АРП музыка 1 класс (pdf.io)

РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
начальной школы
протокол №4 от 24.08.2022
г.

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ г. Керчи РК
СШ №1 им. В. Дубинина

__________ Г.В. Чаплыгина
___________ Е.А. Левкович

Руководитель кафедры

25.08.2022г.
приказ № 418 от 29.08.2022г.

___________ Т.А.Секисова

Адаптированная рабочая программа
по предмету «Музыке»
для обучающейся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1)
на 2023/2024 учебный год

Составила:
Запорожец Т.А., учитель музыки,
высшей квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная адаптированная рабочая программа по музыке для обучения на дому для
обучающегося 1-Б класса с с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант
1) составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ОВЗ, ФОП адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями (вариант 1),
адаптированной основной образовательной
программы начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями (вариант 1) МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный предмет музыка включён в обязательную часть образовательной области «Музыка»
учебного плана для учащихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности
при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков
носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с
большим трудом переносятся и используются в реальной жизни. Очень важно в коррекционной
работе использовать характерные, образные, по возможности, яркие распевки, песенки, отрывки
музыкальных произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка,
развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.
Необходимо учитывать наличие образного содержания, что соответствует соблюдению принципа
художественности. Обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
близки и доступны образы, связанные с их интересами и бытом: ситуации взаимодействия со
сверстниками и родными, игры и игрушки, образы животных, сказочно-героические персонажи,
школьная жизнь, общественные и природные явления, трудовая, профессиональная деятельность.
Музыка для слушания отличается: четкой, ясной структурностью, формой; простотой музыкального
языка; классической гармонией; выразительными мелодическими оборотами; использованием
изобразительных, танцевальных, звукоподражательных элементов.
Важно также сохранить привычную для детей с РАС последовательность смены деятельности
в структуре урока. Повторяемость музыкальных произведений отвечает принципу концентризма
построения учебного материала. Повторение обучающимися с РАС ранее изученных музыкальных
произведений способствует лучшему пониманию, осознанию средств музыкальной
выразительности, возникновению новых переживаний, закреплению уже полученных
представлений, знаний, исполнительских умений и навыков, совершенствованию собственного
музыкального опыта.
Представленные в рабочей программе песни и распевки могут быть при необходимости
дополнены нотными примерами аналогичного уровня сложности. Существенной частью уроков
музыки являются музыкально– ритмические движения, музыкальные игры и простые танцевальные
движения, корректирующие отклонения вразвитии общей моторики детей с РАС. Все получаемые
детьми с различными синдромами аутизма на уроках музыки знания, умения и навыки дают им
собственный нравственный и эстетический опыт, являющийся практически значимым для их
социальной адаптации и реабилитации.
Музыка в образовательном учреждении является неотъемлемой частью предметов
эстетического цикла, таких как литературное чтение, изобразительное искусство, ритмика.
Специфика начального курса предмета музыка заключается в его тесной взаимосвязи с некоторыми
учебными и коррекционными предметами. А именно: разучивание текста песен способствует
приобретению навыков устной речи, правильная артикуляция звуков и слогов, техника развития
2

певческого дыхания способствует развитию дикции ребёнка. Для детей с различными синдромами
аутизма, нарушением интеллекта, нарушениями поведения и всех сторон речи очень важно участие
в художественной деятельности своего образовательного учреждения. Итогом творческой
активности учащихся и педагогов могут стать праздничные утренники.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями–в зависимости от
индивидуальных, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает
овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень–
предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень
предметных результатов поучебному курсу «Музыка» определяется в конце учебного года в связи с
неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
Цель: обучения музыке детей с РАС является при общение их к основам музыкальной
культуры, как неотъемлемой части духовной культуры в целом, для их социальной реабилитации и
адаптации в современном обществе.
Основы музыкальной культуры обучающихся с РАС–интегративное понятие,
предполагающее овладение элементарными компонентами качеств, необходимых для занятий
музыкальной деятельностью, доступное всем обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями,
непредусматривающееихцеленаправленнуюподготовкукпрофессиональным занятиям музыкой
(устойчивый интерес, положительная мотивация; основы музыкальных знаний, внемузыкальные
представления; адекватность переживаний эмоциям, выраженным в музыке; проявление усилий в
овладении музыкальной деятельностью; верное голосоведение мелодии, чистота интонирования;
понимание содержания песен; точное воспроизведение ритмического рисунка, правильное звуко
извлечение при игре на простейших музыкальных инструментах).
Задачи:

