АРП ритмика 1 класс

РАССМОТРЕНО
на заседании мо
начальной школы
протокол №4
от 23.08.2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ г. Керчи РК
СШ №1 им. В. Дубинина

__________ Г.В. Чаплыгина
___________ Г.Р.Ризванова

Руководитель кафедры

23.08.2024г.
приказ № 382 от 26.08.2024г.

___________ Т.А.Секисова

Адаптированная рабочая программа
по предмету «Ритмика»
для обучающейся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья
с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)
на 2024/2025 учебный год

Составила: Зинькова И.Я., учитель начальных
классов, высшей квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная адаптированная рабочая программа по ритмике для обучения
на
дому для
обучающегося 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1)
составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования обучающихся интеллектуальными нарушениями (вариант 1)
МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Часы на изучение предмета коррекционно–развивающей области «Музыкально– ритмическое
развитие» в1классе составляют 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебные недели)
Практика показывает, что музыкально–коррекционные занятия с детьми аутистического
спектра успешно проходят в области, смежной с индивидуальными музыкально - коррекционным и
технологиями и общей программой по музыкальному развитию детей с УО.
Специфика учреждения проявляется в том, что контингент обучающихся начальной школыдети с различными синдромами аутизма, имеющие сложный дефект развития: интеллектуальную
недостаточность различной степени выраженности, речевую патологию, соматическую патологию,
нарушения опорно-двигательного аппарата. 98%обучающихся– дети-инвалиды.
Специфические особенности нарушения психического
развития детей вызывают
трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение
социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания,
умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
Музыка сопровождает жизнь ребёнка с самого раннего возраста. Поэтому крайне важно знакомить
«особых» детей с музыкальной культурой в целом: сюда можно отнести домашнее прослушивание
музыкальных записей, а также посещение концертных залов и музыкальных театров.
Дезонтогенез ребёнка, имеющего нарушения аутистического спектра, проявляется и в его
музыкальном развитии.
К характерным особенностям этого проявления можно отнести:
Нежелание переключить внимание с одного действия на другое. Например, на занятии
необходимо подняться с места (из положения сидя) и выполнить упражнение стоя.
Навязчивость
в
стремлении
удовлетворить
личный
интерес,
выражающийсявкрайнейзависимостиаутичногоребёнкаотстереотипов.(Например,есликметаллофону
полагается две палочки, нельзя использовать лишь одну; если закончилось пение–надо закрыть
ноты; если закончилось занятие – надо закрыть крышку инструмента).
Длительное привыкание к звучанию голоса и интонациям речи «нового взрослого»– учителя
музыки. Адаптационный период может длиться месяцы.
Сохранение монотонности в пении.
В процессе музыкальных занятий с детьми данной типологической группы
обнаруживаются и их характерные особенности:
Внутренняя музыкальность аутичных детей. Характерная черта, наиболее притягательная с
точки зрения музыки.
Часто встречающийся эффект «оглушения» звуком. Ребёнок закрывает уши руками оттого,
что имеет повышенную чувствительность к музыкальным звукам.
Явная заинтересованность в игре на простых музыкальных инструментах, возникающая как
результат стремления к сенсорным ощущениям.
Таким образом, мы можем наблюдать способность аутичных детей чутко воспринимать
музыкальные звуки, позволяя или не позволяя им проникать в мир своих ощущений.
Наличие у большинства обучающихся детей склонности к восприятию музыки позволяет
постепенно приобщать их к простейшим понятиям теоретических дисциплин – сольфеджио и
2

