РАССМОТРЕНО на заседании МО начальной школы протокол №4 от 23.08.2024 г. СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР Руководитель МО __________ Г.В. Чаплыгина ___________ Т.А.Секисова 23.08.2024г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ г. Керчи РК СШ №1 им. В. Дубинина ___________ Е.А. Левкович приказ № 382 от 26.08.2024г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) 2 вариант 1 адаптивный класс (домашнее обучение) на 2024/2025 учебный год Составила: Никифорова Л.Н., учитель начальных классов, первой квалификационной категории Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2). Она разработана на основе адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями 2 вариант) МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина. Цель обучения предмету в первом классе – формирование представлений о живой и неживой природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе. Основными задачами программы являются: - формирование представлений об объектах и явлениях живой и неживой природы, - формирование представлений о временах года, характерные признаки времен года, погодных изменениях; - формирование представлений об объектах неживой природы (вода, лес, луг, огонь); - формирование элементарных представлений о животном и растительном мире, значении в жизни человека. Общая характеристика учебного предмета Важным аспектом обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека. В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе – сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней. Формирование представлений у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) происходит по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, учится узнавать этот объект среди нескольких предложенных объектов. Затем ребенок учится их различать, объединять в группы.Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Материал подбирается по объему и компонуется по степени сложности, исходя из особенностей развития каждого ребенка. Программа первого класса представлена следующими разделами: «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления», «Объекты неживой природы». При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу предмета «Окружающий природный мир» вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет, электронная почта) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия. 2 Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала. Составляются файлы-задания, разрабатывается дидактический материал. Для осуществления контроля качества полученных знаний разрабатывается контрольно-измерительный материал: онлайн-тесты, опросники, задания для контрольных и самостоятельных работ в дистанционном режиме. При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов: образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»; ВК сообщество, Коррекционная педагогика. ОВЗ. ФГОС; ВК сообщество, Дети и родители; ВК сообщество, TUTOR TIME; ВК сообщество, «Сундучок» для педагогов и родителей; ВК сообщество, Дефектология Проф; ВК сообщество, Дефектолог. BY; ВК сообщество, коррекционный педагог – эксперт; ВК сообщество, Педагогическая копилка; Социальная сеть работников образования nsportal.ru Весь учебный материал по предмету «Окружающий природный мир» размещается на сайте http://www.maam.ru/users/savina83. Описание места учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Окружающий природный мир» входит в предметную область «Окружающий мир» обязательной части учебного плана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком на 2024-2025 учебный год программа рассчитана на 66 часов в год (1 часа аудиторно, 1 час самостоятельное ихучение в неделю). Примерные планируемые результаты освоения программы В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Ожидаемые личностные результаты: основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; формирование уважительного отношения к окружающим; освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Возможные предметные результаты Уметь различать солнце, луну 3 Уметь различать день -ночь; Уметь соотносить деятельность человека с частями суток узнавать (различать) растения - дерево, куст, трава; узнавать (различать) деревья – береза, ель. Узнавать, различать времена года – осень. уметь выбирать предметы (изображение) одежды из группы предметов с учетом сезонных изменений – осени, лета, зимы, весны. Учить выбирать предметы (изображение) обуви из группы предметов с учетом сезонных изменений – осени, зимы, весны, зимы. Уметь различать, узнавать явление природы - дождь Узнавать, различать явление природы – листопад узнавать (различать) фрукты – яблоко, банан, груша. различать