ЮНАРМИЯ

1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка

Нормативно-правовая основа программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ЮНАРМИЯ»
(далее - Программа) составлена в соответствии с:
1. Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 14.07.2022);
2. Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с
изменениями на 31.07. 2020);
3. Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года»;
4. Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года»;
5. Национальным проектом «Образование» - ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическом
у развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №216);
6. Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 г. 996-р;
7. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от
31.03.2022 № 678-р;
8. Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» - ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07.12.2018 г. № 3;
9. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.12.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
10.Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
11.Приказом Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей»;
12.Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

13.Письмом

Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
14.Письмом Министерства образования и науки РФ от 29.03.16 № ВК- 641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
15.Письмом Министерства Просвещения Российской Федерации от 20.02.2019 № ТС - 551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и
инвалидностью»;
16.Об образовании в Республике Крым: законом Республики Крым от 06.07.2015 № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10.09.2019).
17.Методическими рекомендациями для педагогических работников и руководителей образовательных организаций Республики Крым,
реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы различной направленности «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ», Симферополь, ГБОУДПО РК КРИППО,2021;
18. Приказом Министерства образования, науки и молодёжи РК от 09.12.2021 г. № 1948 «О методических рекомендациях «Проектирование
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
19. Уставом МБОУ г.Керчи СШ №1 им. В. Дубинина
20. Нормативными локальными актами, регламентирующими порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам.
Направленность Программы «ЮНАРМИЯ»- социально-гуманитарная.
Актуальность Программы продиктована требованием времени.
Формирование развитой личности - сложная задача, поэтому преподавание способно придать воспитанию и обучению активный целенаправленный
характер.
Новизна Программы Навыки юнармейских специальностей школьники получают в течение учебного года. Свои умения и навыки проверяют и
закрепляют в тактических военных и подвижных спортивных играх на местности, комбинированных эстафетах, смотрах, конкурсах, викторинах.
Педагогическая целесообразность Программы объясняется тем, что курс обучения в довольно прост и доступен не только школьникам 12 лет,
но и многим обучающимся начальной школы..

Стержневым моментом занятий становится деятельность самих занимающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают
выводы. При этом используется множество занимательного материала, включение в занятия игрового материала, и использование приёма разыгрывания
учебных заданий и позиций, создание игровых ситуаций.
Отличительные особенности Программы. Система знаний по предмету, в системе дополнительного образования, выявляя и развивая
индивидуальные способности обучающихся, способствует общему развитию и воспитанию обучающихся.
Особенностью Программы является индивидуальный подход и обучение обучающихся.
Индивидуальный подход заложен в Программу и имеет два главных аспекта:
2

Во-первых, воспитательное взаимодействие строится с каждым обучающимся с учётом личных способностей.
Во-вторых, учитываются знания условий жизни каждого обучающегося, что важно в процессе обучения.
Каждый обучающийся является конструктором своего образования, организатором своих знаний.
Программа позволяет обучающимся проявить полученные теоретические знания на практике и она в полной мере позволяет подросткам освоить
юнармейское дело, увлекает их гражданско – патриотическим воспитанием.
Адресат Программы: обучающиеся мальчики и девочки в возрасте от 12 лет до 15 лет.
Объём Программы. Программа рассчитана на 1 год и предполагает среднюю сложность предлагаемого материала для освоения содержания.
Общее количество часов, необходимых для освоения программы составляет 34 часа.
Срок реализации Программы рассчитан на 1 год.
Реализация Программы
Уровень обучения
базовый;

Год обучения
1 год

Количество
учащихся
группе
25человек

в

Количество
неделю

часов

1часов

в

Объем программы

Возраст учащихся

34часов

12-15лет

Уровень Программы – базовый;
Формы обучения и виды занятий.
Обучение по Программе происходит в очном формате. Изучение некоторых тем возможно в дистанционном режиме.
Особенности организации образовательного процесса.
Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Учебно-тематический материал Программы
распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических, умений и навыков.
Представленные в Программе темы создают целостную систему подготовки обучающихся.
В данной Программе руководитель, исходя из интересов детей, уровня их подготовки и конкретных задач, может изменить последовательность
изложения материала, самостоятельно распределить часы и определить конкретные формы занятий.
Наполняемость в группе составляет 25 человек. Состав группы – постоянный.
Режим занятий. Занятия проводятся согласно расписанию, 1часа в неделю, 34 часа в год.
1.2 Цель и задачи Программы
Цель программы: создание условий для развития личности обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании; повышение в обществе авторитета и престижа военной службы; воспитание любви к малой Родине и
Отечеству, а также сохранение и преумножение патриотических традиций; формирование у молодежи готовности и практической способности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.

