РАССМОТРЕНО на заседании МО начальной школы протокол №4 от 23.08.2024 г. СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР Руководитель МО __________ Г.В. Чаплыгина ___________ Т.А.Секисова 23.08.2024г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ г. Керчи РК СШ №1 им. В. Дубинина ___________ Е.А. Левкович приказ № 382 от 26.08.2024г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ» для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) 2 вариант 1 адаптивный класс (домашнее обучение) на 2024/2025 учебный год Составила: Сергиенко О.Ю.., учитель музыки 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2). Она разработана на основе адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями 2 вариант) МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина. Общая характеристика адаптированной рабочей программы предмета «Музыка и движение» Педагогическая работа с ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество. Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки могут сделать человека неспособным танцеват ь, но музыка побуждает его двигаться каким-то другим способом. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться «пропевать» мелодию доступной ему вокализацией. С учетом этого задача педагога состоит в том, чтобы средствами музыки помочь ребенку научиться воспринимать окружающий мир, сделать его отзывчивым на музыку, научить наслаждаться ею. Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Та ким образом, музыку мы рассматриваем как средство развития, так и средство самореализации ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития. На музыкальных занятиях развивается способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку, музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, творческие способности. Цель музыкального воспитания – эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального опыта в жизни. Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на музыкальных инструментах». Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета: 2 Музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его мира, сделать его отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений. Таким образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональн ой и личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка. Задачи: - знакомить с музыкальными инструментами: барабан, бубен, ксилофон - знакомить с детскими песенками - учить петь индивидуально, подпевая взрослому слоги и слова в знакомых песнях - учить согласовывать движения с началом и концом музыки, менять движения с изменениями музыки - учить играть на простейших детских музыкальных инструментах - учить проявлять эмоции при участии в праздничных утренниках, развлекательных занятиях и досуговой деятельности - развивать чувство ритма, способность реагировать на музыку Коррекционные задачи: - развивать эмоциональную отзывчивость, фонетический слух -корректировать нарушения звукопроизносительной стороны речи, отклонения в интеллектуальном развитии - развивать артикуляционный аппарат, память, внимание, мышление, восприятие - активизировать творческие способности. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане В соответствии с Учебным планом время, отводимое на урок «Музыки и движения» в 1 классе - 66 часов; распределение часов осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 2 ч. Домашнее обучение рассчитано на 1час аудиторно и 1 час самостоятельно изучения предмета в неделю. Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной рабочей программы по предмету «Музыка и движение» Предметные результаты 3 1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально -танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений. - Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах). - Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения. - Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах. - Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре. 2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях. - Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности. - Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности; - Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях, др. Базовые учебные действия. Личностные результаты 1. Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»; 2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности; 3. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ» Личностные планируемые результаты: Физические характеристики персональной идентификации: - определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.); - определяет состояние своего здоровья; Гендерная идентичность 4 - определяет свою половую принадлежность (без обоснования); Возрастная идентификация - определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша); - проявляет уважение к людям старшего возраста. «Уверенность в себе» - осознает, что может, а что ему пока не удается; «Чувства, желания, взгляды» - понимает эмоциональные состояния других людей; - понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.); - проявляет собственные чувства; «Социальные навыки» - умеет устанавливать и поддерживать контакты; - умеет кооперироваться и сотрудничать; - избегает конфликтных ситуаций; - пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов; - использует элементарные формы речевого этикета; - принимает доброжелательные шутки в свой адрес; - охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.); Мотивационно – личностный блок - испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне) - стремится помогать окружающим Биологический уровень - сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.) 