АРП русский язык 1 класс (pdf.io)

РАССМОТРЕНО
на заседании кафедры
начальной школы
протокол №4 от 23.08.2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ г. Керчи РК
СШ №1 им. В. Дубинина

__________ Г.В. Чаплыгина
Руководитель кафедры

___________ Г.Р.Ризванова
23.08.2024г.

___________ Т.А.Секисова

приказ №382 от 26.08.2024г.

Адаптированная рабочая программа
по предмету «Русский язык»
для обучающейся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья
с интеллектуальными нарушениями (вариант 1)
на 2024/2025 учебный год

Составила:
Сутягина Г.П., учитель начальных классов, высшей
квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучения на дому

обучающегося для обучающегося 1

класса
с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1)
составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ОВЗ, ФОП адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с с
ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1), с адаптированной
основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с с ограниченными возможностями здоровья с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина, на основе
«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы», под
редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Букварь. 1 класс.
Учебник для адаптированных основных образовательных программ. ФГОС".
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Овладение основами русского языка для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями (вариант 1) представляет большую сложность. Это связано со специфическими особенностями
учащихся такими как:
 выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со
сверстниками, отгороженность от внешнего мира;
 особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их
однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
 боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки;
 ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
 специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена
от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным
осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной
функции речи, низкая речевая активность;
 низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации.
Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения.
Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые
знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
В программу можно включать характеристику обучающегося, его навыки и умения по предмету, уточнять значимые и сложные темы.
2

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает важное место, так он направлен на формирование функциональной
грамотности и элементарной коммуникативной компетенции.
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика».
Цель: формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку
обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма.
В 1 классе изучение предмета «Русский язык», призвано решить следующие задачи:
 уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами
(слово, предложение, словосочетание);
 формирование первоначальных грамматических понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
 формирование правильного навыка письма;
 коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
 развитие навыков устной коммуникации;
 формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных, психофизических
возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований,
минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень
предметных результатов по учебному курсу «Русский язык» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава
обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Адаптированная рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется после проведения обследования
(мониторинга) обучающихся с РАС. Продолжительность урока по предмету «Русский язык » в 1 классе составляет 35 минут.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика». В соответствии с индивидуальным
учебным планом МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина для обучающегося 1 класса с ОВЗ по АООП вариант 1.
На изучение предмета «Русский язык» в 1 классе отведено 99 ч (3 ч в неделю; из них 2 часа аудиторно, 1 час самостоятельно, 33
учебные недели).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;

элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;

положительное отношение к своему национальному языку и культуре;

3


интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края
(населённого пункта), в котором находится ОО.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания

представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в
общественных местах, на природе;

уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

бережное, гуманное отношение ко всему живому;
 знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого,
 невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни
 первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и
общества;
 уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
(эстетическое воспитание)
 различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;
 формирование элементарных представлений о красоте;
 формирование умения видеть красоту природы и человека;
 представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№
п/п

Раздел

1. Формирование
элементарных
навыков чтения

Кол-во часов
На каждом
уроке

Краткое содержание курса
Букварный период
Звуки речи. Выделение звуков на фоне полного слова. Определение места звука в
слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах.
Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный
анализ несложных по структуре слов.
Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной,
закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с

4

2. Формирование
элементарных
навыков письма

На каждом
уроке

3. Речевое
развитие

На каждом
уроке

4. Звуки и буквы
5. Графика
6. Слово

твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце
слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование
навыков правильного, осознанного и выразительного чтения на материале
предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем).
Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки.
Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве
классной доски. Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв. Письмо
букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм.
Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и
предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после
предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности
правильного списывания текста. Письмо под диктовку букв, слогов, несложных по
структуре слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил:
обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение
заглавной буквой начала предложения, имен людей, кличек животных; обозначение на
письме буквами сочетания гласных после шипящих (жи – ши, ча - ща, чу - щу).

Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций
предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения
подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ
прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой
на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений
с опорой на сюжетную картинку, серию сюжетных картин, организованные
наблюдения, практические действия и т.д.
При изучении Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие.
каждой буквы Согласные глухие и звонкие (в сильной позиции). Ударение. Гласные ударные и
безударные.
При изучении Слог. Алфавит.
каждой буквы
При изучении Понятие «слово». Слова, обозначающие фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления
каждой буквы природы, растения, животных.