3

Задачи программы:
Обучающие:
Привить устойчивый интерес к знаниям по истории и географии Российской Федерации и Республики Крым;
познакомить с историей Отечества;
формировать профессионально значимые качеств и умений, верности конституционному и военному долгу.
Развивающие:
формировать потребности воспитанников в постоянном пополнении своих знаний в укреплении своего здоровья;
подготовить подрастающее поколение к военной службе;
формировать навыки самообслуживания;
формировать потребности к самообразованию, самоопределению, самореализации и выработке адекватной самооценки;
развивать память, логическое мышление.
Воспитательные:
воспитывать морально-волевых качеств личности;
воспитывать уважения к Российской армии;
воспитывать сознательной дисциплины и культуры поведения;
способствовать формированию ответственности за порученное дело;
развивать чувства взаимоуважения и взаимопонимания и взаимоподдержки, чувства коллективизма;
формировать устойчиво-позитивного отношения к окружающему миру;
воспитывать у подростков готовности к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях;
воспитывать у подростков способности к лидерству, способности в критической ситуации взять на себя всю полноту ответственности за себя и всех
членов коллектива
1.3. Воспитательный потенциал Программы
Для решение реальных проблем сообщества страны, обучающиеся привлекаются к получению знаний, через включение в коллективные
общественно полезные практики и мероприятия. Военно-патриотическое воспитание школьников включает в себя начальную военную, военнотехническую, морально-психологическую подготовку. В основе практики военно-патриотического воспитания должен лежать принцип единства всех его
составных частей, что позволит наиболее полно сформировать качества: любовь к стране, дисциплинированность, мужество, волю, смелость,
находчивость, силу, выносливость и ловкость. Школьники должны получить хорошие навыки по строевой, стрелковой, медико-санитарной подготовке,
по основам тактической подготовки.

4

4. Содержание Программы
Учебный план

№
занят
ия
1

Содержание занятий в плане

Военная история Отечества
1. Угроза миру – «Доктрина Трумэна». Создание
атомной бомбы в СССР как способ защиты от
ядерного удара.2. Наращивание ядерного
потенциала. НАТО. Организация Восточного
договора. Создание в СССР межконтинентальной
баллистической ракеты.3. Первый искусственный
спутник Земли. Полет человека в Космос. Ю.А.
Гагарин.4. Карибский кризис – предпосылки и
итоги. Космическая программа «Союз-Аполлон».
5. Доктрина Рейгана» – военное и политическое
давление на советские страны.6. Вторжение США
и их союзников в Ирак в 2003 году. 7. Военное
вмешательство сил международной коалиции в
гражданскую войну в Современные военные
конфликты. 8. Вооруженный конфликт в
Демократической республике Афганистан. Ливии.
9. Борьба России против террористической
организации «Исламское государство».

Количество часов
всего
теория

9

9

5

практика

-

Формы аттестации и
контроля

Входная диагностика
Педагогическое
наблюдение

2

Специальная подготовка:
1. Виды вооружений, принятых в Российской
Федерации и армиях иностранных государств.
Вооружения родов войск Российской Федерации.
2. Химическое оружие, его виды. 3. Противогаз.
Биологическое оружие, его виды. 4. Ядерное
оружие, его виды. 5. Чрезвычайные ситуации.
Землетрясения. Наводнения. Эпидемии. 6.
Терроризм как угроза человечеству. Теракты на
территории Российской Федерации. 7.
Террористический акт в Беслане. Правила
поведения в чрезвычайной ситуации и ситуации
захвата заложников.

7

4

3

Педагогическое
наблюдение

3

Строевая подготовка. 1. Перемена направления
движения колонны2. Перестроение взвода в
походном строю. Перестроение отделения из
развернутого строя в походный и наоборот. 3.
Повороты в движении. Повороты и движение с
оружием. Повороты и движение с оружием
строевым шагом.4. Повороты на месте. Повороты
отделения, размыкание и смыкание на месте и в
движении. 5. Поочередный выход из строя
военнослужащих и зачитка текста Военной
присяги (обязательства). 6. Прохождение
торжественным маршем. 7. Вынос Знамени. 8.
Построение отделения в колонну по одному (по
два). Построение, выравнивание, повороты взвода.

8

-

8

Промежуточная
диагностика,
аттестация
Педагогическое
наблюдение

6

4.

