Положение о рабочих программах учебных предметов новый ФГОС и ФОП

СОГЛАСОВАНО
на заседании педагогического совета
МБОУ г. Керчи РК
СШ№1им. В.Дубинина
(протокол от 30.08.2023 г. № 16)

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ г. Керчи РК
СШ№1им. В. Дубинина
___________Е.А.Левкович
(приказом от 30.08.2023 г. №481)
Локальный акт № 125

ПОЛОЖЕНИЕ
О РАБОЧИХ ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ,
УЧЕБНЫХ КУРСОВ (В ТОМ ЧИСЛЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении
города Керчи Республики Крым «Специализированная школа №1
с углубленным изучением английского языка имени Володи Дубинина»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о рабочих программах, разрабатываемых в соответствии с
требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов и Федеральных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования
(далее – Положение), регулирует оформление, структуру, порядок разработки, утверждения и
хранения рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной
деятельности), учебных модулей в Муниципальном бюджетном общеобразовательном
учреждении города Керчи Республики Крым «Специализированная школа №1 с углубленным
изучением английского языка имени Володи Дубинина» (далее - Учреждение).
1.2. Положение разработано на основании следующих нормативных актов:

Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»;

Приказа Минпросвещения России от 12.08.2022 № 732 Приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;

Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС
ООО второго поколения);

Приказа Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (далее – ФГОС
СОО);

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»;

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»;

Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования»;

Устава Учреждения;

Положения о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся в Учреждении;
1.3. В Положении использованы следующие основные понятия и термины:

уровень образования (НОО, ООО, СОО)
– завершенный цикл образования,
характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

федеральная основная общеобразовательная программа – учебно-методическая документация
(федеральный учебный план, федеральный календарный учебный график, федеральные
рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов,
федеральная рабочая программа воспитания, федеральный календарный план воспитательной
работы), определяющая единые для Российской Федерации базовые объем и содержание
образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые
результаты освоения образовательной программы;

образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем,
содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который
представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и
методических материалов, а также в виде рабочей программы воспитания, календарного плана
воспитательной работы, форм аттестации;

рабочая программа- методический документ, определяющий организацию образовательного
процесса, конкретизирующий содержание обучения и обеспечивающий достижение
планируемых результатов освоения ООП соответствующего уровня образования;

учебный предмет - единица (компонент) содержания образования, отражающий предмет
соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого материала и
возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки;

учебный курс - целостная, логически завершенная часть содержания образования,
расширяющая освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного
предмета и углубляющая материал предметных областей и (или) в пределах которой
осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного
предмета;

учебный модуль - часть содержания образования, в пределах которой осуществляется
освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета или
учебного курса либо нескольких взаимосвязанных разделов;

оценочные средства - методы оценки и соответствующие им контрольно-измерительные
материалы.
1.4. Рабочая программа предназначена для реализации требований к минимуму содержания и
уровню подготовки обучающегося, определенными ФГОС и ФОП соответствующего уровня
образования по конкретному учебному предмету (курсу) учебного плана Учреждения. Разработка
рабочей программы относится к компетенции Учреждения и осуществляется педагогическим
работником или группой педагогических работников для определенных классов (групп) и
учитывает возможности методического, информационного и технического обеспечения
образовательной деятельности, уровень подготовки обучающихся, отражает специфику обучения
в данном классе (классах, группах) школы.
1.5. Рабочая программа выполняет следующие функции:

обеспечение реализации в полном объеме образовательной программы в соответствии с
календарным учебным графиком;

обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями образования;

создание условий для реализации системно-деятельностного подхода к обучению;

обеспечение достижений планируемых результатов каждым обучающимся;

определение содержания, объема и порядка изучения учебного предмета (курса, модуля) с
учетом целей, задач и особенностей образовательной деятельности школы и контингента
обучающихся;

приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском
обществе.


2

1.6. Учреждение предусматривает непосредственное применение при реализации ООП НОО
федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир».
1.7. Школа предусматривает непосредственное применение при реализации ООП ООО и ООП
СОО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература»,
«История», «Обществознание», «География», «Основы безопасности жизнедеятельности».
1.8. Федеральные рабочие программы служат методической основой для разработки рабочих
программ по учебным предметам обязательной части ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО.
1.9. Обязанности педагогического работника в части разработки, коррекции рабочих программ и
мера ответственности за выполнение рабочей программы в полном объеме определяются
должностной инструкцией педагогического работника.
1.10. Данное Положение вступает в силу с момента его утверждения и действует бессрочно, до
замены его новым положением.
2. Структура рабочей программы
2.1. Структура рабочей программы определяется настоящим Положением.
2.2. Рабочие программы ООП НОО, ООО и СОО должны содержать следующие обязательные
компоненты:

пояснительную записку;

содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности),
учебного модуля;

планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе
внеурочной деятельности), учебного модуля;

тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на
освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной
деятельности), учебного модуля, и возможность использования по этой теме электронных
(цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами
(мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные библиотеки,
виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых образовательных
ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп пользователей,
представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими дидактические
возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об образовании;
2.3. В качестве электронных образовательных ресурсов допускается использование материалов,
включенных в Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования,
утвержденный приказом Минпросвещения России от 02.08.2022 № 653.
2.4. Рабочие программы курсов внеурочной деятельности ООП НОО, ООО и СОО должны
содержать следующие обязательные компоненты:

содержание курса внеурочной деятельности;

планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности;

тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на
освоение каждой темы курса внеурочной деятельности, и возможность использования по
этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебнометодическими материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и
задачники, электронные библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы,
коллекции цифровых образовательных ресурсов), используемыми для обучения и
воспитания различных групп пользователей, представленными в электронном (цифровом)
виде и реализующими дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует
законодательству об образовании.
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на
форму проведения занятий.