съедобные и несъедобные части фрукта; узнавать (различать) овощи – помидор, огурец, морковь. Учить различать съедобные и несъедобные части фрукта; Узнавать и различать ягоды (клубника, малина, смородина) Узнавать, различать домашних животных - собака, кошка, корова, лошадь. Узнавать, различать явление природы - снегопад Узнавать, различать диких животных – заяц, лиса, волк, медведь, белка, еж; объединять диких животных в группу «дикие животные» Узнавать, различать домашнюю птицу – петух, курица, утка, индюк, гусь. Узнавать, различать домашние животные – овца, коза, объединять животных в группу «домашние животные» Узнавать, различать явление природы – капелью. Формировать представление о днях недели, их названии, последовательности, уметь связывать с определёнными видами деятельности. Находить объекты, которые находятся на небе. Находить объекты, которые находятся на небе. Узнавать, различать весенние цветы. Узнавать, различать птиц – воробей, голубь. Узнавать, различать насекомых – бабочка, муха, пчела. Изучение предмета «Окружающий природный мир» в 1 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий. Личностные результаты: - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями; - осознание себя как одноклассника, друга; -самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; - готовность к безопасному и бережному поведению в обществе. Коммуникативные результаты: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); - использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; 4 - обращаться за помощью и принимать помощь; - слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. Регулятивные результаты: - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения); - пользоваться учебной мебелью; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - работать с учебными принадлежностями; - следовать предложенному плану, работать в общем темпе. Познавательные результаты: - сравнивать, классифицировать на наглядном материале; - пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями; - наблюдать; -работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). Методы диагностики и критерии результативности Во время обучения в первом дополнительном классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Диагностика достижения предметных результатов по предмету «Окружающий природный мир» проводится в 3 этапа: 1 этап – сентябрь (стартовая диагностика) 2 этап – январь (промежуточная диагностика) 3 этап – май (итоговая диагностика) Результат оцениваются по следующим критериям: 5 баллов - выполняет действие самостоятельно, 4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или неверб.), 3 балла - выполняет действие по образцу, 2 балла - выполняет действие с частичной физической помощью, 1 балл - выполняет действие со значительной физической помощью, 0 баллов - действие не выполняет. Полученные данные заносятся в карту развития. Диагностика сформированности базовых учебных действий проводится в 3 этапа: 1 этап – сентябрь (стартовая диагностика) 5 2 этап – январь (промежуточная диагностика) 3 этап – май (итоговая диагностика) Оценка базовых учебных действий оцениваются по следующим критериям: 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требует оказание помощи; 2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла - способен самостоятельно выполнить действие в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Полученные данные заносятся в таблицу фиксации результатов сформированности БУД. № п/п 1 2 3 4 Тематический план Наименование разделов Растительный мир. Животный мир. Объекты природы. Временные представления. Всего часов 16 часов 17 часов 19 часов 14 часов Итого 66 часов Содержание предмета. Растительный мир. Растения - дерево, куст, трава.Деревья – береза, ель.Деревья в природе и жизни человека. Фруктовые деревья. Фрукты (яблоко, банан, груша, слива, апельсин, персик).Съедобные и несъедобные части фрукта.Грядка в огороде. Овощи (помидор, огурец, морковь, лук, картофель, капуста,). Съедобные и несъедобные части овощей.Ягоды (клубника, малина, смородина).Весенние цветы - одуванчик, подснежник.Овощи.Фрукты.Ягоды. Животный мир. Домашние животные - собака, кошка. Домашнее животное - корова, лошадь.Дикие животные – заяц, лиса, волк. Дикие животные –медведь, белка, еж.Объединение диких животных в группу «дикие животные». Домашняя птица – петух, курица, утка.Домашняя птица – индюк, гусь.Домашние животные – овца, коза. Объединение животных в группу «домашние животные». Птицы нашего двора – воробей, голубь.Насекомые – бабочка, муха, пчела. Объекты природы. 6 Формирование представления о Солнце. Формирование представления о Луне. Луна и Солнце в жизни человека и природы.