«Огневая подготовка».1. Законодательство о
поведении с оружием. 2. Техника безопасности при
использовании оружия.3. Строевая подготовка. 4.
Строевая подготовка. 5. Строевая подготовка. 6.
Стрелковое оружие. Материальная часть
стрелкового оружия. 7. Основы стрельбы. Способы
стрельбы. 8. Практические стрельбы из
стрелкового оружия. 9. Разборка и обслуживание
автоматического оружия.10 Итоговое занятие

10

3

7

Итого часов

34

16

18

Итоговая
диагностика,
аттестация
Педагогическое
наблюдение

Содержание учебного плана
.
1. Раздел «Военная история Отечества».
«Холодная война». Достижения отечественной науки.
Правила техники безопасности. Постановка задач на год.
Угроза миру – «Доктрина Трумэна». Создание атомной бомбы в СССР как способ защиты от ядерного удара. Наращивание ядерного потенциала. НАТО.
Организация Восточного договора. Создание в СССР межконтинентальной баллистической ракеты. Первый искусственный спутник Земли. Полет
человека в Космос. Ю.А. Гагарин. Карибский кризис – предпосылки и итоги. Космическая программа «Союз-Аполлон». «Доктрина Рейгана» – военное и
политическое давление на советские страны. Разрушение Социалистической федеративной республики Югославия. Вторжение США и их союзников в
Ирак в 2003 году. Военное вмешательство сил международной коалиции в гражданскую войну в Современные военные конфликты. Вооруженный
конфликт в Демократической республике Афганистан. Ливии. Борьба России против террористической организации «Исламское государство».
Вооруженный конфликт на Донбассе.
«Специальная подготовка».
Виды вооружений, принятых в Российской Федерации и армиях иностранных государств. Вооружения родов войск Российской Федерации.
Стратегические ракеты: МБР «Сотка», «Воевода», «Тополь», «Тополь-М», РС-24 Ярс, РС-26 Рубеж, МБР «Сармат» РС-28, БЖРК Баргузин.
Противотанковое оружие: комплекс «Корнет - Д», комплекс «Гермес», МГК БУР, РПГ 32 Хашим. Химическое оружие, его виды. Противогаз.
Биологическое оружие, его виды. Ядерное оружие, его виды. Чрезвычайные ситуации. Землетрясения. Наводнения. Эпидемии.
Терроризм как угроза человечеству. Теракты на территории Российской Федерации. Террористический акт в Беслане. Правила поведения в
чрезвычайной ситуации и ситуации захвата заложников.
«Строевая подготовка». Перемена направления движения колонны. Перестроение взвода в походном строю. Перестроение отделения из развернутого
строя в походный и наоборот. Повороты в движении. Повороты и движение с оружием. Повороты и движение с оружием строевым шагом. Повороты на
месте. Повороты отделения, размыкание и смыкание на месте и в движении. Повороты с оружием в положении «у ноги». Поочередный выход из строя

7

военнослужащих и зачитка текста Военной присяги (обязательства). Исполнение Государственного гимна. Прохождение торжественным маршем. Вынос
Знамени. Построение отделения в колонну по одному (по два). Построение, выравнивание, повороты взвода. Перебежки и переползания.
«Огневая подготовка». Законодательство о поведении с оружием. Техника безопасности при использовании оружия. Стрелковое оружие.
Материальная часть стрелкового оружия. Основы стрельбы. Способы стрельбы. Практические стрельбы из стрелкового оружия. Снайперская подготовка.
Практические занятия. Контрольные стрельбы. Разборка и обслуживание автоматического оружия. Метание гранаты. Экскурсионные выезды в
воинские части с ознакомлением с военной техникой. Сдача нормативов комплекса ГТО.
1.5. Планируемые результаты

К концу года обучающиеся продемонстрируют следующие результаты.
Обучающие. Обучающиеся будут::
использовать элементарные теоретические знания по истории техники и вооружения;
 применять основы строевой подготовки и дисциплины строя;
 отличать истинные намерения своего государства и западных держав от того, что предлагают современные СМИ;
 владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
 использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению мероприятий военно-патриотической направленности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
 ;
готовить исследовательские работы по истории создания и применения вооружения и военной технике для участия в конференциях и конкурсах
Развивающие. У обучающихся будет:
- сформировано
 умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
 умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в
соревнованиях и смотрах);
 демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
 развито умение находить достаточные средства для решения своих учебных задач;
- сформированы навыки самостоятельной работы;
Воспитательные. У обучающихся будет:
- сформированы адекватная самооценка, самообладание, выдержка, уважение к чужому мнению;
- сформированы такие черты как усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость, волю к победе, эмоциональную устойчивость;
- развита мотивация к познанию.

