АРП чтение 1 класс

РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
начальной школы
протокол № от 25.08.2023 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ г. Керчи РК
СШ №1 им. В. Дубинина

__________ Г.В. Чаплыгина
Руководитель кафедры

___________ Е.А. Левкович
25.08.2023г.

___________ Т.А.Секисова

приказ №481 от 30.08.2023г.

Адаптированная рабочая программа
по предмету «Чтение»
для обучающегося 1 класса с ограниченными возможностями здоровья
с расстройствами аутистического спектра (8.3)
на 2023/2024 учебный год

Составила:
Секисова
Т.А., учитель начальных классов, первой
квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная адаптированная рабочая программа по чтению для обучения на дому для обучающегося 1 класса с расстройствами
аутистического спектра (8.3) составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ОВЗ, федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3), адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина, на
основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2009.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Букварь под редакцией В. В. Воронковой, И.В.Коломыткиной.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение грамоте в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида осуществляется в 1 классе в течение всего
года. Обучение ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному
и букварному периодам.
Добукварный период составляет примерно один месяц первой четверти. В тех случаях, когда класс скомплектован из детей с более низким
уровнем развития, этот срок может быть увеличен до полутора-двух месяцев (соответственно период обучения грамоте заканчивается во 2
классе). Основные задачи добукварного периода: подготовить учащихся к овладению первоначальными навыками чтения и письма; привить
интерес к обучению; выявить особенности общего и речевого развития каждого ребенка. В этот период начинается работа по формированию
у детей общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной
ориентировки, а также развитию мелких мышц рук. Обучение проходит в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей
действительности, организации дидактических игр и игровых упражнений. На уроках обучения грамоте значительное место отводится
развитию речи. Первоклассники учатся слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске
и др.), отвечать на вопросы. Развитие речи на уроках обучения грамоте предусматривает также формирование правильной артикуляции и
дикции, соответствующего темпа и ритма речи. Основными видами работы в этом направлении являются беседы; заучивание с голоса
учителя коротких стихотворений, загадок, скороговорок; небольшие инсценировки. Совершенствованию произносительной стороны речи
способствуют артикуляционные упражнения для губ, языка, нёба, щек и т. д. Дети, у которых обнаруживается грубое нарушение
произношения, с первых дней обучения в школе занимаются с логопедом. Развитие слухового восприятия и речевого слуха в добукварный
период является основой для усвоения звуков речи. Первоклассники учатся различать звуки окружающей действительности, например:
шуршание листьев, голоса животных (р-р-р, ш-ш-ш, з-з-з) и т. д. Обучающиеся практически знакомятся с понятиями слово, часть слова
(слог), звук. Они учатся составлять предложения по заданиям и вопросам учителя, с использованием рисунков, по предложенной теме;
делить предложения на слова, слова на слоги; выделять отдельные звуки в начале слова. Развитие зрительного восприятия и
пространственной ориентировки в большей степени направлено на подготовку к осознанию образа буквы, ее пространственного
расположения, к сочетанию с другими буквами. Эта работа способствует предупреждению неточного восприятия напечатанных или
2