музыкальной литературы.
Музыкально– коррекционную работу целесообразно проводить в два этапа:
- подготовительный – этап адаптации ребёнка;
- основной–обучение, в процессе которого сохраняется возможность для отступления» аутичного
ребёнка к привычным формам индивидуального подхода.
Музыкально–коррекционные занятия носят форму урока, на котором присутствует учитель
музыки воспитатель класса. Занятие структурировано по принципу «от привычного к новому». А
также на контрастных действиях: распевание, танцевальные движения, разучивание песни,
музыкальные игры.
Специфика музыкально– ритмических занятий заключается в их тесной взаимосвязи с
некоторыми учебными и коррекционными предметами. А именно: разучивание текста песен
способствует приобретению устной речи, обучение правильной артикуляции звуков и технике
правильного дыхания при помощи средств распевания способствует развитию дикции ребёнка.
Неотъемлимой частью музыкально– коррекционных занятий является ритмика, корректирующая
отклонения в развитии общей моторики детей с ОВЗ, представленная в данной программе в
разделе«музыкально– коррекционные игры».Для детей с различными синдромами аутизма,
нарушением интеллекта, нарушениями поведения и всех сторон речи очень важно участие в
художественной деятельности своего образовательного учреждения. Итогом творческой активности
учащихся и педагогов могут стать праздничные утренники, поэтому в программе введён раздел
«драматизации».
Обучение пению и игре на элементарных детских музыкальных инструментах идет
параллельно с обучением элементарным двигательными танцевальным движениям с учётом
принципа ритмической основы вокальной и танцевальной музыки. Дети учатся пропевать гласные
звуки, затем слоги и слова, постепенно активизируя словарный запас, что расширяет кругозор детей,
развивает речевые умения, совершенствует фонематический слух. Для усиления эффекта
восприятия и синтеза, ритмические и слуховые задания визуализируются.
В музыкально ритмическом обучении используется также закономерность от простого к
сложному: дети учатся ходьбе, бегу, элементарным построениям и перестроениям, затем
элементарным танцевальным движениям.
Применение ударно–шумовых инструментов способствует развитию чувства ритма и
музыкальной памяти учащихся, обогащает сенсорные ощущения и общие музыкальные
представления. Возможность элементарно проанализировать услышанный музыкальный отрывок
легче осуществляется при помощи наглядного словаря – «Словарь эмоций, чувств и образов».
Практически значимым итогом проводимых занятий может стать заключительный урок четверти,
представленный в программе в разделе «тематические уроки».
Таким образом, курс имеет коррекционную, познавательно-коммуникативную и практическую
направленность. Содержание, сроки ведения и продолжительность коррекционной работы
осуществляется исходя из особенностей психофизического развития детей каждого класса.
Музыкально– коррекционные занятия могут сыграть важную роль в социальной адаптациии
реабилитации детей с ОВЗ благодаря сильному и длительному воздействию музыки на
эмоционально– волевую сферу. Основу формирования знаний, умений и навыков при работе с
детьми с нарушениями аутистического спектра составляет технология личностно-ориентированного
обучения, которая реализуется через индивидуальный и дифференцированный подход, учёт
психофизических и психоэмоциональных особенностей каждого обучающегося. В начальной школе
также широко применяется технология разноуровнего обучения, которая позволяет педагогу
обучать детей с разными видами нарушений. При обучении детей нужно учитывать различия у
школьников с нарушениями аутистического спектра в степени и характере речевого недоразвития, в
их познавательных процессах, ощущениях и восприятиях, интеллектуальных нарушениях.
Общая характеристика предмета
Цель: Обеспечение качества образовательного процесса через музыкально –
эстетическое развитие обучающихся, направленное на закрепление и совершенствование певческих,
3

слуховых и ритмических навыков, получаемых на уроках музыки.
Задачи:
 Формирование и развитие вокально–речевых и слуховых навыков
 Обучение основным ритмическим движениям
 Обучение элементарным танцевальным движениям
 Развитие восприятия музыкальных образов и выражение их в движениях
 Обучение игре на простых детских музыкальных инструментах
 Развитие
коммуникативных
навыков
путём
выстраивания
игрового
или
исполнительского ансамбля с учётом индивидуальных особенностей детей
 Развитие эмоционально – волевой сферы и познавательного интереса
  Воспитание чувства прекрасного путём приобщения к образцам музыкальной культуры
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками речевой практики,
литературного чтения и окружающего мира.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от
индивидуальных,
психофизических
возможностей учащихся.
Достаточный
уровень
предполагаетовладениепрограммнымматериаломпоуказанномуперечнютребований,
минимальный уровень–предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный
и достаточный уровень предметных результатов по коррекционно-развивающему курсу
«Музыкально–ритмическое развитие» определяется в конце учебного года в связи с
неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
Срок реализации рабочей программы
Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после
проведения обследования (мониторинга) обучающихся.
Место учебного предмета
Учебный коррекционный курс «Музыкально-ритмическое развитие» входит в
предметную область «Коррекционно-развивающая».
Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области,
в1 (подготовительном) классе является формирование коммуникативной и личностной готовности
обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных
навыков чтения и письма.
Реализация рабочей
программы
учебного предмета
«Музыкально-ритмическое
развитие»(1(дополнительный) класс) разработана согласно индивидуальному учебному плану для
обучающегося Поплавского Максима.
Часы распределены, в связи с тем, что умственный и физический уровень развития данного
ребенка не позволяет в полной мере усвоить учебный материал по данному предмету.
Планируемые результаты изучения курса
Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты рабочей программы по музыкально–ритмическому развитию
включают освоение обучающимися с РАС специфических умений, знаний и навыков для данной
предметной области и готовность их применения. Предметные результаты обучающихся данной
категории не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в
следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
Предметные результаты освоения
курса коррекционно-развивающей
области
«Музыкально–ритмическое развитие» (1дкласс)
Достаточный уровень:
4










