РАССМОТРЕНО на заседании кафедры начальной школы протокол №4 от 23.08.2024 г. СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ г. Керчи РК СШ №1 им. В. Дубинина __________ Г.В. Чаплыгина Руководитель кафедры ___________ Г.Р.Ризванова 23.08.2024г. ___________ Т.А.Секисова приказ №382 от 26.08.2024г. Адаптированная рабочая программа по предмету «Русский язык» для обучающейся 1 класса с ограниченными возможностями здоровья с интеллектуальными нарушениями (вариант 1) на 2024/2025 учебный год Составила: Сутягина Г.П., учитель начальных классов, высшей квалификационной категории ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная адаптированная рабочая программа по русскому языку для обучения на дому обучающегося для обучающегося 1 класса с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, ФОП адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1), с адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина, на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный класс. 1 – 4 классы», под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013. Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова. Букварь. 1 класс. Учебник для адаптированных основных образовательных программ. ФГОС". ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Овладение основами русского языка для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями (вариант 1) представляет большую сложность. Это связано со специфическими особенностями учащихся такими как: выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира; особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность; боязнь всего нового, приверженность к сохранению неизменности окружающей обстановки; ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания; специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии; грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность; низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации. Специфические особенности нарушения психического развития детей вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни. В программу можно включать характеристику обучающегося, его навыки и умения по предмету, уточнять значимые и сложные темы. 2 В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает важное место, так он направлен на формирование функциональной грамотности и элементарной коммуникативной компетенции. Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика». Цель: формирование коммуникативной и личностной готовности обучающихся с РАС к школьному обучению, подготовку обучающихся к усвоению элементарных навыков чтения и письма. В 1 классе изучение предмета «Русский язык», призвано решить следующие задачи: уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение, словосочетание); формирование первоначальных грамматических понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков; формирование правильного навыка письма; коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; развитие навыков устной коммуникации; формирование положительных нравственных качеств и свойств личности. Требования к контролю и оценке знаний определены двумя уровнями – в зависимости от индивидуальных, психофизических возможностей учащихся. Достаточный уровень предполагает овладение программным материалом по указанному перечню требований, минимальный уровень – предусматривает уменьшенный объем обязательных умений. Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по учебному курсу «Русский язык» определяется в конце учебного года в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Адаптированная рабочая программа составляется на один учебный год, конкретизируется после проведения обследования (мониторинга) обучающихся с РАС. Продолжительность урока по предмету «Русский язык » в 1 классе составляет 35 минут. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Учебный предмет «Русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика». В соответствии с индивидуальным учебным планом МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина для обучающегося 1 класса с ОВЗ по АООП вариант 1. На изучение предмета «Русский язык» в 1 классе отведено 99 ч (3 ч в неделю; из них 2 часа аудиторно, 1 час самостоятельно, 33 учебные недели). ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России; элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе; положительное отношение к своему национальному языку и культуре; 3 интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО. Воспитание нравственных чувств и этического сознания представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе; уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; бережное, гуманное отношение ко всему живому; знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого, невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений). Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества; уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе; Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного; формирование элементарных представлений о красоте; формирование умения видеть красоту природы и человека; представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА № п/п Раздел 1. Формирование элементарных навыков чтения Кол-во часов На каждом уроке Краткое содержание курса Букварный период Звуки речи. Выделение звуков на фоне полного слова. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком. Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении. Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов. Образование и чтение слогов различной структуры (состоящих из одной гласной, закрытых и открытых двухбуквенных слогов, закрытых трёхбуквенных слогов с 4 2. Формирование элементарных навыков письма На каждом уроке 3. Речевое развитие На каждом уроке 4. Звуки и буквы 5. Графика 6. Слово твердыми и мягкими согласными, со стечениями согласных в начале или в конце слова). Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Формирование навыков правильного, осознанного и выразительного чтения на материале предложений и небольших текстов (после предварительной отработки с учителем). Разучивание с голоса коротких стихотворений, загадок, чистоговорок. Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку букв, слогов, несложных по структуре слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой начала предложения, имен людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (жи – ши, ча - ща, чу - щу). Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал. Составление двух-трех предложений с опорой на сюжетную картинку, серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д. При изучении Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. каждой буквы Согласные глухие и звонкие (в сильной позиции). Ударение. Гласные ударные и безударные. При изучении Слог. Алфавит. каждой буквы При изучении Понятие «слово». Слова, обозначающие фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления каждой буквы природы, растения, животных. 5 Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Большая буква в именах, кличках животных. 7. Имена собственные При изучении каждой буквы 8. Предлог При изучении Предлог как отдельное слово. Роль предлога в обозначении пространственного каждой буквы расположении предметов. Составление предложений с предлогами. 9. 10. Предложение При изучении Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, каждой буквы по вопросам. Распространение предложений (из 3 слов) с опорой на предметную картинку с помощью вопросов. Развитие речи При изучении Составление подписей к картинкам. Коллективное составление коротких рассказов каждой буквы после предварительного разбора. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные результаты Включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов: формирование представления о себе; развитие элементарных представлений об окружающем мире; овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве школьной жизни; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела); владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; формирование мотивации; формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками; формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей; владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; развитие положительных свойств и качеств личности. Предметные результаты Включают освоение обучающимися с расстройством аутистического спектра специфических умений, знаний и навыков для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при 6 принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Минимальный уровень: различать звуки на слух и в произношении; дифференцировать гласные и согласные с помощью учителя; анализировать слова из 3-4 букв по звуковому составу, с помощью учителя; составлять простые слова из букв и слогов разрезной азбуки с помощью учителя; усвоить рукописное написание несложных по графическому начертанию строчных и прописных букв алфавита; написание большой буквы в начале предложения и именах, точка в конце предложения с помощью учителя; списывать с печатного и рукописного текста прочитанные и разобранные слова и предложения; Достаточный уровень: различать звуки на слух и в произношении; дифференцировать гласные и согласные; согласные звонкие и глухие (в сильной позиции); твёрдые и мягкие; анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; усвоить рукописное начертание строчных и прописных букв алфавита; написание большой буквы в начале предложения и именах, точка в конце предложения; списывать с печатного и рукописного текста разобранные слова и предложения; писать под диктовку буквы, слоги, простые слова, простые предложения после предварительного анализа. Базовые учебные действия Личностные учебные действия: осознание себя как ученика; положительное отношение к окружающей действительности; проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий; проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе); готовность к изучению основ безопасного и бережного поведения в природе и обществе. Коммуникативные учебные действия: вступать в контакт и работать в паре - учитель-ученик; использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться к людям. Регулятивные учебные действия: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной). Познавательные учебные действия: 7 делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности. При переходе в 2 класс обучающийся может уметь: различать звуки на слух и в произношении; дифференцировать гласные и согласные; согласные звонкие и глухие (в сильной позиции); твёрдые и мягкие; анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки; писать рукописное начертание строчных и прописных букв алфавита; писать слова с большой буквы в начале предложения и именах, ставить точку в конце предложения; списывать с печатного и рукописного текста разобранные слова и предложения; писать под диктовку буквы, слоги, простые слова, простые предложения после предварительного анализа Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Основная литература Аксенова А. К. и др. «Обучение грамоте. Методические рекомендации». М, Просвещение, 2009. Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов». М, Просвещение, 1991. Дополнительная литература Воронкова В.В. Букварь для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Москва.: Просвещение, 2008 8 Аксенова, А.К., Э. В. Якубовская Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы: Кн. для учителя/ М.: Просвещение, 1991. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и речи». СПб, 2008. Технические средства обучения магнитная доска Экранно-звуковые пособия Слайды соответствующего содержания. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. Учебно-практическое оборудование касса букв и слогов; раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела); наборы предметных и сюжетных картинок; карточки для индивидуальной работы; схемы (схемы слов, предложений, разбор слова по составу); слоговые таблицы; дидактические игры; мозаика, шаблоны, трафареты, конструктор; наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.); объемные игрушки, детские музыкальные инструменты (колокольчик, металлофон, бубен, барабан); предметы и игрушки для развития речевого дыхания (листочки, ватные шарики, дудочки, и др.); настольные игры. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru Учительский портал http://www.uchportal.ru 9