написанных слов. Первоклассники учатся различать геометрические фигуры по цвету, размеру, составлять комбинации из полосок,
геометрических фигур, располагать их в определенной последовательности и заданном направлении (слева направо, сверху вниз).
Упражнения выполняются по предложенному учителем образцу, по памяти, по словесной инструкции. На уроках русского языка проводится
работа по подготовке учащихся к обучению письму. Первоклассники приобретают навык пользования карандашом, ручкой, учатся рисовать
и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
Большую помощь в подготовке учащихся к обучению грамоте, коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития может
оказать использование леготехнологии (ЛЕГО ДУПЛО). К концу добукварного периода учащиеся должны уметь делить предложения (из
двух-трех слов) на слова, двусложные слова на слоги, выделять звуки а, у, мв начале слов, владеть графическими навыками. В процессе
обучения выясняется уровень общего и речевого развития учащихся, специфические затруднения, которые необходимо учитывать для
правильной организации коррекционной работы.
Букварный период. Вэтот период у обучающихся формируется звукобуквенный анализ и синтез как основа овладения чтением и письмом.
Материалом обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты. В специальных
(коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида несколько изменен (по сравнению с общеобразовательной школой) порядок
изучения звуков, букв и слоговых структур. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, так как учитывает
особенности их аналитико-синтетической деятельности. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое
произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей
последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее
изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы. Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур
осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му),
требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и после них слоги со стечением согласных. Лучшему усвоению образа
буквы, соотнесения звука и буквы, составлению слогов и слов поможет использование кукольной азбуки и других игровых технологий.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию
иллюстративного материала для улучшения понимания читаемого. Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.
Обучение грамоте в 1 классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обязательно предполагает
использование таких видов наглядности, как настенная касса для букв разрезной азбуки, которая заполняется по мере их изучения; наборное
полотно; касса слогов; слоговые таблицы; индивидуальные кассы с набором букв и слогов.
Общая характеристика предмета
Учебный предмет «Чтение» включён в федеральный компонент образовательной области «Язык и речевая практика» учебного плана для
учащихся с РАС и лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебный предмет «Чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только
узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника с нарушениями
аутистического спектра. Это прежде всего воспитание сознания, воспринимающего мир (не только произведения литературы и
художественной культуры, но и весь окружающий мир– мир людей и природы).
3

Обучение чтению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), осложненными легкой умственной отсталостью, представляет
большую проблему в следствие специфических особенностей развития:
 выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со
сверстниками, отгороженность от внешнего мира;
 особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их
однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
 боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;
 ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
 специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от
вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным
осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной
функции речи, низкая речевая активность;
 низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения.
Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания,
умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
Место курса в учебном плане
В 1 классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 66часов (33 учебные недели), из них аудиторно – 2 часа в неделю.
Цель: обучения чтению в первом классе является формирование необходимых знаний и умений для последующего обучения литературному
чтению и русскому языку.
Предмет «Чтение» начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ
элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического
слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на
уроках обучения письму (русский язык). Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и
письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного
(подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного), и реализуется в течение 2 лет обучения: в 1
(подготовительном первом) и 1 классах.
В добукварный период ведется работа по подготовке учащихся к овладению первоначальными навыками чтения, формированию
общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной
ориентировки.
В букварный период у учащихся формируется звуко-буквенный анализ и синтез как основа овладения чтением. Материалом
обучения являются звуки и буквы, слоговые структуры, предложения, короткие тексты. Обучение грамоте в букварный период можно
условно разделить на 4 этапа.
4

1-й этап - изучение звуков и букв: а, у, о, м, с, х - изучается в 1 (подготовительном первом) классе. Содержание программы обучения
чтению в 1 классе включает продолжение изучения звуков и букв (2, 3, 4 этапы) и формирование у учащихся навыка послогового чтения.
Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со
слоговыми таблицами и слогами-слияниями.
Послебукварный (обобщающий) этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми
словами, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений,
текстов. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и
навыков, с развитием творческих способностей детей. Таким образом, программа первого класса плавный переход от «азбуки» к учебному
предмету «чтение».
Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной
интерпретации.
В 1 классе изучение предмета «Чтение», призвано решить следующие задачи:
 уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово,
предложение, словосочетание);
 формирование у учащихся основ знаний из области фонетики и графики (звуки и буквы, гласные и согласные звуки);
 формирование навыка плавного послогового чтения;
 формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
 развитие коммуникативно-речевых навыков;
 коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
 формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных, психофизических возможностей
учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный
уровень – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по
учебному курсу «Чтение» определяется в конце учебного года в связи со сложностью структуры дефекта.
Личностные результаты
 формирование представления о себе;
 развитие элементарных представлений об окружающем мире;
 овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни;
умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
 владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
 развитие мотивации к обучению;
 формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками;
 формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других
людей;
5

 владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
 развитие положительных свойств и качеств личности.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
 различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
 дифференцировать гласные и согласные с помощью учителя;
 анализировать слова из 3-4 букв по звуковому составу, с помощью учителя, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
 читать по слогам отдельные слова, предложения из двух слов, соотносить их с картинками;
 отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, опираясь на иллюстрации к тексту с помощью учителя.
Достаточный уровень:
 анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
 плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты с переходом на чтение целым словом простых по семантике и структуре
слов;
 отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
 слушать небольшую загадку, стихотворение, рассказ.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
 осознание себя как ученика, готового посещать школу в соответствии со специально организованными режимными моментами;
 способность к принятию социального окружения, своего места в нем (класс, школа);
 проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
 проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
 готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.
 готовность к организации элементарного взаимодействия с окружающей действительностью.
Коммуникативные учебные действия:
 вступать в контакт и поддерживать его в коллективе (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик);
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 изменять свое поведение в соответствии с объективными требованиями учебной среды;
 конструктивно взаимодействовать с людьми из ближайшего окружения.
Регулятивные учебные действия:
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
6

 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности.
Познавательные учебные действия:
 выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
 наблюдать самостоятельно за предметами и явлениями окружающей действительности.
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
п/п
1
2

Раздел

Кол-во часов

ДОБУКВАРНЫЙ
ПЕРИОД
БУКВАРНЫЙ
ПЕРИОД
1 этап

16

2 этап

20

14

Краткое содержание курса
Обучение грамоте
Подготовка детей к обучению грамоте
Знакомство со следующими звуками и буквами: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв,
Ии.
Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в
словах (в начале или в конце) в сильной позиции. Практическое различение гласных и
согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Обозначение гласных и согласных
букв соответствующим цветом. Образование открытых и закрытых двухзвуковых
слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно.
Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла).
Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога
(сом).
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, Йй,
Жж, Бб, Дд, Гг, ь.
Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение цвета буквы. Подбор
слов с заданным звуком и определение его местонахождения в словах (в начале, в
середине, в конце). Дифференцияция сходных звуков изолированно, в слогах, словах
([с]-[з], [х]-[к], [р]-[л], [п]-[б]), слогов с мягкими и твердыми согласными (мы-ми, мылмил), а также с и-й (мои-мой). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с
твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил). Составление и
чтение слов из усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик).
Чтение предложений из двух-трех слов.
7

3 этап

3

16

ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ
ПЕРИОД
4 этап
Всего

На каждом уроке (с
27), кроме уроков
изучения нового
звука, буквы.

Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц,
Ээ, Щщ, ъ.
Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и
глухих (в сильной позиции); твердых и мягких. Образование и чтение усвоенных ранее
слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух
согласных (тра, кни, пле). Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Формирование основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения на
материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с
учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, чистоговорок.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного с рассматриванием иллюстраций к
тексту.

66 часов

8

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Минимальный уровень:
 различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
 дифференцировать гласные и согласные с помощью учителя;
 анализировать слова из 3-4 букв по звуковому составу, с помощью учителя, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
 читать по слогам отдельные слова, предложения из двух слов, соотносить их с картинками;
 отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, опираясь на иллюстрации к тексту с помощью учителя.
Достаточный уровень:
 анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
 плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты с переходом на чтение целым словом простых по семантике и структуре слов;
 отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
 слушать небольшую загадку, стихотворение, рассказ.
Адаптированная рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется после проведения обследования (мониторинга)
обучающихся с РАС. Продолжительность урока по предмету «Чтение » в 1 классе составляет 35 минут.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Дидактический материал для занятий в добукварный период.
А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Букварь. 1 класс. Учебник для адаптированных основных образовательных программ. ФГОС.
А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Пропись. 1 класс. В 3-х ч.
А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса
Разрезная азбука, слоги, слова.
Предметные и сюжетные картинки (в том числе в электронном виде).
Индивидуальные и демонстрационный наборы черных полосок и синих и красных кругов для составления условно-графической схемы,
предложения, звуко-буквенной схемы слога, слова.
Плоскостные и объемные игрушки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».