физика7-9классы программа.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым
«Специализированная школа №1 с углубленным изучением английского языка им. В.Дубинина»
Рассмотрено
на заседании кафедры естественноматематического цикла
протокол № 4 от 25.08.2023 г.

Согласовано:
Заместитель директора по ВР

Руководитель кафедры

__________ С.Г. Громова.

Утверждено:
Директор МБОУ г.Керчи РК
СШ №1 им.В.Дубинина

________ Е.А. Левкович

25.08.2023 г

Приказ № 481 от 30.08.2023г.
___________Л.В.Матий

Рабочая программа
по физике
для 7- 9 класса
учительфизики.: Левкив И.Н
2023/2024 учебный год

.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по физике на уровне основного общего образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения
на базовом уровне основной образовательной программы, представленных в ФГОС ООО, а также с учётом федеральной рабочей программы
воспитания и Концепции преподавания учебного предмета «Физика».
Содержание программы по физике направлено на формирование естественнонаучной грамотности обучающихся и организацию
изучения физики на деятельностной основе. В программе по физике учитываются возможности учебного предмета в реализации требований
ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также межпредметные связи естественнонаучных
учебных предметов на уровне основного общего образования.
Программа по физике устанавливает распределение учебного материала по годам обучения (по классам), предлагает примерную
последовательность изучения тем, основанную на логике развития предметного содержания и учёте возрастных особенностей обучающихся.
Программа по физике разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному
предмету.
Физика является системообразующим для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе
процессов и явлений, изучаемых химией, биологией, астрономией и физической географией, вносит вклад в естественнонаучную картину
мира, предоставляет наиболее ясные образцы применения научного метода познания, то есть способа получения достоверных знаний о мире.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования состоит в формировании естественнонаучной
грамотности и интереса к науке у обучающихся.
Изучение физики на базовом уровне предполагает овладение следующими компетентностями, характеризующими естественнонаучную
грамотность:
научно объяснять явления;
оценивать и понимать особенности научного исследования;

интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены в Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы, утверждённой решением
Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации (протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК4вн).

Цели изучения физики:
приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы, развитие их интеллектуальных и
творческих способностей;
развитие представлений о научном методе познания и формирование исследовательского отношения к окружающим явлениям;
формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения материи и фундаментальных законов физики;
формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук, техники и технологий;
развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной деятельности, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему
обучению в этом направлении.
Достижение этих целей программы по физике на уровне основного общего образования обеспечивается решением следующих задач:
приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых, электрических, магнитных и квантовых явлениях;
приобретение умений описывать и объяснять физические явления с использованием полученных знаний;
освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием физических моделей, творческих и практикоориентированных
задач;
развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с
использованием измерительных приборов;
освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая информацию о современных достижениях физики, анализ и
критическое оценивание информации;

знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и современными технологиями, основанными на
достижениях физической науки.
На изучение физики (базовый уровень) на уровне основного общего образования отводится 238 часов: в 7 классе – 68 часов (2 часа в
неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Предлагаемый в программе по физике перечень лабораторных работ и опытов носит рекомендательный характер, учитель делает выбор
проведения лабораторных работ и опытов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, списка экспериментальных заданий,
предлагаемых в рамках основного государственного экзамена по физике.

Физика 7-9 классы (ФГОС ООО)
I. Планируемые результаты усвоения учебного предмета








ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ обучения физике в основной школе являются:
сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
убежденность в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники,
отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
развитость теоретического мышления на основе формирования умения устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели
и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства этих гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических
моделей физические законы;
готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
приобретение ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, к результатам обучения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ обучения физике в основной школе являются:
 овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования,
самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;


















понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснений, теоретическими моделями и реальными объектами;
овладение универсальными учебными действиями на примерах выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки этих гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
сформированность умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах,
анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем ответы на вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых
информационных технологий для решения познавательных задач;
развитость монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку
зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы,
использовать справочную литературу и другие источники информации;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять т отстаивать свои взгляды и убеждения,
вести дискуссию.
ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ обучения физике в основной школе являются:
знание о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание физических законов, раскрывающих связь изученных
явлений;
умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты,
обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости
между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов
измерений;
понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение, атмосферное давление, плавание тел, диффузия,
большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и плавления веществ, охлаждение жидкости
при испарении, изменение внутренней энергии тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание
проводников электрическим током, электромагнитная индукция, отражение и преломление света, дисперсия света, возникновение
линейчатого спектра излучения;
умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, ускорение, массу, силу, импульс, работу силы, мощность, кинетическую энергию,
потенциальную энергию, температуру, количество теплоты, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества,
влажность воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд, электрическое сопротивление, фокусное
расстояние собирающей линзы, оптическую силу линзы;
владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного изучения зависимости пройденного пути от времени,
удлинения пружины от приложенной силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы








нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды, периода колебаний маятника от длины нити, объема газа от давления
при постоянной температуре, силы тока на участке цепи от электрического напряжения, электрического сопротивления проводника от его
длины, площади поперечного сечения и материала, направления индукционного тока от условий его возбуждения, угла отражения от угла
падения света;
понимание смысла основных физических законов: законов динамики Ньютона, закона всемирного тяготения, законов Паскаля и Архимеда,
закона сохранения импульса, закона сохранения энергии, закона сохранения электрического заряда, закона Ома для участка цепи, закона
Джоуля-Ленца – и умение применять их на практике;
умение применять знания по физике на практике, решать физические задачи с использованием полученных знаний;
владение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной
задачи на основании использования законов физики;
понимание принципа действия машин, приборов и технических устройств, с которыми каждый человек постоянно встречается в повседневной
жизни, а также способов обеспечения безопасности при их использовании;
умение применять полученные знания для объяснения принципа действия важнейших технических устройств;
умение использовать полученные знания, умения, навыки для решения практических задач повседневной жизни, обеспечение безопасности
своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
II. Содержание учебного предмета «Физика»
7 КЛАСС

Физика и физические методы изучения природы
Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические опыты. Физические приборы. Физические
величины и их измерение. Погрешности измерений. Методы измерения расстояний и времени. Международная система единиц. Физика и
техника. Демонстрации.
Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.
Лабораторные работы и опыты.
Определение цены деления шкалы измерительного прибора.
Наблюдение колебаний струны или ножек камертона и возникновения звуковых
клоколом вакуумного насоса.

колебаний. Опыт с электрическим звонком под

Первоначальные сведения о строении вещества.
Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества.
Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. Температура. Температура и ее измерение. Связь температуры со скоростью хаотического
движения частиц.
Демонстрации
Диффузия в газах и жидкостях. Модель хаотического движения молекул. Модель броуновского движения. Сцепление свинцовых
цилиндров. Принцип действия термометра.
Механические явления
Механическое движение. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость. Скорость равномерного
прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости. Путь и время — скалярные физические величины. Скорость
— векторная величина. Модуль векторной величины. Графики зависимости пути и модуля скорости от времени при равномерном движении.
Инерция. Явление инерции. Масса. Масса — мера инертности и мера тяжести тела. Методы измерения массы тел. Единица массы —
килограмм. Плотность. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Результат взаимодействия –
изменение скорости тела или деформация тела. Сила. Единица силы — ньютон. Измерение силы по деформации пружины. Сила упругости.
Сила тяжести. Сила трения. Сложение сил. Правило сложения сил. Вес тела. Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления.
Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел. Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести
тела. Условия равновесия тел. Энергия. Работа. Работа как мера изменения энергии. Мощность. Простые механизмы. Коэффициент полезного
действия. Методы измерения работы и мощности. Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Механические волны.
Длина волны. Звук. Громкость звука и высота тона.
Демонстрации.
Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Изменение скорости тел
при взаимодействии. Деформация тел при взаимодействии. Измерение силы по деформации пружины. Свойства силы трения. Сложение сил,
направленных вдоль одной прямой. Сложение сил, направленных под различными углами. Атмосферное давление. Обнаружение
атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром. Опыт с шаром Паскаля. Гидравлический пресс. Опыт с ведерком
Архимеда.
Простые механизмы. Наблюдение колебаний шара, подвешенного на нити. Наблюдение колебаний груза, подвешенного на пружине.
Наблюдение волн на поверхности воды.
Наблюдение колебаний струны или ножек камертона и возникновения звуковых колебаний. Опыт с электрическим звонком под
колоколом вакуумного насоса.

