АРП речевая практика 1 класс

РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
начальной школы
протокол № 4 от 24.08.2022 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ г. Керчи РК
СШ №1 им. В. Дубинина

__________ Г.В. Чаплыгина
Руководитель кафедры

___________ Е.А. Левкович
25.08.2022г.

___________ Т.А.Секисова

приказ №418 от 29.08.2022г.

Адаптированная рабочая программа
по предмету «Речевая практика»
для обучающегося 1 класса с ограниченными возможностями здоровья
с расстройствами аутистического спектра (8.3)
на 2023/2024 учебный год

Составила:
Секисова
Т.А., учитель
квалификационной категории

начальных

классов,

первой

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная адаптированная рабочая программа по чтению для обучения на дому для обучающегося 1 класса с расстройствами
аутистического спектра (8.3) составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ОВЗ, федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с
расстройствами аутистического спектра (вариант 8.3), адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина, на основе рабочей программы по устной
речи для 1 класса составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного
образовательного учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) под редакцией В.В. Воронковой. М. 2006.).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Комаровой С.В. Устная речь: учебник для 1 класса / Комарова С.В. - М.:
Просвещение, 2011.
Введение в программу раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых
дошкольников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»
Цель: развитие речевой коммуникации школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для осуществления общения
с окружающими людьми.
Основной формой организации деятельности детей на уроках устной речи является речевая ситуация (тематическая ролевая игра),
позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в
спонтанное общение.
Задачи раздела «Устная речь»:
- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
- Формировать выразительную сторону речи
- Учить строить устные связные высказывания;
- Воспитывать культуру речевого общения.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Адаптированная рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется после проведения обследования (мониторинга)
обучающихся с РАС. Продолжительность урока по предмету «Речевая практика » в 1 классе составляет 35 минут.
2

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика».
Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1) классе является формирование
коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных
навыков чтения и письма.
Реализация адаптированной рабочей программы учебного предмета «Речевая практика» 1 класс разработана согласно индивидуальному
учебному плану МБОУ Г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина для обучающегося с расстройствами аутистического спектра (8.3), количество
часов распределено следующим образом: 1 час в неделю аудиторно, 2 часа в неделю на самостоятельной изучение с родителями. Всего 99
часов за год.
Содержание учебного курса
Раздел «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов:
- Аудирование. Его содержание нацелено на развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь.
Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение
инструкций, записанных на аудионосители. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных
произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ
- Дикция и выразительность речь. Ориентирует учителя на отработку у школьников четкости произношения, эмоциональной выразительности
речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания.
Использование мимики и жестов в общении.
- Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по
названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения.
Культура общения. Его содержание нацеливает учителя на проведение специальной работы по обогащению речи обучающегося словами,
оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.
3

Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии,
обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в
зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Формулы «Доброе утро», «Добрый
день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово,
предложение, словосочетание);
- формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;
- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
- развитие навыков устной коммуникации;
- формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Речевое развитие. Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения
просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ
прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал.
Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
Учащиеся должны уметь:
1-й уровень
1.
Выполнять задания по словесной инструкции.
2.
Называть предметы и действия, соотносить их с картинками.
3.
Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова.
4.
Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании.
5.
Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей.
6.
Рассказывать, как можно дойти или доехать до школы.
7.
Слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.
2-й уровень
1.
2.
3.

Выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя.
Называть предметы и соотносить их с картинками.
Употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;
4

4.
Правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании.
5.
Сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена одноклассников и ближайших
родственников.
6.
Слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные результаты
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов;
- ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывание своих просьб и желаний;
- выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения
Личностные результаты
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
5

10) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
11) формирование готовности к самостоятельной жизни.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ с ограниченными возможностями здоровья
с расстройствами аутистического спектра (8.3)
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В I классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются.
Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок,
рисунков, уровня развития речи). Контроль достижения обучающимся уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в
виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы. Систематический и
регулярный опрос обучающегоя является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить ученика давать развёрнутые
объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебные пособия:
1. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Якубовская Э.В. .
Программа по русскому языку для 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред.
В.Воронковой – СПб: Просвещение, 2008г.
2. Комарова С.В. Устная речь. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение,
2016г.
3. Комарова С. В., Головкина Т. М., Саакян С. В.Устная речь. Рабочая тетрадь. 1 класс. (VIII вид). М.: Просвещение, 2011г.
Наглядный учебный материал:
иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения, методику их получения); трафареты;
учебные модели;

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».