8




К концу учебного года обучающиеся будут знать:
- правильно применять и использовать приемы владения стрелковым оружием;
владеть навыками управления строя;



К концу учебного года обучающиеся будут уметь:
- готовить и проводить военно-патриотические мероприятия для разных целевых аудиторий;



участвовать в соревнованиях и смотрах-конкурсах по военно-патриотической тематике разного уровня
2. Комплекс организационно – педагогических условий
2.1 Календарный учебный график
Календарный учебный график построен, исходя из следующего:
 начало учебного года – 1 сентября, конец учебного года –26 мая;
 начало учебных занятий не ранее 14.20 час, окончание – не позднее 15.05 час;
 продолжительность учебного года 34 недели;
 объем программы 34 часа в год.
Учебные занятия проводятся согласно расписанию.

Календарный учебный график
месяц

сентябрь

Недели
обучения

1 2

3

4

5

6

7

8

9

Кол-во часов

1 1 1

1

1

1

1

1

1 1

Аттестация/
Формы
контроля

Входная
диагностик
а

Всего часов 34

4

октябрь

4

ноябрь
1
0

3

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

11

1
2

1
3

1
4

1
5

1
6

1
7

1
8

1
9

2
0

2
1

2
2

23

2
4

2
5

2
6

2
7

2
8

2
9

3
0

3
1

32

3
3

3
4

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Промежуточная
диагностика,
аттестация
4

Итоговая
диагностика,
аттестация
4

4

9

4

4

3

3
5

3
6

2.2 Условия реализации Программы
Материально - техническое обеспечение:
Классный кабинет, оборудованный партами и стульями по числу учащихся;
- Доска грифельная;
- Спортивный зал, оборудованный спортивными снарядами;
- Интерактивное оборудование: компьютер, проектор, экран;
- Макеты: массово-габаритные оружия;
- Учебные гранаты;
- Компас;
- Топографические карты;
- Аптечка индивидуальная – АИ;
- Индивидуальный перевязочный пакет - ППИ (бинт 7 метров, шириной 10 и более см);
- Индивидуальный противохимический пакет - ИПП;
- Носилки МЧС тканевые (носилки санитарные);
- Схемы, плакаты, таблицы.
Информационное обеспечение.
- учебные фильмы;
- интерактивные обучающие программы;
- журналы, книги.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.

Интернет – источники:
1.
2.
3.
4.
5.

http://www.bibliofond.ru
https://yunarmy.ru/
https://yunarmy.ru/headquarters/about/
https://yunarmy.ru/headquarters/documents/
https://stat.mil.ru/youtharmy/info.htm
Кадровое обеспечение.
Программу реализует педагог – организатор Шаповалова О.В., педагогический стаж работы – 30 лет.
Методическое обеспечение.
Особенности организации образовательного процесса.
Обучение по Программе происходит в очном формате. Изучение некоторых тем возможно в дистанционном режиме.
Используемые педагогические технологии:
- развивающее обучение – при развивающем обучении обучающийся самостоятельно приобретает какую – либо информацию, самостоятельно
приходит к решению проблемы в результате анализа своих действий;

10

- игровое обучение – влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных.
Выполняя игровую роль, обучающийся подчиняет этой задаче все свои сиюминутные действия. В условиях игры они лучше сосредотачиваются и
запоминают, чем по прямому заданию взрослого;
- эвристическое обучение позволяет подвести обучающихся, с помощью умелой постановки вопросов педагога и благодаря собственным
усилиям, к самостоятельному мышлению и приобретению новых знаний.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесные методы (устное изложение материала);
- наглядные методы (педагогический показ);
- практические методы (упражнения, тренинги).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности обучающихся:
- объяснительно - иллюстративные (обучающиеся усваивают и воспроизводят готовую информацию);
- репродуктивные (обучающиеся воспроизводят полученные знания).
Методы воспитания:
- поощрение (устное, дипломы и грамоты);
- мотивация (настрой обучающегося на достижение цели).
Формы обучения и виды занятий.
- открытое занятие;
- соревнование, тренировки.
- беседа и др.
Педагогические технологии.
Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Алгоритм учебного занятия:
 приветствие, проверка присутствия обучающихся;
 объявление темы и цели занятия;
 повторение правил техники безопасности, правил поведения на занятии;
 повторение пройденного материала;
 объяснение нового материала;
 опрос по усвоению нового материала;
 практическая работа;
 подведение итогов занятия;
 уборка рабочих мест.
Методические материалы:
Методические разработки:
- раздаточный материал;
- разработки вопросов и заданий для устного и письменного опроса, бесед, конспектов открытых занятий, тестов, практических заданий, упражнений.
Дидактические материалы: инструкции по ТБ, задания, упражнения.