3

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности формируются с учетом рабочей
программы воспитания.
3. Порядок разработки и утверждения рабочей программы
3.1. Рабочая программа разрабатывается как часть ООП (по уровням общего образования)
педагогическим работником или группой педагогических работников в соответствии с
преподаваемым учебным предметом.
3.2. Рабочая программа может быть единой для всех учителей данного учебного предмета,
работающих в школе, или индивидуальной.
3.3. Рабочая программа составляется на соответствующий уровень образования (НОО, ООО,
СОО) на один учебный год.
3.5. Педагогический работник разрабатывает рабочую программу в соответствии с федеральной
рабочей программой учебного предмета федеральной образовательной программы уровня
образования. Содержание и планируемые результаты разработанной педагогическим работником
рабочей программы должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых
результатов федеральной рабочей программы учебного предмета (курса).
3.6. Педагогический работник не вправе для федеральных рабочих программ, подлежащих
непосредственному применению и перечисленных в подпунктах 1.6 и 1.7 Положения:

изменять определенные федеральной рабочей программой последовательность изучения
учебного материала и количество часов на изучение учебного предмета;

корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных разделов и тем
федеральной рабочей программы.
3.7. Педагогический работник вправе:

расширять содержание учебного предмета для углубленного изучения;

конкретизировать требования к планируемым результатам освоения рабочей программы;

выбирать для реализации рабочей программы учебник, входящий в Федеральный перечень
учебников, утвержденный приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858;

при отсутствии в перечне учебников использовать учебные пособия, которые выпускают
организации из перечня, утвержденного приказом Минобрнауки от 09.06.2016 № 699;

выбирать исходя из целей и задач рабочей программы методики и технологии обучения и
воспитания;

подбирать и (или) разрабатывать оценочные средства.
3.8. Педагогический работник вправе представить рабочую программу на заседании
методического объединения (кафедры), соответствующим протоколом которого фиксируется факт
одобрения или неодобрения рабочей программы. Обязательному представлению на заседании
методического объединения (кафедры) подлежат рабочие программы, разработанные
составителем на основе учебно-методической литературы (рабочие программы элективов,
курсов внеурочной деятельности) и имеющие более 50 процентов авторских подходов к
организации содержания учебного материала.
3.9. Рабочая программа утверждается в составе ООП (по уровням общего образования) приказом
руководителя школы.
4. Оформление и хранение рабочей программы
4.1. Рабочая программа оформляется в электронном и/или печатном варианте.
4.2. Электронная версия рабочей программы форматируется в редакторе Word шрифтом Times
New Roman, кегль 10-12, межстрочный интервал одинарный, выровненный по ширине, поля со
всех сторон 1–3 см.
Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word. Листы
формата А4. Таблицы встраиваются непосредственно в текст, если иное не предусматривается
автором рабочей программы.
Рабочая программа должна иметь титульный лист с названием учебного предмета, курса, по
которому ее разработали, и сроком освоения программы.

4

Страницы рабочей программы должны быть пронумерованы. Титульный лист не нумеруется.
4.3. Печатная версия рабочей программы дублирует электронную версию.
4.4. Электронный вариант календарно-тематического планирование по предметам (курсам)
хранится в папке «Завуч» на облачном хранилище.
4.5. Печатная версия рабочей программы подлежит хранению в Учреждении в течение всего
периода ее реализации в месте, установленном директором Учреждения.
4.6. Разработчик рабочей программы готовит в электронном виде аннотацию для сайта
Учреждения. В аннотации указываются:

название рабочей программы;

краткая характеристика программы;

срок, на который разработана рабочая программа;

список приложений к рабочей программе.
4.7. Аннотации к рабочим программам размещаются на школьном сайте в разделе «Сведения об
образовательной организации» подразделе «Образование». К аннотации прикрепляется рабочая
программа в виде электронных документов, подписанных электронной подписью.
5. Порядок внесения изменений в рабочую программу
5.1. В случае необходимости корректировки рабочих программ директор школы издает приказ о
внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования в части корректировки
содержания рабочих программ.
5.2. Корректировка рабочих программ проводится в сроки и в порядке, установленные в приказе
директора школы о внесении изменений в ООП соответствующего уровня общего образования.
6. Реализация рабочей программы
6.1. Реализация рабочей программы является предметом контроля внутренней системы оценки
качества.
6.2. Педагогические работники обязаны осуществлять свою деятельность на высоком
профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемого учебного
предмета в соответствии с утвержденной рабочей программой.
6.3. Школа, наряду с педагогическими работниками, несет ответственность за реализацию
рабочих программ в полном объеме в соответствии с ООП уровня образования.
6.4. При реализации рабочих программ не допускается:

сокращение запланированной практической части (контрольные, практические, лабораторные
работы и др.);

сокращение объема времени на изучение учебного предмета (курса, модуля).
6.5. Запрещается при реализации рабочих программ использование методов и средств обучения и
воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому
здоровью обучающихся.
7. Контроль за реализацией рабочих программ
7.1. Контроль реализации рабочих программ производится по окончании каждого учебного
периода.
7.2. Этапы контроля:

по окончании учебного периода (четверть, год) заместитель директора по УВР анализирует
отчет по выполнению рабочих программ, формируемый посредством электронного журнала;

итоги анализа оформляет справкой;

результаты контроля по итогам четверти рассматриваются на совещании при директоре
по итогам каждого учебного периода;

результаты анализа по итогам учебного года рассматриваются на педагогическом совете
текущего учебного года не позднее 1 июня текущего учебного года.
Разработала зам.директора по УВР

Г.В.Чаплыгина

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».