Лабораторные работы и опыты.
Измерение скорости равномерного движения. Измерение массы. Измерение плотности твердого тела. Измерение плотности жидкости.
Измерение силы динамометром. Сложение сил, направленных вдоль одной прямой. Сложение сил, направленных под углом. Исследование
зависимости силы трения скольжения от площади соприкосновения тел и силы нормального давления. Измерение атмосферного давления.
Исследование условий равновесия рычага. Нахождение центра тяжести плоского тела.
Измерение КПД наклонной плоскости. Измерение мощности. Измерение архимедовой силы. Изучение условий плавания тел.
Повторение.
Обобщение и систематизация изученного материала. Решение задач.

8 КЛАСС
Электрические явления
Электризация тел. Электрический заряд. Два вида электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Закон сохранения электрического
заряда. Электрическое поле. Действие электрического поля на электрические заряды. Проводники, диэлектрики и полупроводники.
Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора. Постоянный электрический ток. Источники постоянного тока. Действия
электрического тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое сопротивление. Электрическая цепь. Закон Ома для участка электрической цепи.
Последовательное и параллельное соединения проводников. Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля - Ленца. Носители
электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах и газах. Полупроводниковые приборы. Правила безопасности при работе с
источниками электрического тока.
Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Устройство и действие электроскопа. Проводники и изоляторы. Электризация через
влияние. Перенос электрического заряда с одного тела на другое. Закон сохранения электрического заряда. Устройство конденсатора. Энергия
заряженного конденсатора. Источники постоянного тока. Составление электрической цепи. Электрический ток в электролитах. Электролиз.
Электрический ток в полупроводниках. Электрические свойства полупроводников. Электрический разряд в газах. Измерение силы тока
амперметром. Наблюдение постоянства силы тока на разных участках неразветвленной электрической цепи. Измерение силы тока в
разветвленной электрической цепи. Измерение напряжения вольтметром. Изучение зависимости электрического сопротивления проводника

от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление. Реостат и магазин сопротивлений. Измерение напряжения
в последовательной электрической цепи. Зависимость силы тока от напряжения на участке электрической цепи.
Лабораторные работы и опыты.
Наблюдение электрического взаимодействия тел. Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения. Исследование
зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах при постоянном сопротивлении. Исследование зависимости силы тока в
электрической цепи от сопротивления при постоянном напряжении. Изучение последовательного соединения проводников. Изучение
параллельного соединения проводников. Измерение сопротивления при помощи амперметра и вольтметра. Изучение зависимости
электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и материала. Удельное сопротивление. Измерение
работы и мощности электрического тока. Изучение электрических свойств жидкостей. Изготовление гальванического элемента.
Магнитные явления
Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. Взаимодействие магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Действие магнитного поля на
проводник с током. Сила Ампера. Электродвигатель. Электромагнитное реле.
Лабораторные работы и опыты
Изучение взаимодействия постоянных магнитов. Исследование магнитного поля прямого проводника и катушки с током. Исследование
явления намагничивания железа. Изучение принципа действия электромагнитного реле. Изучение действия магнитного поля на проводник с
током. Изучение принципа действия электродвигателя
Электромагнитные колебания и волны
Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. Правило Ленца. Самоиндукция. Электрогенератор. Переменный ток. Трансформатор.
Передача электрической энергии на расстояние. Колебательный контур. Электромагнитные колебания. Электромагнитные волны. Скорость
распространения электромагнитных волн.
Принципы радиосвязи и телевидения. Свет — электромагнитная волна. Влияние электромагнитных излучений на живые организмы.
Демонстрации.
Электромагнитная индукция. Правило Ленца. Самоиндукция. Получение переменного тока при вращении витка в магнитном поле.
Устройство генератора постоянного тока. Устройство генератора переменного тока. Устройство трансформатора. Передача электрической
энергии. Электромагнитные колебания. Свойства электромагнитных волн. Принцип действия микрофона и громкоговорителя. Принципы
радиосвязи.
Лабораторные работы и опыты.
Изучение явления электромагнитной индукции.
Световые явления
Элементы геометрической оптики. Закон прямолинейного распространение света. Отражение и преломление света. Закон отражения
света. Плоское зеркало. Линза. Ход лучей через линзу. Фокусное расстояние линзы. Оптическая сила линзы. Глаз как оптическая система.
Оптические приборы. Дисперсия света.
Демонстрации.