11

2.3 Формы аттестации и контроля
Формы контроля: входной, текущий и итоговый контроль.
Контроль усвоения учебного материала, умений и навыков проходит в течение всего периода обучения.
Входной контроль – проводится при наборе, в виде собеседования и анкетирования, где изучаются отношения обучающегося к выбранной
деятельности, его способности в этой области, личные качества ребенка.
Формы текущего и промежуточного контроля: открытые занятия, соревнования, турниры, чемпионаты.
Формы итогового контроля: итоговое занятие, соревнования, анкетирование.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
По окончании обучения, на основе данных Диагностической карты оценки ЗУН обучающихся, педагог составляет аналитическую справку, в
которой отражает уровень освоения обучающимися Программы. Так же подтверждением успешной реализации Программы являются грамоты, дипломы,
протоколы соревнований, отзывы детей и родителей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов.
Успешной реализации Программы должны способствовать различные виды групповой и индивидуальной работы: открытые занятия,
соревнования, тренировки и т.д.

12

2.4. Список литературы
1. Статья 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 - ФЗ от 29.12.2012 г. (ред. от 17.02.2021 г.)
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 1 июля 2020
года) ;
3. Об образовании в Республике Крым: закон Республики Крым от 6 июля 2015 года № 131-ЗРК/2015 (с изменениями на 10 сентября 2019 года)
4. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»(с
изменениями на 31 июля 2020 года);
5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024 года» ;
6. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. №474 «О национальных целях развития России до 2030 года» ;
7. Национальный проект «Образование»
8. ПАСПОРТ утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам
(протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) ;
9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р ;
10. Концепция развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014
г. № 1726-р ;
11. Федеральный проект «Успех каждого ребенка»
12. ПРИЛОЖЕНИЕ к протоколу заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря 2018 г. № 3;
13. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении
санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодежи»];
14. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» ;
15. Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем развития
дополнительного образования детей» ;
16. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 298н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»].
17. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по
проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» ;
18. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне».
19. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
20. http://www.bibliofond.ru
21. https://yunarmy.ru/
24. https://stat.mil.ru/youtharmy/info.htm
22. https://yunarmy.ru/headquarters/about/
23. https://yunarmy.ru/headquarters/documents/

13

3. Приложения
3.1. Оценочные материалы
Оценочные материалы (Приложение1):
- промежуточная и итоговая проверка качества усвоения знаний и навыков обучающихся осуществляется с помощью системы поэтапных аттестационных
испытаний в процессе обучения за обучающимися;
- диагностическая карта оценки ЗУН по Программе;
- тесты, карты оценки способностей и знаний;
-участие в соревнованиях: городских, республиканских, всероссийских.
- открытые занятия.
Диагностическая карта оценки ЗУН обучающихся по Программе «Юнармия».
Дата проведения диагностики__________________

Сформированность ЗУН
каждого обучающегося в
баллах

Сформированы навыки
огневой подготовки

Сформированы навыки
строевой подготовки

Владеют специальной
подготовкой

ФИО обучающихся
Знают историю своей
страны

№

1
2

ИТОГО
сформированность
ЗУН группы в %

Педагог ДО_________________________
ФИО, подпись

ЗУН по каждому параметру оцениваются по 10 бальной системе, методом наблюдения.
Диагностика проводится не менее трёх раз в год – входная (сентябрь), промежуточная (январь, февраль), итоговая

14

Входное анкетирование
Анкета № 1

Ваша первая мысль - самая важная!
ФИО___________________________________________________________

1

Почему Вы решили посещать занятия? Подчеркните
правильный для Вас ответ

2

Хотите ли Вы служить в армии РФ? Подчеркните
правильный для Вас ответ

3

В каких войсках Вы хотели бы служить? Подчеркните
выбранный Вами ответ

4

Какую помощь Вы можете оказать человеку, попавшему в
трудную жизненную ситуацию?)

5

Что для Вас означает выражение: «Я – Патриот России»?

6

Каким видом спорта Вы занимаетесь, или занимались, или
хотите заниматься?–

Класс ________

возраст____

1. по необходимости;
2. по желанию;
3. от скуки или интереса;
4. другое (напишите)
1. да;
2. нет;
3. не знаю;
4. другое (напишите)
1. сухопутные;
2. десантные;
3. инженерные;
4. танковые;
5. войска связи;
6. ракетно-артелеристские;
7.другие (напишите)
1.моральную (сочувствие, соучастие, советы и т.д.);
2.медицинскую (первую медицинскую помощь);
3.иную (напишите)
Допишите фразу Я – патриот России – это значит, что …….

