РАССМОТРЕНО на заседании МО начальной школы протокол №4 от 23.08.2024 г. СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР Руководитель МО __________ Г.В. Чаплыгина ___________ Т.А.Секисова 23.08.2024г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ г. Керчи РК СШ №1 им. В. Дубинина ___________ Е.А. Левкович приказ № 382 от 26.08.2024г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК» для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) 2 вариант 1 адаптивный класс (домашнее обучение) на 2024/2025 учебный год Составила: КиселеваЕ.В., учитель 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2). Она разработана на основе адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями 2 вариант) МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина. Рабочая программа ориентирована на учебники по предмету «Мир природы и человека» для 1 адаптивного класса: 1. Мир природы и человека. 1 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адап. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.1 /[Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М.: Просвещение, 2018. Общая характеристика адаптированной рабочей программы предмета «Человек» Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я»ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья». Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: Формирование представления о себе самом и ближайшем окружении. Задачи и направления. — Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими — представления о собственном теле — распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта — соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале — отнесение себя к определенному полу — развитие способности осознавать и выражать свои интересы — формировать представления о возрастных изменениях — формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям — формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья — формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами — формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое),локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому — формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром,вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета) — формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей — формировать умения обслуживать себя — формировать умения следить за своим внешним видом — формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности 2 — формирование положительного отношения ребенка к занятиям; — развитие собственной активности ребенка; — формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий; — формирование и развитие целенаправленных действий; — развитие планирования и контроля деятельности; — развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач. Кроме основных, можно выделить и методические задачи: — развитие зрительного восприятия; — развитие зрительного и слухового внимания; — развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков; — формирование и развитие реципрокной координации; — развитие пространственных представлений; — развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Принципы организации учебного процесса: - Принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; - Принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста; - Принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав; - Принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; - Принцип переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; - Принцип сотрудничества с семьей; - Принцип психолого-педагогического изучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья. - Принцип учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и закономерностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. - Принцип учета возрастных границ. Реализация этого принципа предполагает соответствие содержания образовательной программы уровню фактического и возрастного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В случае подготовки подобного рода программ для детей с тяжелой и умеренной умственной отсталостью, сложным дефектом необходимо ориентироваться на фактический возраст ребенка. - Принцип интегрированного подхода к отбору содержания – предусматривает отбор разделов и тематического содержания из примерных основных общеобразовательных программ, разработанных для определенной категории детей с ограниченными возможностями здоровья. 3 Акцент следует делать на те разделы, которые в большей степени ориентированы на коррекцию и компенсацию имеющегося нарушения, а также отвечают особым образовательным потребностям и возможностям детей. Интеграция разделов и тем осуществляется путем установления внутренних взаимосвязей содержательного характера. - Принцип дозированности осваиваемых дидактических единиц – предполагает продуманную регламентацию объема изучаемого материала по всем разделам программы для более рационального использования времени его освоения и учета реальных возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в его усвоении. Необходимость реализации этого принципа обусловлена своеобразным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения материала. - Принцип соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала. Реализация данного принципа определяет