Источники света. Прямолинейное распространение света. Отражение света. Изображение в плоском зеркале. Преломление света. Ход
лучей в собирающей линзе. Ход лучей в рассеивающей линзе. Получение изображений с помощью линз. Принцип действия проекционного
аппарата и фотоаппарата. Модель глаза. Дисперсия белого света. Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы и опыты.
Изучение явления распространения света. Исследование зависимости угла отражения от угла падения света. Изучение свойств
изображения в плоском зеркале. Исследование зависимости угла преломления от угла падения света. Измерение фокусного расстояния
собирающей линзы. Получение изображений с помощью собирающей линзы. Наблюдение явления дисперсии света. Получение белого света
при сложении пучков света всех цветов спектра.
Повторение
Электрические явления. Природа электрического тока. Магнитные явления
.
9 КЛАСС
Физика и физические методы изучения природы
Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов природы. Физические законы и границы их применимости. Роль физики
в формировании научной картины мира.
Законы механического движения
Система отсчёта и относительность движения. Неравномерное движение. Скорость. Мгновенная скорость. Ускорение.
Равноускоренное движение. Свободное падение. Зависимость скорости и пути равноускоренного движения от времени и ускорения. Движение
по окружности. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон
Ньютона. Закон всемирного тяготения. Невесомость.
Законы сохранения
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел.
Закон сохранения механической энергии.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Принципы работы тепловых машин. Преобразование энергии в тепловых машинах.
Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания. Реактивное движение. Реактивный двигатель. КПД тепловой машины. Объяснение
устройства и принципа действия холодильника. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Демонстрации.
Устройство четырёхтактного двигателя внутреннего сгорания. Устройство паровой турбины. Устройство холодильника.
Лабораторные работы и опыты.
Измерение ускорения тела при равноускоренном движении.
Определение центростремительного ускорения.
Изучение закона сохранения энергии.
Исследования колебаний груза на пружине.

Механические колебания и волны.
Колебательное движение. Основные характеристики колебаний: период, частота, амплитуда. Математический и пружинный
маятники. Превращение энергии при колебательном движении.
Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Свойства механических волн. Продольные и
поперечные волны. Длина волны и скорость её распространения. Механические волны в твёрдом теле, сейсмические волны.
Звук. Громкость звука и высота тона. Отражение звука. Инфразвук и ультразвук.
Демонстрации.
Наблюдение
колебаний

тел

под

действием

силы

тяжести

и

силыупругости.

Наблюдение колебаний груза на нити и на пружине. Наблюдение вынужденных колебаний и резонанса. Распространение
продольных и поперечных волн (на модели).Наблюдение зависимости высоты звука от частоты.
Акустический резонанс.
Лабораторные работы и опыты.
Определение частоты и периода колебаний математического маятника.Определение частоты и периода колебаний пружинного маятника.
Исследование зависимости периода колебаний подвешенного к нити грузаот длины нити.
Исследование зависимости периода колебаний пружинного маятника отмассы груза.

Проверка независимости периода колебаний груза, подвешенного к нити,от массы груза.
Опыты, демонстрирующие зависимость периода колебаний пружинногомаятника от массы груза и жёсткости пружины.
Измерение ускорения свободного падения.
Электромагнитное поле и электромагнитные волны.
Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Шкала электромагнитных волн.
Использование электромагнитных волн для сотовой связи.
Электромагнитная природа света. Скорость света. Волновые свойствасвета.
Демонстрации.
Свойства электромагнитных волн.Волновые свойства света.
Световые явления.
Лучевая модель света. Источники света. Прямолинейное распространение света. Затмения Солнца и Луны. Отражение света. Плоское
зеркало. Закон отражения света.
Преломление света. Закон преломления света. Полное внутреннее отражение света. Использование полного внутреннего отражения в
оптических световодах.
Линза. Ход лучей в линзе. Оптическая система фотоаппарата, микроскопа и телескопа. Глаз как оптическая система. Близорукость и
дальнозоркость.
Разложение белого света в спектр. Опыты Ньютона. Сложение спектральных цветов. Дисперсия света.
Демонстрации.
Прямолинейное распространение света.Отражение света.
Получение изображений в плоском, вогнутом и выпуклом зеркалах.Преломление света.
Оптический световод.
Ход лучей в собирающей линзе. Ход лучей в рассеивающей линзе.
Получение изображений с помощью линз.