Занимаюсь –
Занимался (ась) –
Хочу заниматься

15

Входное тестирование и Итоговое тестирование
Тест № 2
ФИО___________________________________________________________

1

2

3

4

5

6

Класс ________

возраст____

Каково основное предназначение вооруженных сил
Российской Федерации?

1.обеспечение военной безопасности РФ;
2.обеспечение целостности границ РФ;
3.развитие новых средств вооружения РФ;
4.занимать лидирующее положение в гонки вооружения в мировом масштабе
Ответ:
С какой целью проводится неполная разборка и сборка 1.для чистки, смазки и осмотра автомата;
автомата Калашникова (АК)?
2.для чистки ствола;
3 для проверки заряжен или не заряжен АК;
4для проверки ствольной коробки.
Ответ
Основные составляющие здорового образа жизни?
1.Выработка твердой мотивации;
2 Режим жизнедеятельности;
3Правильное питание;
3Труд, отдых, сон и питание
Ответ:
Для чего существует манекен «Максим II - 01»
1.Для отработки сердечно-легочной и мозговой реанимации;
2. Наложение шин на места повреждения;
3 Для остановки кровотечения с наложением жгута
Ответ
По какой команде производится построение отделения в
1.«Отделение, в одну шеренгу – становись!»
одну шеренгу?
2.«Отделение – стройся!»
3.«Отделение справа от меня становись!»
4 «Отделение слева стройся!»
Ответ:
Соотнесите даты и события: А.Великая Отечественная
1.22 июня 1941 г. - 9 мая 1945 г.
война Б.Первая Чеченская война В. Афганская война
2.25 декабря 1979 г. - 15 февраля 1989 г.
Г.Вторая Чеченская война
3.27 декабря 1994 г - 31 августа 1996 г.
4. 30 сентября 1999 г. - 15 апреля 2009 г.

16

Ответ:
7

Как Вы считаете, Электронный тир – это наглядное пособие, 1.Научиться стрелять виртуально;
на котором можно
2. Получить навыки меткости;
3.Умение стрелять из пистолета ПМ Макарова и автомата Калашникова;
4.Получение первоначальных навыков по стрельбе.
Ответ:

Согласно тестам (входное и итоговое) можно проанализировать результативность программы " ЮНАРМИЯ "
Тематические тесты определяются, согласно отработанным темам, в ходе проведения занятий

17

3.2. Методические материалы
Методическая литература и методические разработки для обеспеченияобразовательного процесса (Приложение 2):
планы- конспекты отчетных занятий;
годовой план воспитательной
работы;
сценарии воспитательных мероприятий.
Сценарии воспитательных мероприятий.

« Есть такая профессия….»
Цель: создание условий для формирования чувства гордости и патриотизма, активной жизненной позиции, понимания необходимости
защищать Родину в случае опасности.
Задачи:
1.формировать патриотическое отношение к своей стране
2. воспитывать уважение к истории Отечества
3. определить личную позицию каждого ученика к понятию воинский долг.
Оборудование: мультимедиа
Ход мероприятия
Фанфары
Отрывок из фильма
В1. Здравствуйте, уважаемые гости, учителя и ученики.
В2. 3 декабря, в России отмечался День Неизвестного солдата,
В1. 9 декабря – будет отмечаться День Героев Отечества
В.1. А сегодня мы рады приветствовать вас на торжественном мероприятии в рамках информационно – агитационной акции « Есть такая профессия –
Родину защищать!».
В2. Слово предоставляется председателю Керченской организации Союз – Чернобыль, полковнику в отставке Кирилюку Сергею Владимировичу,
учителю ОБЖ в нашей школе.

Вынос знамени, гимны России и Крыма
Слайд №1
В1: Наше Отечество, наша Родина – матушка-Россия. Отечеством мы называем её потому, что здесь жили испокон веков отцы и деды наши.