системный подход в обучении и развитии обучающихся. - Принцип соблюдения линейности и концентричности. Реализация этого принципа заключается в необходимости расположения тем по каждому разделу в определенной последовательности, учитывающей степень усложнения материала и постепенного увеличения его объема, при этом каждая последующая часть программы является продолжением предыдущей (линейность). При концентрическом построении индивидуальной программы осваиваемый материал повторяется путем возвращения к пройденному вопросу, что дает возможность более прочного его усвоения, расширения и закрепления определенных представлений и понятий. - Принцип вариативности программного материала. Предусматривается возможность видоизменения содержания разделов, их комбинирования, в отдельных случаях изменения последовательности в изучении. - Принцип системного подхода к проектированию АООП, СИПР. Этот принцип направлен на реализацию основных содержательных линий развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья: социальное развитие, физическое развитие, познавательное развитие, формирование ведущих видов деятельности и др. - Принцип комплексного подхода к проектированию АООП, СИПР предполагает предоставление возможности реализации подобного рода программы всеми субъектами коррекционно-педагогического процесса, в частности, учителями-дефектологами, учителями-логопедами, педагогами-психологами, воспитателями, педагогами-предметниками, родителями, педагогами дополнительного образования и другими специалистами. - Принцип ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и реализации АООП, СИПР. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья основополагающим становится формирование жизненных навыков, которые проявляются в достижении умения реализовать определенные функции и действия. Жизненные навыки или иначе навыки жизненной компетентности позволяют ребенку с отклонениями в развитии ежедневно выполнять целый ряд функций, обеспечивающих его жизнедеятельность (самообслуживание, передвижение, ориентировка в пространстве, коммуникация и др.). Необходим выбор таких направлений и форм работы с ребенком, которые будут решающими для его социальной адаптации и интеграции в общество. - Принцип единства диагностики и коррекции. Проектированию программы, как отмечалось выше, предшествует этап комплексного диагностического обследования, на основе которого составляется первичное заключение об уровне развития ребенка, определяются цель и задачи работы с ребенком. В то же время реализация программы требует систематического контроля динамических изменений в развитии ребенка, его поведении, деятельности и в целом в уровне достижений того или иного ребенка. Результаты диагностики позволяют своевременно вносить необходимые коррективы в содержание программы для обеспечения ее оптимальной реализации в коррекционно-педагогической работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. 4 - Принцип индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации программы. Реализация индивидуальнодифференцированного подхода предполагает определение адекватных индивидуальным особенностям и потребностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья условий обучения, форм и методов обучения, а также реализацию индивидуального подхода в выборе содержания, методов и приемов, планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы Методы: - Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: 1. Практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала). 2. Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности). 3. Индуктивные и дедуктивные(по логике изложения и восприятия учебного материала); - Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: Устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками; - Метод мониторинга; - Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками. Направления коррекционной работы: – налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его пользоваться ими; - постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе; - одним из показателей активности ребенка является его положительное отношение к заданию. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно следить за его реакциями, так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а сразу переходит к деструктивным формам поведения (агрессия, самоагрессия, истерика и т. п.). Лучше устроить дополнительную паузу или закончить занятие пораньше; - у ребенка может быть свой темп восприятия происходящих событий, поэтому педагог должен стараться взаимодействовать с ним, не навязывая свой темп, а терпеливо дожидаясь ответной реакции; - взрослый поддерживает интерес к заданию. Например, помогает в тех ситуациях, когда ребенок не может справиться самостоятельно, но при этом не делает за ребенка то, что он может (пусть и с трудом) сделать сам; - с поддержанием активности ребенка тесно связана задача развития мотивации деятельности. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную; 5 На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие должно иметь явно выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано и пространство помещения – определенные задания связаны с определенным местом или предметом. Сложные задания чередуются с простыми, а напряжение с расслаблением. Для этого включаются тактильно-ритмические игры (или другие занятия, которые нравятся ребенку). Коррекционные занятия проводятся как индивидуально, так и в небольших группах — по 2–3 ребенка со сходными проблемами. Как правило, это дети, с которыми предварительно уже проводились индивидуальные занятия по данной программе. Содержание обучения на уроках «Человек» очень разнообразен, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах у детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры. Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка. Учебную работу на уроках «Человек» необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане В Федеральном компоненте государственного стандарта «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели. Интеграция с другими предметами с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным стандартом «Окружающий социальный мир», «Домоводство». Домашнее обучение рассчитано на 1 час изучения предмета в неделю аудиторно и 1 час на изучение самостоятлеьно. Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной рабочей программы по предмету Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета Предметные результаты — Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов — Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения — Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач — Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом — Использование доступных жестов для передачи сообщения — Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека 6 — Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях — Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах — Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв Базовые учебные действия. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК» Личностные планируемые результаты: Физические характеристики персональной идентификации: - определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); - определяет состояние своего здоровья; Гендерная идентичность - определяет свою половую принадлежность (без обоснования); Возрастная идентификация - определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); - проявляет уважение к людям старшего возраста. «Уверенность в себе» - осознает, что может, а что ему пока не удается; «Чувства, желания, взгляды» - понимает эмоциональные состояния других людей; - понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); - проявляет собственные чувства; «Социальные навыки» - умеет устанавливать и поддерживать контакты; - умеет кооперироваться и сотрудничать; - избегает конфликтных ситуаций; - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; 7 - использует элементарные формы речевого этикета; - принимает доброжелательные шутки в свой адрес; - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.); Мотивационно – личностный блок - испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) - стремится помогать окружающим Биологический уровень - сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.) - сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.) Осознает себя в следующих социальных ролях: - семейно – бытовых; Развитие мотивов учебной деятельности: - проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки); Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь - осознает, что определенные его действия несут опасность для него; Ответственность за собственные вещи - осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате; Экологическая ответственность - не мусорит на улице; - не ломает деревья; Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств: - воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками: - принимает участие в коллективных делах и играх; - принимать и оказывать помощь. Планируемые результаты коррекционной работы: Уметь называть своё имя. Уметь показывать части тела (рука, нога, нос, рот, уши, глаза, зубы) Уметь реагировать на своё имя поворотом головы Уметь говорить о себе от первого лица Уметь определять у себя половую принадлежность(девочка,мальчик) Проявлять интерес к изучению себя, своих физических возможностей (рука,нога, физические потребности –пить, кушать) Уметь сообщать о необходимости в своих потребностях и желаниях(проситься в туалет, пить, кушать) 8 Уметь снимать и одевать нижнее бельё (после посещения туалета) Иметь представление о процессах и алгоритмах мытья рук Уметь обслуживать себя(держать ложку, пить из кружки) Знать атрибуты в доступном предметном мире (кружка, тарелка, ложка, раковина) При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагается использовать следующие формулировки: - создавать предпосылки; - будет иметь возможность; - создать условия для формирования (чего либо); - с помощью педагога выполняет действия; - предоставить возможность; - сформировать представление (о чем-либо); - создать условия для формирования представления (о чем-либо). Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - организовывать рабочее место; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность; - следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Формирование учебного поведения: 1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание): - фиксирует взгляд на звучащей игрушке; - фиксирует взгляд на яркой игрушке; - фиксирует взгляд на движущей игрушке; - переключает взгляд с одного предмета на другой; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса; - фиксирует взгляд на изображении; - фиксирует взгляд на экране монитора. 