1. Комплекс основных характеристик программы 1.1 Пояснительная записка Нормативно-правовая основа программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я- исследователь» (далее-Программа) составлена в соответствии с: Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 14.07.2022); 1. Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями на 31.07. 2020); 2. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; 3. Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»; 4. Национальным проектом «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическом у развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №216); 5. Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. 996-р; 6. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р; 7. Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. № 3; 8. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 9. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; 10. Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития дополнительного образования детей»; 11. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». 12. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»; 13. Письмом Министерства образования и науки РФ от 29.03.16 № ВК- 641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»; 14. Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 № ТС - 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»; 15. Об образовании в Республике Крым: законом Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019). 16. Методическими рекомендациями для педагогических работников и руководителей образовательных организаций Республики Крым,реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы различной направленности «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»,Симферополь, ГБОУДПО РК КРИППО,2021; 18. Приказом Министерства образования, науки и молодёжи РК от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»; 19. Уставом «Специализированной школы №1 с углубленным изучением английского языка им. В.Дубинина» г. Керчи; 20. Нормативными локальными актами, регламентирующими порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Программа является модифицированной и составлена на основе авторской программы А.И.Савенкова «Я – исследователь» рекомендованной Министерством просвещения РФ. Направленность Программы«Я- исследователь»- стартового уровня, не требует базовой подготовки и специальных умений. Актуальность Программы продиктована требованием времени. Формирование развитой личности - сложная задача, поэтому преподавание Новизна Программы заключается в в целях создания эффекта погружения учащихся в мир исследований, экспериментов заключается в разработке и использовании на уроках материалов из области химии, биологии, физики, активизирующего творческие, исследовательские способности обучающихся, применение активных методов обучения, создание условий для развития личности через занятия . Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что курс обучения «Я- исследователь» довольно прост и доступен школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих занимающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы. При этом используется множество занимательного материала, включение в занятия игрового материала, и использование приёма разыгрывания учебных заданий и позиций, создание игровых ситуаций. Отличительные особенности Программы. Система знаний по предмету, в системе дополнительного образования, выявляя и развивая индивидуальные способности обучающихся, способствует общему развитию и воспитанию учащихся. Особенностью Программы является индивидуальный подход и обучение учащихся. Индивидуальный подход заложен в Программу и имеет два главных аспекта: Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым обучающимся с учётом личных способностей. Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого обучающегося, что важно в процессе обучения. Каждый обучающийся является конструктором своего образования, организатором своих знаний. Программа позволяет обучающимся проявить полученные теоретические знания на практике. Адресат Программы: обучающиеся мальчики и девочки в возрасте от 9лет до 11 лет. Объём Программы. Программа рассчитана на 1 год и предполагает среднюю сложность предлагаемого материала для освоения содержания. Общее количество часов, необходимых для освоения программы составляет 34часа. Срок реализации Программы рассчитан на1 год. Таблица 1 Реализация Программы Уровень обучения Год обучения __стартовый____ _ 1 год Количество учащихся в группе 10человек Количество Объем часов в программы неделю 1 час 34 часа Возраст учащихся 9-11лет Уровень Программы – стартовый Формы обучения и виды занятий. Обучение по Программе происходит в очном формате. Изучение некоторых тем возможно в дистанционном режиме. Особенности организации образовательного процесса. Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Учебно-тематический материал Программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических, умений и навыков. Представленные в Программе темы создают целостную систему подготовки обучающихся. В данной Программе руководитель, исходя из интересов детей, уровня их подготовки и конкретных задач, может изменить последовательность изложения материала, самостоятельно распределить часы и определить конкретные формы занятий. Наполняемость в группе составляет 10 человек. Состав группы – постоянный. Режим занятий. Занятия проводятся согласно расписанию, 1 час в неделю,34 часа в год. 1.2 Цель и задачи Программы Цель: создание условий для развития личности обучающихся и развития творческого потенциала посредством обучении,формирование мотивации к исследовательской деятельности. Задачи: - ознакомление с правилами проведения опытов и экспериментов; ознакомление со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации. Развивающие задачи: - развитие умений, необходимых для проведения самостоятельных исследований (видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.); - развитие коммуникативных навыков в процессе проведения исследований. Воспитательные задачи: - способствовать формированию адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитаниеуваженияк чужому мнению; - развитие способности находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; - формирование желания исследовательской деятельности; - развитие ответственности при работе в малой группе. 1.3. Воспитательный потенциал Программы Для решение реальных проблем сообщества страны, учащиеся привлекаются к получению знаний, через включение в коллективные общественно полезные практики и мероприятия. Ежегодно обучающиеся принимают участие в различных конкурсах. 1.4. Содержание Программы Таблица 2 Учебный план № занят Содержание мммммодулямодул Количество часов Формы всего теория практика аттестации и контроля 1 Вводное занятие. ТБ Опыты и эксперименты. Исследование объектов неживой природы 14 7 7 2 Учимся исследовать. Исследование объектов живой природы 10 2 8 3 Человек и его здоровье. Человек и окружающая среда 10 2 8 Итого часов 34 11 23 Педагогиче ское наблюдение Практическ ая работа Практическ ая работа Педагогиче ское наблюдение Практическ ая работа Педагогиче ское наблюдение Содержание учебного плана Модуль 1 «Опыты и эксперименты. Исследование объектов неживой природы» Образовательная задача модуля: формирование познавательной активности в области знаний об объектах неживой природы. Учебные задачи модуля: - научиться проводить опыты; - узнать о свойствах и особенностях различных природных объектов: воды, почвы, воздуха, света. Форматы работы: индивидуальная, групповая, малые группы. № тема Виды учебных занятий, учебных работ Содержание Количеств о часов 1.Введение Инструктаж ТБ Занятие- игра Введение в программу. Техника безопасности на занятиях. Что такое исследование? Кто такой исследователь? Как задавать вопросы? 2 2.Вода Проведение опытов Проведение экспериментов Выполнение практического задания 3.Почва Проведение опытов Проведение экспериментов Что такое вода? Исследование свойств воды. Исследование «При каких условиях вода переходит из одного состояния в другие? Исследование «Вода – растворитель». Опыты: «Свойства воды» (цвет, вкус, запах и т.д.), демонстрирующие плавание тел, растворимость, плавучесть различных веществ. Создание фильтра для воды. Вода - одно из главных богатств природы 5 2 Что такое почва? Что такое песок и глина? Исследование «Применение свойств песка и глины человеком». Кто живет в песке? 2 4.Камни. Проведение экспериментов Что такое камни? Виды камней. камни Исследование различных камней, коллекции минералов. Опыты по выращиванию кристаллов. 2 5.Воздух Опыты и эксперименты по изучению свойств воздуха, опыты с воздушными шарами Воздух – одно из главных богатств природы. Из чего состоит воздух? Исследование «Удивительные свойства воздуха». Исследование «Где используются свойства воздуха людьми в повседневной жизни, в различных сферах?» 2 6.Свет и зеркало Игры Опыты и эксперименты по изучению свойств света Что такое свет? Откуда берется свет? Исследование «Свойства света». Радуга, условия, при которых она появляется. Зеркало. История становления современных зеркал. Создание зеркала. Исследование «Где используют свойства света и зеркал людьми в повседневной жизни?» 2 7.Магнит Опыты по изучению Что такое магниты? История 2 3 ы свойств магнитов открытия магнита: миф и правда. Исследование «Удивительные свойства магнитов». Искусственные магниты. Исследование «Где используют свойств магнитов людьми в повседневной жизни, в различных сферах. Создание игры с использованием магнитов Модуль 2 «Учимся исследовать. Исследование объектов живой природы» Образовательная задача модуля: формирование исследовательской мотивации и развитие исследовательских способностей в области изучения объектов живой природы. Учебные задачи модуля: - расширить и углубить знания по исследовательской деятельности и проведению опытов; - узнать о свойствах и особенностях различных объектов живой природы: растений, животных; - получить знания по экологическим проблемам Республики Коми. Форматы работы: индивидуальная, групповая, малые группы № тема Виды учебных занятий, учебных работ Содержание Количеств о часов.Дата .1. Царство растений Беседа Игра Опыты по прорастанию семян Опыты и эксперименты по размножению растений. Опыты по продлению жизни цветов Создание минипроекта Царство растений. Как устроены растения. Исследование «Строение растений». Исследование «Хлорофилл». Исследование «Пигменты». Классификация растений. Определение видов растений. Исследование «Размножение, рост и развитие растений». Условия, необходимые для роста растений. Исследование влияния условий окружающей среды на жизнедеятельность растений. Исследование «Особенности растений северных регионов». Редкие, ядовитые и лекарственные растения Республики Коми. Создание мини – справочника «Лекарственные и ядовитые растения» 6 2.