РАССМОТРЕНО на заседании кафедры начальной школы протокол № 4 от 24.08.2022 г. СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ г. Керчи РК СШ №1 им. В. Дубинина __________ Г.В. Чаплыгина Руководитель кафедры ___________ Е.А. Левкович 25.08.2022г. ___________ Т.А.Секисова приказ №418 от 29.08.2022г. Адаптированная рабочая программа по предмету «Речевая практика» для обучающегося 1 класса с ограниченными возможностями здоровья с расстройствами аутистического спектра (8.3) на 2023/2024 учебный год Составила: Секисова Т.А., учитель квалификационной категории начальных классов, первой ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная адаптированная рабочая программа по чтению для обучения на дому для обучающегося 1 класса с расстройствами аутистического спектра (8.3) составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3), адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина, на основе рабочей программы по устной речи для 1 класса составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) под редакцией В.В. Воронковой. М. 2006.). Рабочая программа ориентирована на использование учебника Комаровой С.В. Устная речь: учебник для 1 класса / Комарова С.В. - М.: Просвещение, 2011. Введение в программу раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА» Цель: развитие речевой коммуникации школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для осуществления общения с окружающими людьми. Основной формой организации деятельности детей на уроках устной речи является речевая ситуация (тематическая ролевая игра), позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в спонтанное общение. Задачи раздела «Устная речь»: - Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся. - Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей - Формировать выразительную сторону речи - Учить строить устные связные высказывания; - Воспитывать культуру речевого общения. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Адаптированная рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся с РАС. Продолжительность урока по предмету «Речевая практика » в 1 классе составляет 35 минут. 2 МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика». Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1) классе является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма. Реализация адаптированной рабочей программы учебного предмета «Речевая практика» 1 класс разработана согласно индивидуальному учебному плану МБОУ Г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина для обучающегося с расстройствами аутистического спектра (8.3), количество часов распределено следующим образом: 1 час в неделю аудиторно, 2 часа в неделю на самостоятельной изучение с родителями. Всего 99 часов за год. Содержание учебного курса Раздел «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов: - Аудирование. Его содержание нацелено на развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению). Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ - Дикция и выразительность речь. Ориентирует учителя на отработку у школьников четкости произношения, эмоциональной выразительности речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Использование мимики и жестов в общении. - Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими. Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Культура общения. Его содержание нацеливает учителя на проведение специальной работы по обогащению речи обучающегося словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия. 3 Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи: - уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); - формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков; - коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; - формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию; - развитие навыков устной коммуникации; - формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. Речевое развитие. Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д. Учащиеся должны уметь: 1-й уровень 1. Выполнять задания по словесной инструкции. 2. Называть предметы и действия, соотносить их с картинками. 3. Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова. 4. Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании. 5. Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей. 6. Рассказывать, как можно дойти или доехать до школы. 7. Слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства. 2-й уровень 1. 2. 3. Выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя. Называть предметы и соотносить их с картинками. Употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям; 4 4. Правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании. 5. Сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена одноклассников и ближайших родственников. 6. Слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета Предметные результаты Минимальный уровень: - формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; - участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; - восприятие на слух сказок и рассказов; - ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; - выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя; - участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; - ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач. Достаточный уровень: - понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы; - понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя; - активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций; - высказывание своих просьб и желаний; - выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения Личностные результаты 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 6) овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 5 10) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 11) формирование готовности к самостоятельной жизни. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ с ограниченными возможностями здоровья с расстройствами аутистического спектра (8.3) ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В I классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи). Контроль достижения обучающимся уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы. Систематический и регулярный опрос обучающегоя является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить ученика давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебные пособия: 1. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Якубовская Э.В. . Программа по русскому языку для 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. В.Воронковой – СПб: Просвещение, 2008г. 2. Комарова С.В. Устная речь. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2016г. 3. Комарова С. В., Головкина Т. М., Саакян С. В.Устная речь. Рабочая тетрадь. 1 класс. (VIII вид). М.: Просвещение, 2011г. Наглядный учебный материал: иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения, методику их получения); трафареты; учебные модели; 6