Принцип действия фотоаппарата, микроскопа и телескопа.Модель глаза.
Разложение белого света в спектр.
Получение белого света при сложении света разных цветов.
Лабораторные работы и опыты.
Исследование
зависимости
угла отражения

светового

луча

от

углападения.

Изучение характеристик изображения предмета в плоском зеркале. Исследование зависимости угла преломления светового луча от угла
падения на границе «воздух–стекло».
Получение изображений с помощью собирающей линзы.
Определение

фокусного

расстояния

и оптической

силы

собирающейлинзы.

Опыты по разложению белого света в спектр.
Квантовые явления
Опыты Резерфорда. Планетарная модель атома. Оптические спектры. Линейчатые оптические спектры. Квантовые постулаты Бора.
Поглощение и испускание света атомами. Состав атомного ядра. Зарядовое и массовое числа. Дефект массы. Ядерные силы. Энергия связи
атомных ядер. Радиоактивность. Альфа-, бета- и гамма-излучения. Период полураспада. Методы регистрации ядерных излучений. Ядерные
реакции. Деление и синтез ядер. Источники энергии Солнца и звёзд. Ядерная энергетика. Дозиметрия. Влияние радиоактивных излучений на
живые организмы. Экологические проблемы работы атомных электростанций.
Демонстрации.
Модель опыта Резерфорда. Наблюдение треков частиц в камере Вильсона. Устройство и действие счётчика ионизирующих частиц.
Повторение
Кинематика. Динамика. Законы сохранения. Квантовые явления
Строение Вселенной
Видимые движения небесных светил. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Определение расстояний до небесных тел.
Гипотезы о движении Земли. Гелиоцентрическая система мира Коперника. Открытия Галилея и Кеплера. Гипотеза Джордано Бруно. Строение
Солнечной системы. Физическая природа планет и малых тел Солнечной системы. Происхождение Вселенной.

Повторительно-обобщающий модуль.
Повторительно-обобщающий модуль предназначен для систематизации и обобщения предметного содержания и опыта деятельности,
приобретённого при изучении всего курса физики, а также для подготовки к основному государственному экзамену по физике для
обучающихся, выбравших этот учебный предмет.
При изучении данного модуля реализуются и систематизируются виды деятельности, на основе которых обеспечивается достижение
предметных и метапредметных планируемых результатов обучения, формируется естественнонаучная грамотность: освоение научных
методов исследования явлений природы и техники, овладение умениями объяснять физические явления, применяя полученные знания,
решать задачи, в том числе качественные и экспериментальные.
Принципиально деятельностный характер данного раздела реализуется за счёт того, что обучающиеся выполняют задания, в которых
им предлагается:
на основе полученных знаний распознавать и научно объяснять физические явления в окружающей природе и повседневной жизни;
использовать научные методы исследования физических явлений, втом числе для проверки гипотез и получения теоретических
выводов; объяснять научные основы наиболее важных достижений современных технологий, например,
практического
использования
различных источников энергии на основе закона превращения и сохранения всех известных видов энергии.

Тематическое планирование.
7 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрольные
работы

Лаборатор.
работы.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Физика и её роль в познании окружающего мира
1.1

Физика - наука о природе

1

0

0

Библиотека ЦОК

1.2

Физические величины

2

0

1

Библиотека ЦОК

1.3

Естественнонаучный метод познания

0

0

0

Библиотека ЦОК

3
Итого по разделу
Раздел 2. Первоначальные сведения о строении вещества

0

1

https://m.edsoo.ru/7f416194
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://m.edsoo.ru/7f416194

2.1

Строение вещества

1

0

0

Библиотека ЦОК

2.2

Движение и взаимодействие частиц
вещества

2

0

0

Библиотека ЦОК

2.3

Агрегатные состояния вещества

2

0

0

Библиотека ЦОК

5

0

0

Итого по разделу
Раздел 3. Движение и взаимодействие тел

https://m.edsoo.ru/7f416194
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://m.edsoo.ru/7f416194

3.1

Механическое движение

7

1

0

Библиотека ЦОК

3.2

Инерция, масса, плотность

5

0

2

Библиотека ЦОК

3.3

Сила. Виды сил

12

1

2

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f416194
https://m.edsoo.ru/7f416194

https://m.edsoo.ru/7f416194

Итого по разделу
Раздел 4. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов
Давление. Передача давления твёрдыми
4.1
телами, жидкостями и газами