Зоология – наука о животных Беседа Игра Изготовление кормушек Создание справочника Создание минипроекта Царство животных. О чем наука Зоология? Классификация. Исследование «Чем похожи животные?» Исследование «Отличительные признаки всех представителей животного мира» Рост, развитие, питание и размножение. Акция "Покорми птиц". 4 Кто живет у нас в лесу? Животные Республики Коми, краснокнижные виды. Исследование «Следы деятельности животных в природе». Учимся определять животных по оставленным ими следам. Создание определителя следов животных родного края Рекорды царства животных. Модуль 3 «Человек и его здоровье. Человек и окружающая среда» Образовательная задача модуля: формирование исследовательской мотивации и развитие исследовательских способностей в области изучения человека. Учебные задачи модуля: - расширить и углубить знания по исследовательской деятельности; - узнать о здоровье человека и факторах, влияющих на здоровье; - получить представление о влиянии человека на природу, знания по экологическим проблемам Республики Коми. Форматы работы: индивидуальная, групповая, малые группы Тематическая программа 3 модуля № тема Виды учебных занятий, учебных работ Содержание Количеств о часов 1.Человек и его здоровье Беседы Определение соматометрических показателей. Дискуссия Опыты Здоровье и здоровый человек. Исследование «Измерение массы, роста, температуры тела, давления и другие показатели здорового человека». Личная гигиена. Исследование «Вредное и здоровое питание». Опыты по оценке качества пищевых продуктов. Исследование «Сравнение ржаного и пшеничного хлеба». Составление оптимального рациона питания. Органы чувств. Сон. Исследование «Режим дня ученика». Исследование «Факторы, влияющие на здоровье человека». Здоровый образ жизни - это модно 5 2.Человек и окружающая среда Беседы Дискуссия Человек часть природы. Исследование «Положительное и отрицательное воздействие человека на природу». Особо охраняемые природные территории Республики Крым. Глобальное потепление правда или миф? Здоровый город это…. Исследование «Экологические проблемы родного края» 5 Исследование 1.5. Планируемые результаты К концу года обучающиеся продемонстрируют следующие результаты. Наименование модуля Предметные Учащиеся знают: Метапредметные Учащиеся умеют: Личностные Учащиеся проявляют : Исследование правила проведения объектов неживой опытов и природы экспериментов; - основные свойства и особенности различных природных объектов: воды, почвы воздуха, света; - правила техники безопасности во время практических работ Исследование строение и объектов живой функционирование природы организма растений и животных, структуру, особенности проведения исследовательской работы; элементарные правила поведения в природной среде и соблюдают их Человек и его свойства и здоровье. Человек и особенности здоровья окружающая среда человека; взаимоотношение человека с окружающей средой; экологические проблемы своего региона; структуру, особенности проведения исследовательской работы; элементарные правила поведения в природной среде и соблюдают их проводить элементарные наблюдения и эксперименты; - объяснять явления живой и неживой природы; - в жизни применять начальные исследовательские навыки умение сотрудничать в парах, конструктивно решать спорные моменты проводить исследование, представлять свои исследовательские работы; - определять цели, планировать свои действия, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности проводить исследование, представлять результаты своей исследовательской работы; - определять цели, планировать свои действия, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата - умение работать в малой группе - желание проводить исследования 2. Комплекс организационно – педагогических условий Для организации и осуществления учебно-познавательной деятельности используются следующие методы – репродуктивный метод: деятельность педагога состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний или умений по образцу; – объяснительно-иллюстративный метод: педагог сообщает готовую информацию с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают еѐ, воспроизводят полученные знания; – проблемный: педагог помогает в решении проблемы; – частично-поисковый метод: самостоятельный поиск выполнения решений для изготовления изделия. – эвристический: изложение педагога + творческий поиск учащихся. Основной формой обучения является учебное занятие. В проведении занятий используются формы индивидуальной, коллективной и групповой работы. Занятия носят в основном практический характер. На сообщение теоретических сведений отводится не более 20% учебного времени. Теоретические сведения связаны с практической работой. Для успешной реализации программы «Я - исследователь» необходимо: Помещение: учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий. - компьютер, проектор, колонки. 2.1 Календарный учебный график Календарный учебный график построен, исходя из следующего: начало учебного года – 1 сентября, конец учебного года –26 мая; начало учебных занятий не ранее 13.25час, окончание – не позднее 14.10 час; продолжительность учебного года 35 недель; объем программы 34 часов в год.