АРП речевая практика 1 класс (pdf.io)

РАССМОТРЕНО
на заседании мо
начальной школы
протокол № 4 от 23.08.2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ г. Керчи РК
СШ №1 им. В. Дубинина

__________ Г.В. Чаплыгина
Руководитель мо

___________ Г.Р.Ризванова
23.08.2024г.

___________ Т.А.Секисова

приказ № 382 от 26.08.2024г.

Адаптированная рабочая программа
по предмету «Речевая практика»
для обучающейся 1-Б класса с ограниченными возможностями здоровья
с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)
на 2024/2025 учебный год

Составила:
Сутягина
Г.П.,
учитель
квалификационной категории

начальных

классов,

первой

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная адаптированная рабочая программа по чтению для обучения на дому для обучающегося 1-Б класса с ограниченными
возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) на основе федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, ФОП адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1),
адаптированной основной образовательной программы начального общего образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями (вариант 1)МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина, на основе рабочей программы по устной речи для 1
класса составлена на основе образовательной программы для учащихся 0 и 1 – 4 классов специального коррекционного образовательного
учреждения VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) под редакцией В.В. Воронковой. М. 2006.).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника Комаровой С.В. Устная речь: учебник для 1 класса / Комарова С.В. - М.:
Просвещение, 2011.
Введение в программу раздела «Речевая практика» (1-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых
дошкольников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА»

Цель: развитие речевой коммуникации школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для осуществления общения
с окружающими людьми.
Основной формой организации деятельности детей на уроках устной речи является речевая ситуация (тематическая ролевая игра),
позволяющая воспроизвести базовые условия естественного общения. Речевые навыки, сформированные в речевых ситуациях, переносятся в
спонтанное общение.
Задачи раздела «Устная речь»:
- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.
- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей
- Формировать выразительную сторону речи
- Учить строить устные связные высказывания;
- Воспитывать культуру речевого общения.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Адаптированная рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется после проведения обследования (мониторинга)
обучающихся с УО. Продолжительность урока по предмету «Речевая практика » в 1 классе составляет 35 минут.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Речевая практика» входит в предметную область «Язык и речевая практика».
2

Целью изучения учебных предметов, входящих в состав данной предметной области, в 1 (подготовительном) классе является
формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению
элементарных навыков чтения и письма.
Реализация адаптированной рабочей программы учебного предмета «Речевая практика» (1 (дополнительный) класс) разработана
согласно индивидуальному учебному плану МБОУ Г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина для обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями (вариант 1) количество часов распределено следующим образом: 2 часа в неделю – аудиторно и 1 час в
неделю (самостоятельное изучение с родителями). Всего 99 часов, из них 66 часов аудиторно, 33 часа самостотельное изучение.
Содержание учебного курса
Раздел «Речевая практика» включает в себя несколько подразделов:
- Аудирование. Его содержание нацелено на развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь.
Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных действиях. Прослушивание и выполнение
инструкций, записанных на аудионосители. Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений. Слушание небольших литературных
произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному тексту, пересказ
- Дикция и выразительность речь. Ориентирует учителя на отработку у школьников четкости произношения, эмоциональной выразительности
речи.
Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания.
Использование мимики и жестов в общении.
- Подготовка речевой ситуации и организация высказывания. В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по
названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения.
Культура общения. Его содержание нацеливает учителя на проведение специальной работы по обогащению речи обучающегося словами,
оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.
Базовые формулы речевого общения Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии,
обращение к знакомым взрослым и ровесникам. Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в
зависимости от адресата (взрослый или сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Формулы «Доброе утро», «Добрый
день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи».
В младших классах изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить следующие задачи:
- уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово,
предложение, словосочетание);
- формирование первоначальными «дограмматическими» понятиями и развитие коммуникативно-речевых навыков;
- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
3

- развитие навыков устной коммуникации;
- формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Речевое развитие. Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения
просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ
прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал.
Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
1 КЛАСС
Планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной
деятельности по изучению предмета.
Личностные результаты по программе «Речевая практика»:
1) самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в туалет, в столовую, в кабинеты специалистов,
педагогов дополнительного образования и т.п.);
2) проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем, практическое понимание своих социальных ролей –
сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
3) положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и
повседневном школьном общении;
4) проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестово-мимических умений, использование
этикетных речевых оборотов в повседневной жизни);
5) положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к
материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих;
6) целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;
7) понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в
современном обществе;
8) готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе;
Предметные результаты предусматривают овладение обучающимися практическими коммуникативными и речевыми умениями и
представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному:
Минимальный уровень:
4

- Выполнять по словесной инструкции учителя действия, повторяющиеся каждый день;
-Называть предметы и соотносить их с картинками;
-Употреблять вежливые слова при обращении к другим людям;
-Правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
-Сообщать свое имя и фамилию, имена и отчества учителей, имена ближайших родственников.
Тематическое планирование
1 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Наименование разделов и тем
Давайте знакомиться
Знакомство во дворе
Теремок
Знакомство в гостях
Покупка школьных принадлежностей
В магазине игрушек
Готовимся к празднику
Новогодние чудеса
Зимняя прогулка
Надо, надо умываться…»
Помощники
Петушок и бобовое зернышко
Весенние праздники
Заячья избушка
Спокойной ночи!
Доброе утро!
День Победы
Всего

5

Кол-во
часов
4
4
4
4
4
4
3
3
4
4
4
4
4
4
4
4
4
66

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1)
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В I классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются.
Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок,
рисунков, уровня развития речи). Контроль достижения обучающимся уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в
виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы. Систематический и
регулярный опрос обучающегоя является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить ученика давать развёрнутые
объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебные пособия:
1. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Якубовская Э.В. .
Программа по русскому языку для 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред.
В.Воронковой – СПб: Просвещение, 2008г.
2. Комарова С.В. Устная речь. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение,
2016г.
3. Комарова С. В., Головкина Т. М., Саакян С. В.Устная речь. Рабочая тетрадь. 1 класс. (VIII вид). М.: Просвещение, 2011г.
Наглядный учебный материал:
иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения, методику их получения); трафареты;
учебные модели;

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».