Формирование представления о земле и небе. Различение земли и неба. Объекты природы – небо. Объекты природы – земля. Различение земли, неба. Временные представления. День – ночь. Части суток – утро, день, вечер, ночь.Занятия людей в течение суток. Времена года – осень. Одежда человека осенью.Обувь человека осенью.Явление природы – дождь. Явление природы - листопад Времена года – зима. Явление природы - снегопад. Одежда человека зимой. Обувь человека зимой.Времена года – весна. Явление природы - капель. Одежда человека весной. Обувь человека весной. Дни недели. Времена года – лето. Одежда человека летом.Обувь летом. Программно-методическое обеспечение: комплект рабочих тетрадей -Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!»: «Я и мир животных», «Я и мир растений». пособие для детей с особенностями психофизического развития «Я играю и учусь», раздел «Покажи и назови», автор Ю.В. Захарова, раздел «Утро, день, вечер, ночь», автор И.В. Ковалец. пособие для детей с особенностями психофизического развития«Я и окружающий мир», авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина. Материально-техническое обеспечение предмета включает: демонстрационный материал; технические средства обучения: ноутбук. Используемая литература: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью; 2. федеральная адаптированная основная образовательная программа разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). Календарно – тематическое планирование по предмету «окружающий природный мир» 1 класс 1 четверть (16 часов) 2 часа в неделю № Тема урока Цель урока Виды деятельности Кол-во Кол-во часов Дата урока часов изучаемых ауд сам Планир Фактич Объекты природы –3 часа 1 Объекты природы Формирование представления Рассматривание 1 1 Солнце о Солнце иллюстраций, предметных и сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией. 2 Объекты природы Формирование представления Рассматривание 1 1 7 Луна 3 Луна и Солнце в жизни человека и природы. 4 День - ночь 5 Части суток –утро, день, вечер, ночь. 6 Занятия людей в течение суток 7 Растения - дерево, куст, трава. о Луне иллюстраций, предметных и сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией. Формировать представления о Рассматривание значении солнца и луны в иллюстраций, предметных и жизни человека и природы. сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией. Временные представления –3 часа Формирование представления Рассматривание о сутках как о иллюстраций, предметных и последовательности – день сюжетных картинок, работа ночь; по индивидуальной карточке, работа с презентацией. Формирование представления Рассматривание о сутках как о иллюстраций, предметных и последовательности; сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией. Формировать представление о Рассматривание деятельности человека в иллюстраций, предметных и течение суток сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией. Растительный мир –3 часа узнавать (различать) растения Рассматривание - дерево, куст, трава; иллюстраций, предметных и сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 8 Деревья – береза, ель. 9 Деревья в природе и жизни человека 10 Времена года - осень 11 12 Одежда человека осенью. 13 Обувь человека осенью. 14 Явление природы дождь презентацией. узнавать (различать) деревья – Рассматривание береза, ель. иллюстраций, предметных и сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией. Формирование представления Рассматривание о значении деревьев в природе иллюстраций, предметных и и жизни человека сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией. Временные представления - 7 часов Формирование представления Рассматривание о времени года – осени. иллюстраций, предметных и сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией. Учить выбирать предметы Рассматривание (изображение) одежды из иллюстраций, предметных и группы предметов с учетом сюжетных картинок, работа сезонных изменений. по индивидуальной карточке, работа с презентацией. Учить выбирать предметы Рассматривание (изображение) обуви из иллюстраций, предметных и группы предметов с учетом сюжетных картинок, работа сезонных изменений. по индивидуальной карточке, работа с презентацией. Формирование представления Рассматривание о явлениях природы - дождь иллюстраций, предметных и сюжетных картинок, работа по индивидуальной 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 9 15 Явление природы листопад 16 Обобщающий урок по разделам карточке, работа с презентацией. Формирование представления Рассматривание о явлениях природы - иллюстраций, предметных и листопад сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией Закрепить