АРП чтение класс

РАССМОТРЕНО
на заседании мо
начальной школы
протокол № 4 от 23.08.2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ г. Керчи РК
СШ №1 им. В. Дубинина

__________ Г.В. Чаплыгина
Руководитель мо

___________ Г.Р.Ризванова
23.08.2024г.

___________ Т.А.Секисова

приказ № 382 от 26.08.2024г.

Адаптированная рабочая программа
по предмету «Чтение»
для обучающейся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья
с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)
на 2024/2025 учебный год

Составила:
Сутягина
Г.П.,
учитель
квалификационной категории

начальных

классов,

первой

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная адаптированная рабочая программа по ритмике для обучения на дому для обучающегося 1 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями (вариант 1) составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина, на основе авторской учебной
программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией
В. В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2009.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика».
Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1 (подготовительном) классе является
формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с УО к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению
элементарных навыков чтения и письма.
Реализация адаптированной рабочей программы учебного предмета «Речевая практика» (1 (дополнительный) класс) разработана
согласно индивидуальному учебному плану МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина для обучающегося 1 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями (вариант 1) количество часов распределено следующим образом: курс рассчитан на 66 часов (33 учебные
недели), из них аудиторно – 33 часов, самостоятельно – 33 часа.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет «Чтение» включён в федеральный компонент образовательной области «Язык и речевая практика» учебного плана для
учащихся с РАС и лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебный предмет «Чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не
только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника с нарушениями
аутистического спектра. Это прежде всего воспитание сознания, воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной
культуры, но и весь окружающий мир– мир людей и природы).
Обучение чтению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), осложненными легкой умственной отсталостью, представляет
большую проблему в следствие специфических особенностей развития:
 выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со
сверстниками, отгороженность от внешнего мира;
 особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие,
неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
 боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;
2

 ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
 специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от
вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением
их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи,
низкая речевая активность;
 низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения.
Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения
и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
п/п
1
2

Раздел

Кол-во часов

ДОБУКВАРНЫЙ
ПЕРИОД
БУКВАРНЫЙ
ПЕРИОД
1 этап

16

2 этап

20

14

Краткое содержание курса
Обучение грамоте
Подготовка детей к обучению грамоте
Знакомство со следующими звуками и буквами: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв,
Ии.
Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в
словах (в начале или в конце) в сильной позиции. Практическое различение гласных и
согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Обозначение гласных и согласных
букв соответствующим цветом. Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов
из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление и чтение
слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Образование и чтение
трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом).
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, Йй, Жж,
Бб, Дд, Гг, ь.
Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение цвета буквы. Подбор
слов с заданным звуком и определение его местонахождения в словах (в начале, в
середине, в конце). Дифференцияция сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с][з], [х]-[к], [р]-[л], [п]-[б]), слогов с мягкими и твердыми согласными (мы-ми, мыл-мил), а
также с и-й (мои-мой). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и
мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил). Составление и чтение слов из
3

3 этап

3

16

ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ
ПЕРИОД
4 этап
Всего

На каждом уроке
кроме уроков
изучения нового
звука, буквы.

усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик). Чтение
предложений из двух-трех слов.
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ,
Щщ, ъ.
Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих
(в сильной позиции); твердых и мягких. Образование и чтение усвоенных ранее слоговых
структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных
(тра, кни, пле). Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов.
Формирование основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения на
материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с
учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, чистоговорок.
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного с рассматриванием иллюстраций к
тексту.

66 часов

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Минимальный уровень:
 различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
 дифференцировать гласные и согласные с помощью учителя;
 анализировать слова из 3-4 букв по звуковому составу, с помощью учителя, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
 читать по слогам отдельные слова, предложения из двух слов, соотносить их с картинками;
 отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, опираясь на иллюстрации к тексту с помощью учителя.
Достаточный уровень:
 анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
 плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты с переходом на чтение целым словом простых по семантике и структуре слов;
 отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
 слушать небольшую загадку, стихотворение, рассказ.
Адаптированная рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется после проведения обследования (мониторинга)
обучающихся с РАС. Продолжительность урока по предмету «Чтение » в 1 классе составляет 35 минут.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных, психофизических возможностей
учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень
4

– предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному
курсу «Чтение» определяется в конце учебного года в связи со сложностью структуры дефекта.
Личностные результаты
 формирование представления о себе;
 развитие элементарных представлений об окружающем мире;
 овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение
включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
 владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
 развитие мотивации к обучению;
 формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками;
 формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
 владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
 развитие положительных свойств и качеств личности.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
 различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
 дифференцировать гласные и согласные с помощью учителя;
 анализировать слова из 3-4 букв по звуковому составу, с помощью учителя, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
 читать по слогам отдельные слова, предложения из двух слов, соотносить их с картинками;
 отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, опираясь на иллюстрации к тексту с помощью учителя.
Достаточный уровень:
 анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
 плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты с переходом на чтение целым словом простых по семантике и структуре слов;
 отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту;
 слушать небольшую загадку, стихотворение, рассказ.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
 осознание себя как ученика, готового посещать школу в соответствии со специально организованными режимными моментами;
 способность к принятию социального окружения, своего места в нем (класс, школа);
 проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
 проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
5

 готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.
 готовность к организации элементарного взаимодействия с окружающей действительностью.
Коммуникативные учебные действия:
 вступать в контакт и поддерживать его в коллективе (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик);
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 изменять свое поведение в соответствии с объективными требованиями учебной среды;
 конструктивно взаимодействовать с людьми из ближайшего окружения.
Регулятивные учебные действия:
 принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
 соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности.
Познавательные учебные действия:
 выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
 наблюдать самостоятельно за предметами и явлениями окружающей действительности.
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

6

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Дидактический материал для занятий в добукварный период.
А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Букварь. 1 класс. Учебник для адаптированных основных образовательных программ. ФГОС.
А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Пропись. 1 класс. В 3-х ч.
А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса
Разрезная азбука, слоги, слова.
Предметные и сюжетные картинки (в том числе в электронном виде).
Индивидуальные и демонстрационный наборы черных полосок и синих и красных кругов для составления условно-графической схемы,
предложения, звуко-буквенной схемы слога, слова.
Плоскостные и объемные игрушки.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».