знать логопедические жесты, обозначающие гласные звуки
различать вступление, окончание песни
участвовать в процессе пения гласными, словами или жестами
выполнять общеразвивающие движения по показу или с помощью учителя
участвовать в музыкальных коммуникативных играх
участвовать в общешкольных утренниках
Минимальный уровень:
включаться в работу на занятиях к выполнению заданий.
проявлять любознательность и интерес к новым видам деятельности.

Личностные результаты освоения
курса коррекционно-развивающей
«Музыкально–коррекционное развитие» (1д класс)

области

Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся с умеренной
умственной отсталостью в структуре сложного дефекта
на ступени начального общего
образования должна бытьопределенанаэтапезавершенияобучениявначальнойшколе.Каквариант,
некоторые итоги можно подвести в 1 дополнительном классе:
1)развитие элементарных представлений об окружающем мире;
2)формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
3)владениеэлементарныминавыкамикоммуникацииипринятымиритуаламисоциального
взаимодействия;
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Личностные учебные действия:
- осознание себя как ученика;
- положительное отношение к окружающей действительности;
- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
- готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.
- вступать в контакт и работать в паре – «учитель-ученик»;
Коммуникативные учебные действия:
-слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- доброжелательно относиться к людям.
Регулятивные учебные действия:
- адекватно соблюдать правила поведения;
- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой,
учебной).
Познавательные учебные действия:
- делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале.
- наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности.
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей
обучающихся.
Содержание программы
Во время занятий по ритмике дети учатся слушать музыку, выполнять под музыку
разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
Содержание обучения направлено на развитие и корригирование координации движений, моторики,
пространственной ориентировки. Музыкальные и речевые сопровождения создают условия для
развития речи учащихся, их эстетического воспитания. Ритмика имеет тесную связь и
взаимодействие с такими предметами как: музыка, математика, чтение, окружающий мир.
Программа содержит 5 разделов:
- Упражнения на ориентировку в пространстве.
- Ритмико-гимнастические упражнения.
5

- Упражнения с предметами.
- Игры под музыку.
- Танцевальные упражнения.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в
пространстве.
Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения,
способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков. В раздел ритмикогимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений. Основная
цель данных упражнений — научить умственно отсталых детей согласовывать движения рук с
движениями ног, туловища, головы.
Упражнения с предметами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений:
сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения,
сопоставление пальцев.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать
музыкально-двигательный образ.
На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной
последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый
раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть
упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Во время проведения занятий используются здоровьесберегающие технологии: (уровневая
дифференциация и индивидуализация, системность, поэтапность, релаксация, рациональное
дыхание, конкретные, доступные для выполнения задачи, соотношение статического и
динамического компонента урока. рациональность использования оптимального времени урока ,
размещение учащихся в зале с учетом их особенностей здоровья, активность и работоспособность
учащихся на разных этапах урока. интерес к теме или уроку. распределение психической и
физической нагрузки, облегченная одежда, проветривание.
Все разновидности форм разнопланово пронизаны идеей координации и коррекции. Они
стимулируют развитие точности, ловкости, реакции, эмоций, мимики, воспитывают ансамблевую
слаженность, а психогимнастические упражнения под музыку корригируют нагрузку на эмоции и
двигательную активность детей, развивают самоконтроль, самооценку, способствуют
своевременному переключению ребенка с одного вида деятельности на другой.
Тематическое планирование курса Ритмика 1 класс
№
п/п
1
2

3
4
5

Изучаемые разделы
Упражнения на ориентирование в пространстве.
Ритмико-гимнастические упражнения
Ритмико-гимнастические общеразвивающие упражнения
Ритмико-гимнастические упражнения на координацию
движений.
Ритмико-гимнастические упражнения на расслабление мышц
Упражнения с предметами
Игры под музыку.
Танцевальные упражнения
Итого

6

Количество уроков
4
4
4
4
4
4
4
5
33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».