знания по работа с карточками изученным темам. работа с предметными и сюжетными иллюстрациями пиктограммы 1 1 1 1 Календарно – тематическое планирование по предмету «окружающий природный мир» 1 класс 2 четверть (17 часов) 2 часа в неделю № Тема урока Цель урока Виды деятельности Кол-во Кол-во иучаемых Дата урока часов часов ауд самост Планир Фактич Растительный мир–8 часов 1 Фруктовые деревья Познакомить с местом, где Рассматривание 1 1 растут фрукты (на дереве в иллюстраций, предметных и саду). сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией 2 Фрукты (яблоко, банан, Формирование Рассматривание 1 1 груша, слива, апельсин, представления о фруктах, иллюстраций, предметных и персик). узнавать (различать) фрукты сюжетных картинок, работа – яблоко, банан, груша. по индивидуальной карточке, работа с презентацией 3 Съедобные и Учить различать съедобные Рассматривание 1 1 несъедобные части и несъедобные части фрукта; иллюстраций, предметных и фрукта. сюжетных картинок, работа 10 4 Грядка в огороде 5 Овощи (помидор, огурец, морковь, лук, картофель, капуста,) 6 Съедобные и несъедобные части овощей. 7-8 Ягоды (клубника, малина, смородина). 9 Домашние животные собака, кошка 10 Домашнее животное корова, лошадь. по индивидуальной карточке, работа с презентацией Познакомить с местом, где Рассматривание растут овощи (на грядке в иллюстраций, предметных и огороде) сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией Формирование Рассматривание представления об овощах, иллюстраций, предметных и узнавать (различать) овощи сюжетных картинок, работа – помидор, огурец, морковь. по индивидуальной карточке, работа с презентацией Учить различать съедобные Рассматривание и несъедобные частиовощей; иллюстраций, предметных и сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией Узнавать и различать ягоды Рассматривание (клубника, малина, иллюстраций, предметных и смородина) сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией Животный мир – 2 часа Формирование Рассматривание представления о домашних иллюстраций, предметных и животных, узнавание сюжетных картинок, работа (различение) домашних по индивидуальной животных карточке, работа с презентацией Формирование Рассматривание представления о домашних иллюстраций, предметных и животных, узнавание сюжетных картинок, работа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11 (различение) домашних животных 11 Времена года - зима 12 Явление природы снегопад. 13-14 Одежда человека зимой. 15 Обувь человека зимой. 16 Головные уборы зимой 17 Обобщающий урок по разделам по индивидуальной карточке, работа с презентацией Временные представления–6 часов Формирование Рассматривание представления о времени иллюстраций, предметных и года зима, узнавание сюжетных картинок, работа (различение) времени года по индивидуальной зима. карточке, работа с презентацией Формирование Рассматривание представления о явлениях иллюстраций, предметных и природы - снегопад сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией Познакомить с предметами Рассматривание (изображение) зимней иллюстраций, предметных и одежды . сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией. Познакомить с предметами Рассматривание (изображение) зимней обуви. иллюстраций, предметных и сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией. Познакомить с предметами Рассматривание (изображение) головных иллюстраций, предметных и уборов. сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией. Закрепить знания по работа с карточками изученным темам. работа с предметными и сюжетными иллюстрациями 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 12 пиктограммы Календарно – тематическое планирование по предмету «окружающий природный мир» 1 класс 3 четверть (19 часов) 2 часа в неделю № Тема урока Цель урока Виды деятельности Кол-во Кол-во часов изучения урока часов ауд. самост Животный мир – 12 часов 1-2 Дикие животные – Формирование Рассматривание 2 1 1 заяц, лиса, волк представления о диких иллюстраций, животных, узнавание предметных и сюжетных (различение) диких картинок, работа по животных индивидуальной карточке, работа с презентацией 3-4 Дикие животные – Формирование Рассматривание 2 1 1 медведь, белка, еж. представления о диких иллюстраций, животных, узнавание предметных и сюжетных (различение) диких картинок, работа по животных индивидуальной карточке, работа с презентацией 5 Объединение диких Формирование Рассматривание 1 1 животных в группу представления о диких иллюстраций, «дикие животные» животных, учить объединять предметных и сюжетных диких животных в группу картинок, работа по «дикие животные» индивидуальной карточке, работа с презентацией 6-7 