9 2) умение выполнять инструкции педагога: - понимает жестовую инструкцию; - понимает инструкцию по инструкционным картам; - понимает инструкцию по пиктограммам; - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения). 3) использование по назначению учебных материалов: - бумаги; - цветной бумаги; - пластилина. 4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию: - выполняет действие способом рука-в-руке; - подражает действиям, выполняемы педагогом; - последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; - выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога. Формирование умения выполнять задание: 1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. 2) от начала до конца: - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. 3) с заданными качественными параметрами: - ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д: - ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога; - выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога. Содержание рабочей программы по предмету «Человек» для 1 адаптивного класса 1)Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими. . Представления о собственном теле. . Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта. . Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале. . Отнесение себя к определенному полу. . Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания. . Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др. 10 . Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям. 2) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. . Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым. . Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой). 3) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье. . Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи. При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач. Представления о себе. Идентификация себя как мальчика (девочки), юноши (девушки). Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы). Знание назначения частей лица. Знание строения человека (скелет, мышцы, кожа). Узнавание (различение) внутренних органов человека (на схеме тела) (сердце, легкие, печень, почки, желудок). Знание назначения внутренних органов. Знание вредных привычек. Сообщение о состоянии своего здоровья. Называние своего имени и фамилии. Называние своего возраста (даты рождения). Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Сообщение сведений о себе. Рассказ о себе. Знание возрастных изменений человека. Гигиена тела. Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. Смешивание воды до комфортной температуры. Вытирание рук полотенцем. Сушка рук с помощью автоматической сушилки. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании рук: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, намачивание рук, намыливание рук, смывание мыла с рук, закрывание крана, вытирание рук. Нанесение крема на руки. Подстригание ногтей ножницами. Подпиливание ногтей пилочкой. Нанесение покрытия на ногтевую поверхность. Удаление декоративного покрытия с ногтей. Вытирание лица. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица: открывание крана, регулирование напора струи и температуры воды, набирание воды в руки, выливание воды на лицо, протирание лица, закрывание крана, вытирание лица. Чистка зубов. Полоскание полости рта. Соблюдение последовательности действий при чистке зубов и полоскании полости рта: открывание тюбика с зубной пастой, намачивание щетки, выдавливание зубной пасты на зубную щетку, чистка зубов, полоскание рта, мытье щетки, закрывание тюбика с зубной пастой. Очищение носового хода. Нанесение косметического средства на лицо. Соблюдение последовательности действий при бритье электробритвой, безопасным станком. Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании волос: намачивание волос, намыливание волос, 11 смывание шампуня с волос, вытирание волос. Соблюдение последовательности действий при сушке волос феном: включение фена (розетка, переключатель), направление струи воздуха на разные участки головы, выключение фена, расчесывание волос. Мытье ушей. Чистка ушей. Вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании ног: намачивание ног, намыливание ног, смывание мыла, вытирание ног. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела: ополаскивание тела водой, намыливание частей тела, смывание мыла, вытирание тела. Гигиена интимной зоны. Пользование гигиеническими прокладками. Пользование косметическими средствами (дезодорантом, туалетной водой, гигиенической помадой, духами). Обращение с одеждой и обувью. Узнавание (различение) предметов одежды: пальто (куртка, шуба, плащ), шапка, шарф, варежки (перчатки), свитер (джемпер, кофта), рубашка (блузка, футболка), майка, трусы, юбка (платье), брюки (джинсы, шорты), носки (колготки). Знание назначения предметов одежды. Узнавание (различение) деталей предметов одежды: пуговицы (молнии, заклепки), рукав (воротник, манжеты). Знание назначения деталей предметов одежды. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, кроссовки, туфли, сандалии, тапки. Знание назначения видов обуви (спортивная, домашняя, выходная, рабочая). Различение сезонной обуви (зимняя, летняя, демисезонная). Узнавание (различение) головных уборов (шапка, шляпа, кепка, панама, платок). Знание назначения головных уборов. Различение сезонных головных уборов. Различение по сезонам предметов одежды (предметов обуви, головных уборов). Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. Различение видов одежды (повседневная, праздничная, рабочая, домашняя, спортивная). Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. Различение сезонной одежды (зимняя, летняя, демисезонная). Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). Снятие предмета одежды (например, кофты: захват кофты за край правого рукава, стягивание правого рукава кофты, захват кофты за край левого рукава, стягивание левого рукава кофты). Снятие обуви (например, ботинок: захват рукой задней части правого ботинка, стягивание правого ботинка, захват рукой задней части левого ботинка, стягивание левого ботинка). Соблюдение последовательности действий при раздевании (например, верхней одежды: снятие варежек, снятие шапки, расстегивание куртки, снятие куртки, расстегивание сапог, снятие сапог). Застегивание (завязывание) липучки (молнии, пуговицы, кнопки, ремня, шнурка). Надевание предмета одежды (например, брюк: захват брюк за пояс, вставление ноги в одну брючину, вставление ноги в другую брючину, натягивание брюк). Обувание обуви (например, сапог: захват двумя руками голенища правого сапога, вставление ноги в сапог, захват двумя руками голенища левого сапога, вставление ноги в сапог). Соблюдение последовательности действий при одевании комплекта одежды (например: надевание колготок, надевание футболки, надевание юбки, надевание кофты). Контроль своего внешнего вида. Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды. Различение правого (левого) ботинка (сапога, тапка). Выворачивание одежды. Туалет. Сообщение о желании сходить в туалет. Сидение на унитазе и оправление малой/большой нужды. Пользование туалетной бумагой. Соблюдение последовательности действий в туалете (поднимание крышки (опускание сидения), спускание одежды (брюк, колготок, трусов), сидение на 12 унитазе/горшке, оправление нужды в унитаз, пользование туалетной бумагой, одевание одежды (трусов, колготок, брюк), нажимание кнопки слива воды, мытье рук. Прием пищи. Сообщение о желании пить. Питье через соломинку. Питье из кружки (стакана): захват кружки (стакана), поднесение кружки (стакана) ко рту, наклон кружки (стакана), втягивание (вливание) жидкости в рот, опускание кружки (стакана) на стол. Наливание жидкости в кружку. Сообщение о желании есть. Еда руками. Еда ложкой: захват ложки, зачерпывание ложкой пищи из тарелки, поднесение ложки с пищей ко рту, снятие с ложки пищи губами, опускание ложки в тарелку. Еда вилкой: захват вилки, накалывание кусочка пищи, поднесение вилки ко рту, снятие губами с вилки кусочка пищи, опускание вилки в тарелку. Использование ножа и вилки во время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи. Накладывание пищи в тарелку. Семья. Узнавание (различение) членов семьи. Узнавание (различение) детей и взрослых. Определение своей социальной роли в семье. Различение социальных ролей членов семьи. Представление о бытовой и досуговой деятельности членов семьи. Представление о профессиональной деятельности членов семьи. Рассказ о своей семье. Деление обучающихся на группы 1 подгруппа Краткая характеристика Показатели Физическое развитие Двигательная сфера Грубые отклонения в физическом развитии, ребенок не передвигается. Общая моторика грубо нарушена, ограничено движение рук и ног. Бытовые навыки При обслуживании себя полная зависимость от других. Социальный опыт Не ориентируются в окружающем. Способность к общению В контакт не вступает, взгляд не фиксирует. Способность к деятельности Интерес к действиям взрослого не проявляется. Сформированность высших психических функций Восприятие Не сформированы 13 Память Мышление Речь 2 подгруппа Показатели Физическое развитие Двигательная сфера Бытовые навыки Социальный опыт Способность к общению Способность к деятельности Сформированность высших психических функций Восприятие Память Мышление Речь Понимание обращенной речи недоступно. Грубые отклонения в физическом развитии, способ передвижения – ползание. Грубое недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. При обслуживании себя полная зависимость от других. Не ориентируются в окружающем. Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи. Интерес к действиям взрослого активно не проявляется. Восприятие знакомых предметов возможно при условии максимальной направляющей помощи взрослого. Опосредованное запоминание недоступно. Обобщение, абстрагирование недоступны. Понимание обращенной речи недоступно. 3 подгруппа Краткая характеристика Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом, подбором одежды в соответствии с сезоном. Ориентируются в знакомом пространстве, выполняет простые поручения. Особенности психофизического развития: нарушена координационная способность (точность движений, ритм), отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор. Мышление: доступны обобщения по ситуационной близости, анализ, синтез – со значительной помощью учителя. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём. Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленнаядеятельность развита слабо, интерес к деятельности не устойчивый, предлагаемую программу действий удерживают со стимуляцией, быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес. Сформированность учебных навыков: учебные навыки сформированы частично: адекватно используют учебные принадлежности, выполняют инструкции. Речь: собственная речь представлена аграмматичной фразой, слова с грубо нарушенной слоговой структурой. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют за педагогом отдельные слова. В обращенной речи понимают простые инструкции. 14 Технические средства обучения Компьютер ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов) Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся: 1. Мир природы и человека. 1 класс. Учеб.для общеобразоват. организаций, реализующих адап. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч.1 /[Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова и др.]. – М.: Просвещение, 2018. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ - Коммуникативные символы; - Картины, наглядные пособия;- предметов различной̆ формы, величины, цвета; - Графика. схемы, таблицы-пиктограммы с изображениями занятиймоментов и др. событий; - Невербальные средства общения(жест, мимика, голос); - Электронные презентации; - Дид.игры по лексическим темам; - Шнуровки,липучки; - Посуда-вставления (стаканчики одинаковой величины); - Виды одежды и обуви; - Принадлежности для ухода за своим телом-оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам; - Пазлы, лото, разрезные картинки; -Альбомы с фотографиями детей-изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.; - учебные столы; - доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления); - персональный компьютер; - предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины); - звучащие предметы для встряхивания; - предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра); - различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного); - наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.); - мозаики; 15 Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период. 1 Перечень мониторинговых работ 1 адаптивный класс (домашнее обучение) Тема Сроки Оценивание результатов освоения СИПР за 1 полугодие 3 неделя декабря 2 Оценивание результатов освоения СИПР за 2 полугодие 3 Оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года № 3 неделя апреля 3 неделя мая 16 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «ЧЕЛОВЕК» 1 АДАПТИВНЫЙ КЛАСС (ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ) № урока 1-2 Наименование разделов, тем программ 1 модуль «Представления о себе» «Я – человек». 3-4 «Моё имя» «Кто я?» «Я- мальчик» «Я- девочка» 5-6 «Все люди разные» «Светлые и темные» «Большой, маленький» 7-8 «Представления о частях тела» «Мои руки». «Уход за руками» «Мои ноги» «Уход за ногами» Всего 8 часов 2 модуль Характеристика видов деятельности обучающихся Кол-во часов Поддерживает разговор, задает вопросы, выражает свои намерения, просьбу, пожелание. Расширяет словарный запас: люди, человек. Называет своё имя, имена одноклассников. Различает свой пол, чем отличается мальчик от девочки. Активизирует в речи слова: брюки, рубашка, платье. Называет чем отличаются друг от друга: пол, цвет волос, вес. Классифицирует по величине: большой -маленький, большая -маленькая, темный, светлый. Выполняет последовательно организованные движения. Ориентируется в собственном теле, показывать правую и левую руку. Активизирует в речи слова, обозначающие действие (держит ложку в правой руке, рисует, одевается с помощью рук, гладит по голове, жалеет, обнимает обеими руками). 2 Кол-во часов на изучение аудитоно самост 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 4 4 8 Дата по плану Дата по факту 17 9-10 «Представления о себе» «Мой рот и язычок» «Уход за полостью рта» - «Мои зубки» - «Уход за зубами» Фиксирует взгляд на объекте. Ориентируется в собственном теле, показывает правую и левую ногу. Активизирует в речи слова, обозначающие действие (пинаю мяч, одеваю обувь, прыгаю, бегаю). Показывает части тела: рука, нога, нос, рот, уши, глаза, зубы . Различает и называет разные эмоции (пиктограммы). 2 1 1 11-12 - «Мои глаза» - «Уход за глазами» Показывает части лица (нос, рот, уши, глаза, зубы). Активизирует в речи слова: глаз, глаза. Ухаживает за глазами (протирать влажной салфеткой, не тереть глаза грязными руками). 2 1 1 13-14 -« Мои уши» - «Уход за ушами» Определяет у себя половую принадлежность (девочка, мальчик). Активизирует в речи слова: ухо, слышу, слушать. Ухаживает за ушами (мыть, протирать влажной салфеткой). 2 1 1 15-16 - «Мой нос» - «Уход за носом» Выполняет последовательно организованные движения. Активизирует в речи слова: нос, рот, запах. 2 1 1 17-18 «Гигиена тела» - «Умывальная комната» «Атрибуты в умывальной комнате» Активизирует в речи слова: умывальная комната и её атрибутах (раковина ,кран с холодной, горячей водой). Открывает 2 1 1 18 кран, смешивает воды. 19-20 - «Намачивание и намыливание рук». - «Мытьё рук». - «Смывание мыла с рук». -«Вытирание рук». Выполняет процесс и алгоритм мытья рук. Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога. Отвечает на вопросы: Зачем мы моем руки? Что такое грязные руки? От чего бывают грязные руки? Активизирует словарь за счет слов: мыло, мыльница, намыливать, «мыльные перчатки», пена, смывать, вытирать Вслушивается, и понимает смысл художественного слова. Всего 10часов 3 модуль 21-22 «Туалет» «Раковина» «Унитаз» 23-24 «Нужды человека» «Я хочу есть, пить» «Кнопка слива» «Смывание унитаза» 25-26 27-28 «Снятие нижнего белья» 29-30 «Туалетная бумага» 2 10 Сообщает о необходимости в своих потребностях и желаниях. Ориентируется в пространстве, находить туалетную комнату, знает её предназначения. Сообщает о необходимости в своих потребностях и желаниях. Знает атрибуты в доступном предметном мире (унитаз, кнопка слива). Выстраивает алгоритм предстоящей деятельности. Последовательно снимает бельё. Знает его предназначение. Выстраивает алгоритм предстоящей деятельности. Показывает навык пользования 1 1 5 5 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 19 «Отматывание бумаги» 31-32 33-34 туалетной бумагой, отматывает необходимое её количество. Принимает цели и произвольно включаться в деятельность. «Одевание нижнего белья» Последовательно двумя руками надевает «Изнаночная и лицевая сторона» нижнее белье. Следует предложенному плану и работает в общем темпе. Принимает цели и произвольно включаться в деятельность. «Гигиенические процедуры после Соблюдает основные правила личной посещение туалета» гигиены: мыть руки после туалета, «Мытье рук, вытирание рук» соблюдает определенную «Моё личное полотенце» последовательность при мытье рук. «Моя метка» Выстраивает алгоритм предстоящей деятельности. Ориентируется в пространстве, находит туалетную комнату, знает её предназначения и личные предметы. Всего 14 часов 2 1 1 2 1 1 7 7 2 1 1 2 1 1 2 1 1 14 4 модуль 35-36 «Гигиена тела» «Водные процедуры, душ». 37-38 «Гигиена тела» «Изучаем своё тело». «Голова» «Туловище» 39-40 «Моё не моё» «Мои не мои» При организующей, направляющей помощи выполняет посильное задание от начала до конца. С помощью невербальных средств общения показывает: Как говорят плечи «Я не знаю?» Как говорит палец «Иди сюда». Покажи без слов, как ты качаешь куклу, катаешься на коньках и т.д. Отличает свои вещи с помощью метки. Классифицирует предметы: «Мои игрушки. Моя одежда». 20 «Возрастные изменения» «Я малыш» «Я подросток» «Виды одежды» (нижняя одежда) «Лицевая и изнаночная сторона» «Виды одежды» (верхняя одежда) «Лицевая и изнаночная сторона» Определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша). 2 1 1 Называет нижнюю и верхнюю одежду. Классифицирует её в соответствии с тем или иным сезоном года (летняя, зимняя). Подразделяет женскую и мужскую одежду, показывает лицевую и изнаночную стороны. 2 1 1 45-46 «Виды обуви» «Виды застежек» Называет виды обуви, соотносить с сезонными изменениями. Классифицирует (летняя обувь, зимняя обувь). Знакомиться с видами застежек на обуви. 2 1 1 12 6 6 47-48 Всего 12 часов 5 модуль «Режим дня» «Утро» «День» «Вечер» 2 1 1 49-50 «Правильное питание» «Овощи и фрукты в жизни человека» 2 1 1 41-42 43-44 Соблюдает режим дня, выполняет последовательную цепочку действий: встал, заправил постель, умылся, почистил зубы и.т д. Ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога. Выделяет полезные и вредные продукты: «Овощи и фрукты», «Вредные напитки» (кока-кола, газ.вода) 21 Передвигается по школе, находит свой класс, другие необходимые помещения. Использует в речи этикетные выражения приглашения, благодарности, извинения. Сервирует стол, расставляет и называет посуду в определенной последовательности. 2 1 1 Показывает своё самочувствие, обращается за помощью к взрослым, показывает, что и где болит. Сообщает о дискомфорте вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и т.д.). «Мои данные» Называет элементарные представления о «Как тебя зовут, сколько тебе лет, правах человека. Активизирует словарь где ты живешь?» по теме: «Имя». Всего 10 часов 2 1 1 2 1 1 10 5 5 6 модуль 2 1 1 Показывает на основе игры «Дом» социальные роли семьи. 2 1 1 Рассказывает о праздниках: Новый год, день рождения, праздник мамы, использует малые формы фольклора (потешки, песни, загадки). Адекватно использует ритуалы поведения во время праздников. 2 1 1 2 1 1 51-52 «Культура поведения в столовой» «Добрые слова» «Посуда» «Сервировка стола» «К нам пришли гости, накроем на стол» 53-54 «Моё самочувствие» «У меня болит голова» « Мне плохо» 55-56 57-58 59-60 61-62 «Моя семья» «Мама, папа» «Братья,сестры» «Наши праздники» «Новый год» «8 марта» «Мой дом» 22 63-64 65-66 «Мои воспитатели» «Моя досуговая деятельность» «Игра,хобби» Задает вопросы, строит простейшие 2 сообщения и побуждения (то есть пользуется различными типами коммуникативных высказываний). Правильно организует своё свободное время, опираясь на своё любимое дело. Последовательно выполняет отдельные операции. «Закрепление по учебному курсу Соотносит свои действия и их результаты 2 с заданными образцами. Принимает «Человек» «Мои части тела» оценку деятельности, оценивает ее с «Мои данные и половая учетом предложенных критериев. принадлежность» Корректирует свою деятельность с «Овощи и фрукты в жизни человека» учетом выявленных недочетов. «Нужды человека» «Моё самочувствие» Всего 5 часов 10 66 Всего за год часов 1 1 1 1 5 33 5 33 23