РАССМОТРЕНО на заседании мо начальной школы протокол № 4 от 23.08.2024 г. СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ г. Керчи РК СШ №1 им. В. Дубинина __________ Г.В. Чаплыгина Руководитель мо ___________ Г.Р.Ризванова 23.08.2024г. ___________ Т.А.Секисова приказ № 382 от 26.08.2024г. Адаптированная рабочая программа по предмету «Чтение» для обучающейся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) на 2024/2025 учебный год Составила: Сутягина Г.П., учитель квалификационной категории начальных классов, первой ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная адаптированная рабочая программа по ритмике для обучения на дому для обучающегося 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина, на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2009. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика». Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1 (подготовительном) классе является формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с УО к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма. Реализация адаптированной рабочей программы учебного предмета «Речевая практика» (1 (дополнительный) класс) разработана согласно индивидуальному учебному плану МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина для обучающегося 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) количество часов распределено следующим образом: курс рассчитан на 66 часов (33 учебные недели), из них аудиторно – 33 часов, самостоятельно – 33 часа. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Учебный предмет «Чтение» включён в федеральный компонент образовательной области «Язык и речевая практика» учебного плана для учащихся с РАС и лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебный предмет «Чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника с нарушениями аутистического спектра. Это прежде всего воспитание сознания, воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир– мир людей и природы). Обучение чтению детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), осложненными легкой умственной отсталостью, представляет большую проблему в следствие специфических особенностей развития: выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира; особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность; боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки; 2 ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания; специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность; низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации. Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА № п/п 1 2 Раздел Кол-во часов ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД БУКВАРНЫЙ ПЕРИОД 1 этап 16 2 этап 20 14 Краткое содержание курса Обучение грамоте Подготовка детей к обучению грамоте Знакомство со следующими звуками и буквами: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Соотнесение звуков с соответствующими буквами, определение местонахождения их в словах (в начале или в конце) в сильной позиции. Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом. Образование открытых и закрытых двухзвуковых слогов из вновь изученных звуков, чтение этих слогов протяжно и слитно. Составление и чтение слов из двух усвоенных слоговых структур (ма-ма, мы-ла). Образование и чтение трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (сом). Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, Йй, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Соотнесение звуков с соответствующими буквами. Определение цвета буквы. Подбор слов с заданным звуком и определение его местонахождения в словах (в начале, в середине, в конце). Дифференцияция сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с][з], [х]-[к], [р]-[л], [п]-[б]), слогов с мягкими и твердыми согласными (мы-ми, мыл-мил), а также с и-й (мои-мой). Образование и чтение открытых и закрытых слогов с твердыми и мягкими согласными в начале слога (па, ли, лук, вил). Составление и чтение слов из 3 3 этап 3 16 ПОСЛЕБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД 4 этап Всего На каждом уроке кроме уроков изучения нового звука, буквы. усвоенных слоговых структур (пи-ла, со-ло-ма, гор-ка, пар-та, ко-тик). Чтение предложений из двух-трех слов. Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. Практическое различение при чтении гласных и согласных; согласных звонких и глухих (в сильной позиции); твердых и мягких. Образование и чтение усвоенных ранее слоговых структур со звуками и буквами, изучаемыми вновь, и слогов с чтением двух согласных (тра, кни, пле). Отчетливое послоговое чтение коротких букварных текстов. Формирование основ навыка правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, чистоговорок. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного с рассматриванием иллюстраций к тексту. 66 часов ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Минимальный уровень: различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы; дифференцировать гласные и согласные с помощью учителя; анализировать слова из 3-4 букв по звуковому составу, с помощью учителя, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; читать по слогам отдельные слова, предложения из двух слов, соотносить их с картинками; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, опираясь на иллюстрации к тексту с помощью учителя. Достаточный уровень: анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты с переходом на чтение целым словом простых по семантике и структуре слов; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; слушать небольшую загадку, стихотворение, рассказ. Адаптированная рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся с РАС. Продолжительность урока по предмету «Чтение » в 1 классе составляет 35 минут. Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень 4 – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Чтение» определяется в конце учебного года в связи со сложностью структуры дефекта. Личностные результаты формирование представления о себе; развитие элементарных представлений об окружающем мире; овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела); владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; развитие мотивации к обучению; формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками; формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей; владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; развитие положительных свойств и качеств личности. Предметные результаты Минимальный уровень: различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы; дифференцировать гласные и согласные с помощью учителя; анализировать слова из 3-4 букв по звуковому составу, с помощью учителя, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; читать по слогам отдельные слова, предложения из двух слов, соотносить их с картинками; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, опираясь на иллюстрации к тексту с помощью учителя. Достаточный уровень: анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты с переходом на чтение целым словом простых по семантике и структуре слов; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту; слушать небольшую загадку, стихотворение, рассказ. Базовые учебные действия Личностные учебные действия: осознание себя как ученика, готового посещать школу в соответствии со специально организованными режимными моментами; способность к принятию социального окружения, своего места в нем (класс, школа); проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий; проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе); 5 готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе. готовность к организации элементарного взаимодействия с окружающей действительностью. Коммуникативные учебные действия: вступать в контакт и поддерживать его в коллективе (учитель-класс, ученик-ученик, учитель-ученик); слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; обращаться за помощью и принимать помощь; изменять свое поведение в соответствии с объективными требованиями учебной среды; конструктивно взаимодействовать с людьми из ближайшего окружения. Регулятивные учебные действия: принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности. Познавательные учебные действия: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; наблюдать самостоятельно за предметами и явлениями окружающей действительности. Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. 6 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Дидактический материал для занятий в добукварный период. А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Букварь. 1 класс. Учебник для адаптированных основных образовательных программ. ФГОС. А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Пропись. 1 класс. В 3-х ч. А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Обучение грамоте. Методические рекомендации по обучению чтению и письму учащихся 1 класса Разрезная азбука, слоги, слова. Предметные и сюжетные картинки (в том числе в электронном виде). Индивидуальные и демонстрационный наборы черных полосок и синих и красных кругов для составления условно-графической схемы, предложения, звуко-буквенной схемы слога, слова. Плоскостные и объемные игрушки. 7