Формирование доступных музыкальных знаний и умений;

Формирование стремления и привычки к слушанию музыки

Развитие музыкальности, как комплекса способностей, необходимого для занятий
музыкальной деятельностью;

Обогащение представлений об отечественных музыкальных традициях (праздники, обычаи,
обряды), формирование духовно-нравственных качеств личности;

реализация психокоррекционных и психотерапевтических возможностей музыкальной
деятельности для преодоления у обучающегося неадекватных форм поведения, снятия
эмоционального напряжения

коррекция недостатков развития познавательной деятельности и эмоционально –волевой
сферы с учётом индивидуальных возможностей для профилактики социальной дезадаптации.
Срок реализации рабочей программы
Рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется, уточняется после
проведения обследования (мониторинга) обучающихся.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство».
Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в
1(подготовительном) классе является формирование коммуникативной и личностной готовности
обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных
музыкальных навыков.
Реализация рабочей программы
учебного
предмета
«Музыка»
(1(дополнительный) класс) разработана согласно индивидуальному учебному плану МБОУ г.Керчи
РК «СШ№1 им.В.Дубинина» для обучающегося 1 класса, ребенка с ОВЗ. Всего 66 часов, из них 0,5
час в неделю отводится на аудиторное обучение, 1,5 часа в неделю на самостоятельное изучение
родителями.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3

№
п/п

1.

Раздел

Кол-во
часов

Хоровое пение На
каждомуроке
18 ч

2.

Восприятие
На каждом
музыки
уроке
(элементы
музыкальнойграм 16 ч
оты)

3.

Игра на
На каждом
инструментахдет уроке
ского шумового 14 ч
оркестра

4.

Музыкально –
ритмические
движения

На
каждом
уроке18 ч

Краткое содержание курса

Использование ритуала «музыкальное
приветствие»,
«музыкальное прощание»
Разучивание песен про игрушки и(рыбка, котик,
Петрушка, зайчик и т. д.) с использованием
дидактического материала
Воспроизведение знакомых звукоподражаний: «муму, но-но, га-га, мяу и т.д.).
Разучивание коротких игр с пальчиками в
музыкальном сопровождении.
Формированиенавыковпениякантиленыспомощьюра
боты над элементарными
дыхательнымиупражнениями: «надуться как
шарик», «подуть насвечу»,«погреть
ладошкудыханием»
Формированиепениягласных«а-о-у-и-э»припомощи
«логопедическихжестов»
Разучивание попевок и небольших песен с голоса
учителя. Развитие умения слушать вступление и
правильно начинать пение в месте с педагогом
Развитие умения вслушиваться в музыку,
запоминать новые короткие песенки. Знакомые по
певки различать при выборе из двух. Формирование
навыка
внимательно прослушать
небольшую часть музыкального произведения.
Формирование представления о жанрах: песня,
колыбельная, марш.
Ознакомление с силой звучания: громко,
тихо.Ознакомление с темпами в музыке: быстро,
медленно.
Формирование интереса к звучанию музыкальных
инструментов, эмоциональному восприятию
музыки: «стук дождя», шорох листьев», «звон
капели». Формирование навыка прислушиваться к
звучанию музыкальных инструментов: выполнять
ходьбу, бег, марш. Формирование навыка игры
ровными длительностями: деревянные коробочки
Формирование навыка построения в кругу:

Быстрый шаг по кругу со сменой
направления

Выставление ноги на пятку, на носок

Хлопки в ладоши, полуприседания

Лёгкий бег, поскоки по кругу

Необходимым условием реализации программы по учебному предмету «Музыка» является
создание развивающей предметно-пространственной среды.
4

Направления коррекционно-развивающей Развивающая предметно-пространственная
работы
среда
Коммуникация

диски из музыкальных серий; плоскостные и
объемные игрушки, султанчики, ленточки,
мячи

Слуховое и зрительное восприятие,
внимание и память

Детские музыкальные инструменты

Развивающая предметно-пространственная среда учебного курса отражена в календарнотематическом планировании.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение ими двух видов
результатов: личностных и предметных.
Предметные результаты рабочей программы по музыке включают освоение обучающимися с
РАС специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области и готовность их
применения. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным
критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
Предметные результаты в 1 дополнительном классе
Минимальный уровень:

определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных
Программой;

наличие представления о некоторых основных музыкальных инструментах и их звучании;

пение (подпевание) фраз знакомых песен с помощью педагога с инструментальным
сопровождением;

наличие представлений о логопедических жестах, обозначающие гласные звуки

различие вступления, окончания песни.
Достаточный уровень:

определение характера знакомых музыкальных произведений, предусмотренных
Программой

самостоятельное исполнение разученных песен; в том числе без сопровождения

одновременное начало и окончание пения: не отставать и не опережать;

правильное формирование при пении гласных звуков;

наличие представления о некоторых народных музыкальных инструментах и их звучании;

различение разно образных по характеру и звучанию песней

различение по характеру звучания колыбельную, марш, танец
Личностные результаты в 1 дополнительном классе
1)
формирование образа себя, осознание себя как ученика
2)
развитие элементарных представлений об окружающем мире;
3)
воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
4)
формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками
5)
формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, сопереживания чувствам других людей.
Календарно-тематическое планирование
№

план

факт

Наименование разделов, тем уроков
5

Кол-во часов по теме

ауди
торные

1

02.09

1 четверть (18 часов)
Музыка вокруг нас. Как услышать
музыку?

2

02.09

Как услышать музыку?

3

09.09

Звуки музыкальные и немузыкальные.

4

09.09

Звуки музыкальные и немузыкальные.

5

16.09

Музыкальные и шумовые звуки.

6

16.09

Музыкальные и шумовые звуки.

7

23.09

8

23.09

9

30.09

Регистры – высота музыкальных
звуков.
Регистры – высота музыкальных
звуков.
Колыбельные песни.

10

30.09

Колыбельные песни.

11

07.10

Музыка осени.

самостоя
тельное
изучение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12

07.10

Музыка осени.

1

13

14.10

Мелодия – душа музыки.

14

14.10

Мелодия – душа музыки.

15

21.10

Музыкальная азбука.

16

21.10

Музыкальная азбука.

17

28.10

Музыкальные инструменты.

18

28.10

Музыкальные инструменты.

19

11.11

2 четверть (16 часов)
Музыкальные инструменты. Гитара

20

11.11

Музыкальные инструменты. Гитара

21

18.11

Инструмент баян.

22

18.11

Инструмент баян.

23

25.11

Музыкальный инструмент труба.

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

6

1

24

25.11

Музыкальный инструмент труба.

25

02.12

Виды музыкальных инструментов.

26

02.12

Виды музыкальных инструментов.

27

09.12

Музыкальный ансамбль.

09.
28

09.12

Музыкальный ансамбль.

129

16.12

Оркестр. Дирижер.

30

16.12

Оркестр. Дирижер.

31

23.12

Разыграй песню

32

23.12

Разыграй песню

33

30.12

Добрый праздник среди зимы.

34

30.12

Добрый праздник среди зимы.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

3 четверть (18 часов)
35

13.01

Край, в котором ты живешь

36

13.01

Край, в котором ты живешь

37

20.01

Музыка утра.

38

20.01

Музыка утра.

39

27.01

Музыка вечера

40

27.01

Музыка вечера

41

03.02

Музыкальные портреты.

42

03.02
10.02

Разыграй сказку.

44

10.02

Разыграй сказку.

46

17.02
17.02

1
1
1
1
1
1

Музыкальные портреты.

43

45

1

1
1
1

Музы не молчали.

1

Музы не молчали.

47

03.03

Мамин праздник

48

03.03

Мамин праздник

1
1
1

7

49

10.03

Танец.

50

10.03

Танец.

51

17.03

Марш

52

17.03

Марш.

53

31.03

4 четверть (14 часов)
Музыка в цирке

54

31.03

Музыка в цирке

55

07.04

Дом, который звучит.

56

07.04

Дом, который звучит.

57

14.04

Детская опера

58

14.04

Детская опера.

59

28.04

Ничего на свете лучше нету…

60

28.04

Ничего на свете лучше нету…

61

05.05

Музыкальная азбука.

62

05.05

Музыкальная азбука.

63

12.05

Повсюду музыка слышна

64

12.05

Повсюду музыка слышна

65

19.05.

Веселые нотки. Урок концерт.

66

19.05

Музыка вокруг нас.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8

1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».