «Путешествие по зоопарку». Совершенствование партнерских умений в дидактической игре, активизация самостоятельности речевых высказываний. Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук У (утка, ухо, Ульяна и т.д.), выделение звука У, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук У. Блок: Путешествие на дачу. Звук М. Презентация о даче, обогащение и расширение словарного запаса в процессе уточнения представлений о природе. Формирование связной речи в процессе ответов на вопросы учителя (У кого есть дача? Где находится дача? С кем ты ездишь на дачу? На чем ты едешь на дачу? Какие деревья растут на твоей даче? Какие кустарники на твоей даче? Какие цветы растут на даче? И т.д.). Формирование умений отвечать на вопросы учителя, используя простую фразу и речевые штампы (У нас на даче растут ….). Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатных игр «В саду и в огороде», «В лесу и в саду», «Съедобное-несъедобное» и др. Совершенствование партнерских умений в играх с правилами, активизация самостоятельности речевых высказываний. 7 Прослушивание слов, начинающихся на звук М (мама, машина, магазин, мышка и т.д.), выделение звука М, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук М. Блок: Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О. Прослушивание истории учителя в устном изложении. Расширение словарного запаса в процессе знакомства с речевыми высказываниями в будущей форме (я мечтаю поехать в деревню, я мечтаю провести лето с бабушкой на даче, я мечтаю научиться плавать, я мечтаю летом собирать грибы, я мечтаю о велосипеде и т.д.). Формирование умения зафиксировать свои желания в конкретных высказываниях. Активизация диалогической речи в процессе настольно-печатной игры «Путешествие по России». Совершенствование партнерских умений в играх с правилами, активизация самостоятельности речевых высказываний. Прослушивание аудиозаписей слов, начинающихся на звук О (окно, обезьяна, очки, Оля и т.д.), выделение звука О, соотнесение с печатным и строчным изображением. Формирование умения дифференцировать предметные изображения, в названии которых имеется или не имеется звук О. Блок: Путешествие по стране. Звуки А, У, М,О. Презентация о городах России (Санкт-Петербург, Тула, Ярославль и т.п.) обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с символами и достопримечательностями городов, маршрутом и средствами транспорта. Соотнесение символов с иллюстрациями конкретного города. Формирование умения выражать свое пожелание различными средствами коммуникации (вербально и невербально) - «Я хочу посетить город Тулу» и т.д. Активизация коммуникативных средств в процессе настольно-печатной игры «Путешествие по России». Совершенствование партнерских умений в играх с правилами. Закрепление знакомых звуков в графическом изображении, обведение трафаретов букв. Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки и соотносить их с графическим изображением. Блок: Мой город (Мой край). Звуки А, У, М, О. Презентация о местности, в которой живут дети; обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с символами и достопримечательностями своей местности, словами-выражениями гордости и патриотизма. Знакомство с иллюстрациями достопримечательностей и их названиями. Закрепление использования различных коммуникативных средств в игровых диалогах (игра «Путешествие по России»). Закрепление па ртнерских умений в играх с правилами. Закрепление знакомых звуков с графическим изображением букв, обведение трафаретов букв. Закрепление умений дифференцировать знакомые звуки и соотносить их с графическим изображением. 8 Календарно - тематический план № п/п Номер урока Тема урока Дата факт Дата план Наш класс -8 часов 1-2 1-2 Знакомство детей с учителем в классе. Знакомство детей друг с другом. Урок знаний. 3,4 3-4 Воспоминания о лете. 5,6 5-6 Мои одноклассники. 7,8 7-8 Сказочная страна. Совместные дела – 14 часов 9,10 1-2 Интересные истории. 11,12 3-4 Красивые узоры. 13,14 5-6 Играем вместе (детское лото, игры с правилами). Любимая игрушка. 15,16 7-8 Любимые мультфильмы. Игры в мяч с речевым сопровождением (считалки, рифмовки) 17,18 9-10 Подарок для друга. 19,20 11-12 Любимые считалочки. 21,22 13-14 День рождения (угощение, хоровод, каравай). Любимая песня Диалоги – 14 часов 23,24 1-2 Любимые сказки. 25,26 3-4 Считалочки. Игры с правилами. Найди клад на острове. 27,28 5-6 Вопросы-ответы. Загадки: отгадай и нарисуй. 29,30 7-8 Ярмарка игрушек. 31,32 9-10 Веселые картинки: книжка для малышей. 33,34 11-12 Театр кукол (Би-ба-бо, штоковые игрушки). 35,36 13-14 Готовимся к празднику. Подарки на ладошке. Школьные друзья – 13часов 37-38 1-2 Путешествие по Москве. Звук А. 9 39-40 3-4 Путешествие в зоопарк. Звук У. 41-42 5-6 Поездка на дачу. Звук М. 43-44 7-8 Мечтаем вместе (о летних каникулах). Звук О. 45-46 9-10 Путешествие по стране. Звуки А,У,М,О. 11-12-13 Мой город (мой край). Звуки А,У,М,О. 47,48,4 9 10