2

24

4

4

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f416194

4.2

Давление жидкости

5

0

0

Библиотека ЦОК

4.3

Атмосферное давление

6

0

0

Библиотека ЦОК

7

1

1

Библиотека ЦОК

22

1

1

Действие жидкости и газа на погружённое
в них тело
Итого по разделу
Раздел 5. Работа и мощность. Энергия

4.4

https://m.edsoo.ru/7f416194
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://m.edsoo.ru/7f416194

5.1

Работа и мощность

3

0

1

Библиотека ЦОК

5.2

Простые механизмы

4

0

1

Библиотека ЦОК

5.3

Механическая энергия

4

1

0

Библиотека ЦОК

Итого по разделу

11

1

Резервное время

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

4

https://m.edsoo.ru/7f416194
https://m.edsoo.ru/7f416194
https://m.edsoo.ru/7f416194
2

8

8 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. Электрические и магнитные явления
Электрические заряды. Заряженные тела и
2.1
их взаимодействие

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

8

1

0

Библиотека ЦОК

Всего

https://m.edsoo.ru/7f4181ce

2.2

Постоянный электрический ток

22

1

6

Библиотека ЦОК

2.3

Магнитные явления

9

0

2

Библиотека ЦОК

8

1

1

Библиотека ЦОК

15

1

2

Библиотека ЦОК

6

1

0

5

11

2.4

Электромагнитные колебания и волны.

2.5

Световые явления.

2.6

Повторение.

Итого по разделу
Резервное время

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

https://m.edsoo.ru/7f4181ce
https://m.edsoo.ru/7f4181ce
https://m.edsoo.ru/7f4181ce
https://m.edsoo.ru/7f41a4a6

9 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Раздел 1. Механические явления
Механическое движение и способы его
1.1
описания

Контрольные
работы

Всего

Лаборатор
.работы.

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

10

1

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a4a6

1.2

Взаимодействие тел

20

1

2

Библиотека ЦОК

1.3

Законы сохранения

10

1

1

Библиотека ЦОК

Итого по разделу
Раздел 2. Механические колебания и волны

https://m.edsoo.ru/7f41a4a6
https://m.edsoo.ru/7f41a4a6

40

2.1

Механические колебания

7

1

1

Библиотека ЦОК

2.2

Механические волны. Звук

8

0

0

Библиотека ЦОК

0

0

Библиотека ЦОК

15
Итого по разделу
Раздел 3. Электромагнитное поле и электромагнитные волны
Электромагнитное поле и
6
3.1
электромагнитные волны
6
Итого по разделу
Раздел 4. Световые явления

https://m.edsoo.ru/7f41a4a6
https://m.edsoo.ru/7f41a4a6

https://m.edsoo.ru/7f41a4a6

4.1

Законы распространения света

4

0

0

Библиотека ЦОК

4.2

Линзы и оптические приборы

7

0

1

Библиотека ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f41a4a6
https://m.edsoo.ru/7f41a4a6

4.3

Волновые свойства света.

Итого по разделу
Раздел 5. Квантовые явления

4

0

0

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f41a4a6

15

5.1

Испускание и поглощение света атомом

4

0

0

Библиотека ЦОК

5.2

Строение атомного ядра

4

0

0

Библиотека ЦОК

5.3

Ядерные реакции

9

1

0

Библиотека ЦОК

0

0

Библиотека ЦОК

5

6

Итого по разделу
Раздел 6. Повторительно-обобщающий модуль
Повторение и обобщение содержания
6.1
курса физики за 7-9 класс
Итого по разделу
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

https://m.edsoo.ru/7f41a4a6
https://m.edsoo.ru/7f41a4a6
https://m.edsoo.ru/7f41a4a6

17
9
9
102

https://m.edsoo.ru/7f41a4a6

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
7-9КЛАСС

1. Программы основного общего образования. Физика. 7 – 9 классы(авторы:А.В.Перышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник).
2. Рабочая программа по физике. 7 класс/ Сост. Т.Н. Сергиенко. – М.:ВАКО, 2014, в соответствии с выбранным учебником:
3. Перышкин А.В. Физика. 7,9 класс. Учебник для общеобразовательныхучреждений . М.:Дрофа. 2011
4. Лукашик В.И. Сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.:Просвещение, 2010. –192с.
5.О.Ф. Кабардин. Физика. 8 класс. учебник/ О.Ф. Кабардин. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2014


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».