Домашняя птица – Формирование Рассматривание 2 1 1 петух, курица, утка. представления о домашних иллюстраций, птицах, узнавание предметных и сюжетных (различение) домашних картинок, работа по Дата Планир Фактич 13 птиц. 8-9 10-11 Домашняя птица – индюк, гусь. Домашние животные – овца, коза 12 Объединение животных в группу «домашние животные» 13 Времена года - весна 14 Явление природы капель. индивидуальной карточке, работа с презентацией Формирование Рассматривание представления о домашних иллюстраций, птицах, узнавание предметных и сюжетных (различение) домашних картинок, работа по птиц. индивидуальной карточке, работа с презентацией Формирование Рассматривание представления о домашних иллюстраций, животных, узнавание предметных и сюжетных (различение) домашних картинок, работа по животных индивидуальной карточке, работа с презентацией Формирование Рассматривание представления о домашних иллюстраций, животных, учить объединять предметных и сюжетных животных в группу картинок, работа по «домашние животные» индивидуальной карточке, работа с презентацией Временные представления–7 часов Формирование Рассматривание представления о времени иллюстраций, года – весна. предметных и сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией. Познакомить с явлением Рассматривание природы – капелью. иллюстраций, предметных и сюжетных картинок, работа по индивидуальной 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 14 Одежда человека весной. Познакомить с предметами (изображение) весенней одежды. 17 Обувь человека весной. Познакомить с предметами (изображение) весенней обуви. 18 Дни недели. Формировать представление о днях недели, их названии, последовательности, связывать с определёнными видами деятельности. 19 Обобщающий урок по разделам Закрепить знания по изученным темам. 15-16 карточке, работа с презентацией. Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией. Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией. Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией. работа с карточками работа с предметными и сюжетными иллюстрациями пиктограммы 2 1 1 1 15 № урока Календарно – тематическое планирование по предмету «окружающий природный мир» 1 класс 4 четверть (14 часов) 2 часа в неделю Тема урока Цель урока Виды деятельности Кол-во часов 1 Объекты природы - небо 2 Объекты природы - земля 3 Различение земли, неба. 4-5 6 7-8 9 Весенние цветы - одуванчик, подснежник. Птицы нашего двора – воробей, голубь. Насекомые – бабочка, муха, пчела Времена года - лето Объекты природы – 3 часа Познакомить с месторасположением Рассматривание иллюстраций, неба, объектами, которые находятся предметных и сюжетных картинок, на небе. работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией Познакомить с месторасположением Рассматривание иллюстраций, земли объектами, которые находятся предметных и сюжетных картинок, на земле . работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией Учить различать небо и землю, Рассматривание иллюстраций, соотносить объекты, которые предметных и сюжетных картинок, находятся на земле и на небе. работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией Растительный мир –2 часа Учить узнавать и различать весенние Рассматривание иллюстраций, цветы. предметных и сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией Животный мир – 3 часа Познакомить с птицами, Рассматривание иллюстраций, особенностями их внешнего вида, их предметных и сюжетных картинок, питанием. Узнавание (различение) работа по индивидуальной карточке, птиц –голубь, воробей. работа с презентацией Формирование представления о Рассматривание иллюстраций, насекомых, узнавание (различение) предметных и сюжетных картинок, насекомых. работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией Временные представления – 4 часа Формирование представления о Рассматривание иллюстраций, времени года – лето. предметных и сюжетных картинок, Дата Планир Фактич 1 1 1 2 1 2 1 16 10-11 Одеждачеловека летом. 12 Обувь летом. 13 Овощи. 14 Фрукты. работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией. Узнавать и различать с предметы Рассматривание иллюстраций, (изображения) летней одежды. предметных и сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией. Узнавать и различать с предметы Рассматривание иллюстраций, (изображения) летней обуви. предметных и сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией. Растительный мир – 2 часа Узнавание и различение овощей. Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией. Узнавание и различение фруктов. Рассматривание иллюстраций, предметных и сюжетных картинок, работа по индивидуальной карточке, работа с презентацией. 2 1 1 1 17