18

В2. Родиной мы зовём её потому, что здесь мы родились, здесь говорят на родном нам языке и всё здесь для нас родное;
В1.Матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережёт от всяких
врагов.
Песня. Слайд №2
В2. На нашем празднике присутствуют почетные гости:
- Дудаков Василий Андреевич, генерал-майор авиации в отставке. Заместитель председателя общественного совета г. Керчи
- Куприн Эдуард Васильевич, полковник в отставке, выпускник нашей школы 1957 года.
- Полковник Дрижак Александр Григорьевич, исполняющий обязанности военного комиссара города Керчи.
- Полковник Кондратенко Дмитрий Владимирович, командир воинской части №98546
- Старший лейтенант Попов Сергей Алексеевич, заместитель командира роты воинской части №98546
- Левченко Александр Александрович, пенсионер МВД, представитель Севастопольского объединения военно-исторических клубов по реконструкции
военных действий 1939 – 1945 годов.
- Старший лейтенант полиции Шевченко Николай Владимирович, руководитель военно – патриотического поискового объединения ДОСААФ России «
Крымпоиск».
В1.: Мы с вами родились в мирное время, пришли в этот мир, чтобы строить, растить, создавать и любить. Но на долю русского народа выпало много
горя. Становиться на защиту Отечества, русским людям, к сожалению, приходилось очень часто.
Слайд №3
В2: “Защитник Отечества” – такое короткое, но такое емкое словосочетание. Произносим его – и перед мысленным взором встают
дружинники князя Александра Невского,
полки Дмитрия Донского,
моряки и солдаты на галерах и кораблях царя Петра I,
“солдаты-молодцы” Суворова,
партизаны Дениса Давыдова,
красноармейцы Великой Отечественной,
бойцы Советской Армии в Афганистане,
солдаты Российской Армии в Чечне для поддержания Конституционного строя.
Защитники Отечества – сыны Земли родной.
Мужчиной быть – не значит им родиться.
Чтоб стать железом – мало быть рудой.
Необходимо плавиться, и биться,

И непрестанно жертвовать собой.
В1. Слово предоставляется Дудакову Василию Андреевичу, генерал-майору авиации в отставке. Заместителю председателя общественного совета г.
Керчи
Слайд №4

19

В2: В России во все времена военная служба была делом чести, школой мужества и самоотверженности, а к профессии военного всегда относились с
особым почетом и уважением. Обучение в военных вузах России – это всегда престижно и дает отличное образование.
В1. “Военная выправка”, “офицерская честь”, “солдатская доблесть” – это далеко не полный список того, что привлекает молодых людей при
выборе данной профессии.
В2. Однако она не каждому по силам. Для этой профессии очень важны целеустремленность, стойкость духа, умение бороться со всеми трудностями, так
как профессия эта не из легких.
В1. Слово предоставляется Дрижак Александру Григорьевичу, исполняющему обязанности военного комиссара города Керчи.
Слайд №5
В1. В современной жизни далеко не каждый молодой человек выбирает военную службу. И хорошо, что еще остались ребята, которые идут в армию и
понимают, что их долг – служить Родине, и что армия готовит настоящих мужчин. Такие ребята есть и в нашей школе.
В2. Народная память будет бережно хранить подвиги и славу многих поколений защитников Родины. Их мужество и героизм являются для каждого из
нас ярким примером беззаветного служения народу, верности долгу и присяге, любви к Родине.
В1. Слово предоставляется Левченко Александру Александровичу, представителю Севастопольского объединения военно-исторических клубов по
реконструкции военных действий .
Танец – младшие. Слайд №6
В1: Нашему народу веками приходилось вести борьбу с иноземными захватчиками. Древние легенды, летописи, песни, былины сохранили память о тех,
кто стоял на страже Родины, кто защищал в тяжкие годы испытания. А лучшими защитниками во все времена были русские солдаты
В2. Слово предоставляется Шевченко Николаю Владимировичу, руководителю военно – патриотического поискового объединения ДОСААФ России «
Крымпоиск».
Слайд №7
В2. В 1941 году все, от мала до велика, встали на защиту Отечества. Общие жертвы Второй Мировой войны составили 60 млн. человек.
В1. : Много это или мало? Судите сами, если почтить память каждого погибшего минутой молчания нам потребуется 38 лет.

Чтец:
Солдату я слагаю оду,
Был ратный путь его тяжел,
Он все прошел: огонь и воду,
И трубы медные прошел.

Вся в блеске солнца, не в дыму,
Стоит спасенная Россия,
Как вечный памятник ему.

Шагал по вражескому следу
До завершающего дня.
И прочно выковал Победу
Из грома, стали и огня.
И, полная творящей силы,

20

танец Слайд №10
В1: «Солдат войны не выбирает». Солдат, приняв присягу, выполняет свой долг перед
Отечеством
В2. Слово предоставляется - Полковнику Кондратенко Дмитрию Владимировичу, командиру воинской части №98546
В1. Слово предоставляется старшему лейтенанту Попову Сергею Алексеевичу, заместителю командира роты воинской части №98546
Слайд №11
В2.: Существует множество примеров, когда молодые, ещё не познавшие жизни мальчишки, жертвовали собой во имя Родины в мирное время.
В1. Чечня. Наша боль и скорбь. И наши парни погибали там.
В1: Уже в историю уходят события чеченских войн, а сколько жизней унесли эти события, сколько родителей потеряло своих сыновей.
Чтец. Мы с рожденьем не опоздали,
И на нас хватает сейчас
И дорог, безопасных едва ли,
И боёв хватает на нас.
Тишина. Перебор гитарный.
Не за эту ли тишину
Погибают российские парни,
Не по песням узнав про войну.
Слайд №12
В2: В настоящее время, несмотря на определенные трудности, мы можем быть спокойны за мир на нашей земле, за чистое небо над головой, благодаря
настоящим защитникам нашей Родины.
Финальная песня
В1. Слово предоставляется заместителю директора по учебно – воспитательной работе Блинову Игорю Аркадьевичу, исполнявшему интернациональный
долг в республике Куба.