5

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Большая буква в именах, кличках животных.

7. Имена
собственные

При изучении
каждой буквы

8. Предлог

При изучении Предлог как отдельное слово. Роль предлога в обозначении пространственного
каждой буквы расположении предметов. Составление предложений с предлогами.

9.
10.

Предложение При изучении Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин,
каждой буквы по вопросам. Распространение предложений (из 3 слов) с опорой на предметную
картинку с помощью вопросов.
Развитие речи При изучении Составление подписей к картинкам. Коллективное составление коротких рассказов
каждой буквы после предварительного разбора.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты
Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов:
 формирование представления о себе;
 развитие элементарных представлений об окружающем мире;
 овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной
жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела);
 владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
 формирование мотивации;
 формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками;
 формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам
других людей;
 владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;
 развитие положительных свойств и качеств личности.
Предметные результаты
Включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и навыков
для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при
6

принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых
достижений.
Минимальный уровень:
 различать звуки на слух и в произношении;
 дифференцировать гласные и согласные с помощью учителя;
 анализировать слова из 3-4 букв по звуковому составу, с помощью учителя;
 составлять простые слова из букв и слогов разрезной азбуки с помощью учителя;
 усвоить рукописное написание несложных по графическому начертанию строчных и прописных букв алфавита;
 написание большой буквы в начале предложения и именах, точка в конце предложения с помощью учителя;
 списывать с печатного и рукописного текста прочитанные и разобранные слова и предложения;
Достаточный уровень:
 различать звуки на слух и в произношении;
 дифференцировать гласные и согласные; согласные звонкие и глухие (в сильной позиции); твёрдые и мягкие;
 анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
 усвоить рукописное начертание строчных и прописных букв алфавита;
 написание большой буквы в начале предложения и именах, точка в конце предложения;
 списывать с печатного и рукописного текста разобранные слова и предложения;
 писать под диктовку буквы, слоги, простые слова, простые предложения после предварительного анализа.
Базовые учебные действия
Личностные учебные действия:
 осознание себя как ученика;
 положительное отношение к окружающей действительности;
 проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;
 проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);
 готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
 вступать в контакт и работать в паре - учитель-ученик;
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
 сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
 доброжелательно относиться к людям.
Регулятивные учебные действия:
 адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
 активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).
Познавательные учебные действия:
7




делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.

При переходе в 2 класс обучающийся может уметь:
 различать звуки на слух и в произношении;
 дифференцировать гласные и согласные; согласные звонкие и глухие (в сильной позиции); твёрдые и мягкие;
 анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;
 писать рукописное начертание строчных и прописных букв алфавита;
 писать слова с большой буквы в начале предложения и именах, ставить точку в конце предложения;
 списывать с печатного и рукописного текста разобранные слова и предложения;
 писать под диктовку буквы, слоги, простые слова, простые предложения после предварительного анализа
Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Основная литература

Аксенова А. К. и др. «Обучение грамоте. Методические рекомендации». М, Просвещение, 2009.
 Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». М, Просвещение, 1991.
Дополнительная литература
 Воронкова В.В. Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва.:
Просвещение, 2008
8

Аксенова, А.К., Э. В. Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы:
Кн. для учителя/ М.: Просвещение, 1991.

Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и речи». СПб, 2008.
Технические средства обучения
магнитная доска
Экранно-звуковые пособия
Слайды соответствующего содержания.
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Учебно-практическое оборудование
 касса букв и слогов;

раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);

наборы предметных и сюжетных картинок;
 карточки для индивидуальной работы;
 схемы (схемы слов, предложений, разбор слова по составу);
 слоговые таблицы;
 дидактические игры;
 мозаика, шаблоны, трафареты, конструктор;
 наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.);
 объемные игрушки, детские музыкальные инструменты (колокольчик, металлофон, бубен, барабан);
 предметы и игрушки для развития речевого дыхания (листочки, ватные шарики, дудочки, и др.);

настольные игры.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
Учительский портал http://www.uchportal.ru


9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».