5 - сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.) Осознает себя в следующих социальных ролях: - семейно – бытовых; Развитие мотивов учебной деятельности: - проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки); Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь - осознает, что определенные его действия несут опасность для него; Ответственность за собственные вещи - осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате; Экологическая ответственность - не мусорит на улице; - не ломает деревья; Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств: - воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками: - принимает участие в коллективных делах и играх; - принимать и оказывать помощь. Предметные планируемые результаты: - выполняют упражнения для развития певческого дыхания; - пропевают мелодию с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); - слушают музыку (не отвлекаться, слушать произведение до конца); - ритмично двигаются в соответствии с характером музыки; - подыгрывают простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне и др. инструментах. 6 Базовые учебные действия: Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся: - входить и выходить из учебного помещения со звонком; - ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью; - адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); - организовывать рабочее место; - принимать цели и произвольно включаться в деятельность; - следовать предложенному плану и работать в общем темпе; - передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения. Формирование учебного поведения: 1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание): - фиксирует взгляд на звучащей игрушке; - фиксирует взгляд на яркой игрушке; - фиксирует взгляд на движущей игрушке; - переключает взгляд с одного предмета на другой; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики; - фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса; - фиксирует взгляд на изображении; - фиксирует взгляд на экране монитора. 2) умение выполнять инструкции педагога: - понимает жестовую инструкцию; - понимает инструкцию по инструкционным картам; - понимает инструкцию по пиктограммам; 7 - выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения). 3) использование по назначению учебных материалов: - бумаги; - цветной бумаги; - пластилина. 4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию: - выполняет действие способом рука-в-руке; - подражает действиям, выполняемы педагогом; - последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога; - выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога. Формирование умения выполнять задание: 1) в течение определенного периода времени: - способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3 -4 мин. 2) от начала до конца: - при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. 3) с заданными качественными параметрами: - ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д: - ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога; - выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога Содержание рабочей программы по предмету «Музыка и движение» для 1 адаптивного класса Слушание. 8 Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание ( различение) веселой и грустной музыки. Узнавание знакомой песни. Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальны х инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения. Определение музыкального стиля произведения. Слушание (узнавание) оркестра (народных инструментов, симфонических и др.), в исполнении которого звучит музыкальное произвед ение. Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения. Пение. Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков, слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение с соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Различение запева, припева и вступления к песне. Движение под музыку. Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного характера. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание/поднимание предмета, подбрасывание/ловля предмета, взмахивание предметом и т.п. Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики», «пружинка», наклоны головы и др. Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений. Имитация движений животны х. Выполнение движений, соответствующих словам песни. Соблюдение последовательности движений в соответствии с исполняемой ролью при инсценировке песни. Движение в хороводе. Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная ходьба под музыку. Изменение скорости движения под музыку (ускорять, замедлять). Изменение движения при изменении метроритма произведения, при чередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания. Выполнение танцевальных движений в паре с другим танцор ом. Выполнение развернутых движений одного образа. Имитация (исполнение) игры на музыкальных инструментах. Игра на музыкальных инструментах. 9 Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном инструменте. Игра в ансамбле. Технические средства обучения Компьютер ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов) РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ Звучащие игрушки с механическим заводом Звучащие игрушки с кнопочным включением Бубны Синтезатор детский Игрушечный детский металлофон Барабан – музыкальная игрушка Маракасы Молоток музыкальный Музыкальный треугольник Колокольчик Валдайский полированный Ложки деревянный. Дидактические карточки «Музыкальные инструменты» Карточки Домана «Музыкальные инструменты» 10 Говорящий электронный плакат «Музыкальные инструменты» Демонстрационные карточки "Композиторы": Дорожки с различным покрытием Конструкторы деревянные и пластмассовые Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторин га специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период. Перечень мониторинговых работ 1 адаптивный класс (домашнее обучение) № Тема Сроки 1 Оценивание результатов освоения СИПР за 1 полугодие 3 неделя декабря 2 Оценивание результатов освоения СИПР за 2 полугодие 3 неделя апреля 3 Оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций 3 неделя мая ребёнка по итогам учебного года ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ» 1 АДАПТИВНЫЙ КЛАСС (ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ) – 1 раз в неделю: по 1 часу аудиторно, 1 час на самостоятельное изучение 11 (2 часа в неделю) № урока 1-2 Наименование разделов, тем программ «В гостях у кошки» Характеристика видов деятельности обучающихся Учится подпевать повторяющиеся слова Кол-во часов Кол-во часов аудит орно Само ст. 2 1 1 2 1 1 Дата проведения план факт («мяу-мяу»). 3-4 «Музыкальная шкатулка» Учиться узнавать звучание музыкальных инструментов. 5-6 «Разноцветные зонтики» Двигается стайкой в указанном направлении. 2 1 1 7-8 «В осеннем лесу» Прослушивает мелодии различного характера 2 1 1 9-10 «У медведя во бору» Подпевает взрослому повторяющиеся слова; 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 учится узнавать знакомые песни и эмоционально откликаться на них. 11-12 «Осенний теремок» Учиться узнавать звучание музыкальных инструментов. 13-14 «Цок, Цок, лошадка!» Учиться ритмично выполнять движения, сохраняя правильную осанку. 15-16 «Первые снежинки» Выполняет простейшие игровые движения с предметами. 17-18 «Бабушка Зима» Узнает мелодии знакомых песен и называет их, различает музыку. 19-20 21-22 «Нарядная елочка» Подпевает несложные песни, сопровождая 12 пение жестами. 23-24 «Новогодний хоровод» Учиться подпевать повторяющиеся слова. 2 1 1 25-26 «Много снега намело» Учиться узнавать звучание музыкальных 2 1 1 2 1 1 инструментов. 27-28 «Утро в лесу» Прослушивает мелодии различного характера. 29-30 «День рождения Зайки» Учиться подпевать повторяющиеся слова. 2 1 1 31-32 «Голубые санки» Прослушивает мелодии различного 2 1 1 2 1 1 2 1 1 характера. 33-34 «Снеговик и елочка» Учиться ориентироваться в пространстве (умение двигаться стайкой в указанном направлении). 35-36 «Лепим мы Снеговика» Прослушивание мелодии различного характера. 37-38 «Колобок-музыкант» Учиться подпевать повторяющиеся слова. 2 1 1 39-40 «Оладушки у Бабушки» Учиться ориентироваться в пространстве 2 1 1 2 1 1 2 1 1 (умение двигаться стайкой в указанном направлении). 41-42 «Бабушка Маруся» Прослушивает мелодии различного характера. 43-44 «Подарок для мамы» Учиться ориентироваться в пространстве (умение двигаться стайкой в указанном направлении). 13 45-46 «Улыбнулось Солнышко» Прослушивает мелодии различного 2 1 1 2 1 1 Учиться подпевать повторяющиеся слова. 2 1 1 Прослушивает мелодии различного 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 характера. 47-48 «Заюшкина избушка» Подпевает взрослому повторяющиеся слова; учиться узнавать знакомые песни и эмоционально откликаться на них. 49-50 «Как Петушок Солнышко разбудил» 51-52 «Пришла весна» характера. 53-54 « Петушок и курочка» Подпевает взрослому повторяющиеся слова; учится узнавать знакомые песни и эмоционально откликаться на них. 55-56 «Весенние кораблики» Подпевает взрослому повторяющиеся слова; учится узнавать знакомые песни и эмоционально откликаться на них. 57-58 «Зазвенели ручейки» Прослушивает мелодии различного характера. 59-60 «Птичка-невеличка» Подпевает взрослому повторяющиеся слова; учится узнавать знакомые песни и эмоционально откликаться на них. 61-62 «Добрый Жук» Учиться ориентироваться в пространстве (умение двигаться стайкой в указанном направлении). 14 63-64 «Тимошкина машина» Учиться узнавать звучание музыкальных 2 1 1 2 1 1 66 33 33 инструментов. 65-66 «Веселый оркестр» Учиться подпевать повторяющиеся слова. Всего часов 15