В2. Школа, к выносу знамени – смирно!
Вынос знамени
В1. На этом наше торжественное мероприятие окончено. Спасибо всем за внимание!

21

3.3. Календарно-тематическое планирование (Приложение 3)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым
«Специализированная школа №1 с углубленным изучением английского языка им.В.Дубинина»
Согласовано
Заместитель директора по ВР

Утверждаю
Директор МБОУ г. Керчи РК
СШ №1 им. В. Дубинина
_________________ Е.А. Левкович

___________ С.Г. Громова

Календарно – тематическое планирование
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

«ЮНАРМИЯ»
для обучающихся 6- 9- классов
на 2022/2023 учебный год
Составила
педагог –организатор
Шаповалова О.В.
г.Керчь 2022 г.

22

№

Дата проведения
Тема занятия

Военная история Отечества
1

2

Кол-во часов

План

1

05.09

1

12.09

Примечание (корректировка)

факт

Угроза миру – «Доктрина Трумэна». Создание атомной бомбы в
СССР как способ защиты от ядерного удара.
Наращивание ядерного потенциала. НАТО. Организация
Восточного договора. Создание в СССР межконтинентальной
баллистической ракеты.

3

Первый искусственный спутник Земли. Полет человека в
Космос. Ю.А. Гагарин.

1

19.09

4

«Доктрина Рейгана» – военное и политическое давление на
советские страны.

1

26.09

5

Вторжение США и их союзников в Ирак в 2003 году

1

03.10

6

Военное вмешательство сил международной коалиции в
гражданскую войну в Современные военные конфликты.

1

10.10

7

Вооруженный конфликт в Демократической республике
Афганистан. Ливии

1

17.10

23

8

Борьба России против террористической организации
«Исламское государство».

1

24.10

Специальная подготовка:
9

Виды вооружений, принятых в Российской Федерации и армиях
иностранных государств. Вооружения родов войск Российской
Федерации..

1

07.11

10

Химическое оружие, его виды

1

14.11

11

Противогаз. Биологическое оружие, его виды

1

21.11

12

Ядерное оружие, его виды

1

28.11

13

Чрезвычайные ситуации. Землетрясения. Наводнения.
Эпидемии.

1

05.12

14

Терроризм как угроза человечеству. Теракты на территории
Российской Федерации

1

12.12

15

Террористический акт в Беслане. Правила поведения в
чрезвычайной ситуации и ситуации захвата заложников

1

19.12

16

Перемена направления движения колонны

1

26.12

24

Строевая подготовка
17

Перестроение взвода в походном строю. Перестроение
отделения из развернутого строя в походный и наоборот

1

09.01

18

Повороты в движении. Повороты и движение с
оружиемПовороты и движение с оружием строевым шагом

1

16.01

19

Повороты на месте. Повороты отделения, размыкание и
смыкание на месте и в движении

1

13.11

20

Поочередный выход из строя военнослужащих и зачитка текста
Военной присяги (обязательства)

1

23.01

21

Прохождение торжественным маршем

1

30.01

22

Построение отделения в колонну по одному (по два).
Построение, выравнивание, повороты взвода.

1

06.02

1

13.02

«Огневая подготовка»
23

Законодательство о поведении с оружием

25

24

Техника безопасности при использовании оружия.

1

20.02

25

Техника безопасности при использовании оружия.

1

27.02

1

06.03

26

Строевая подготовка

27

Строевая подготовка

1

13.03

28

Строевая подготовка

1

27.03

29

Строевая подготовка

1

03.04

30

Стрелковое оружие. Материальная часть стрелкового оружия

1

10.04

31

Основы стрельбы. Способы стрельбы

1

24.04

32

Практические стрельбы из стрелкового оружия

1

15.05

33

Разборка и обслуживание автоматического оружия

1

22.05

34

Итоговое занятие.

1

29.05

Итого

34

26

3.4. Лист корректировки (Приложение 4)
Приложение 4
Лист корректировки
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Юнармия»

№

Причина корректировки

Дата

Согласование с зам по УВР
(подпись)

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».