АРП музыка и движение 1 класс

РАССМОТРЕНО
на заседании МО начальной школы
протокол №4 от 23.08.2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

Руководитель МО

__________ Г.В. Чаплыгина

___________ Т.А.Секисова

23.08.2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ г. Керчи РК
СШ №1 им. В. Дубинина
___________ Е.А. Левкович
приказ № 382 от 26.08.2024г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»
для обучающегося с умеренной умственной отсталостью
(интеллектуальные нарушения) 2 вариант
1 адаптивный класс (домашнее обучение)
на 2024/2025 учебный год

Составила: Сергиенко О.Ю.., учитель музыки

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями

(вариант 2). Она разработана на основе адаптированная основная общеобразовательная программа

обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями 2 вариант)

МБОУ г.Керчи РК СШ№1

им.В.Дубинина.
Общая характеристика адаптированной рабочей программы предмета «Музыка и движение»
Педагогическая работа с ребенком с умственной отсталостью, с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество.
Одним из важнейших средств в этом процессе является музыка. Физические недостатки могут сделать человека неспособным танцеват ь, но
музыка побуждает его двигаться каким-то другим способом. У человека может отсутствовать речь, но он, возможно, будет стремиться
«пропевать» мелодию доступной ему вокализацией. С учетом этого задача педагога состоит в том, чтобы средствами музыки помочь ребенку
научиться воспринимать окружающий мир, сделать его отзывчивым на музыку, научить наслаждаться ею.
Участие ребенка в музыкальных выступлениях способствует его самореализации, формированию чувства собственного достоинства. Та ким
образом, музыку мы рассматриваем как средство развития, так и средство самореализации ребенка с тяжелыми и множественными
нарушениями развития. На музыкальных занятиях развивается способность эмоционально воспринимать и воспроизводить музыку,
музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память, творческие способности.
Цель музыкального воспитания – эмоционально-двигательная отзывчивость на музыку и использование приобретенного музыкального
опыта в жизни. Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание», «Пение», «Движение под музыку», «Игра на
музыкальных инструментах».
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

2

Музыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его мира, сделать его отзывчивым на музыкальный
ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений. Таким образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональн ой и
личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка.
Задачи:
- знакомить с музыкальными инструментами: барабан, бубен, ксилофон
- знакомить с детскими песенками
- учить петь индивидуально, подпевая взрослому слоги и слова в знакомых песнях
- учить согласовывать движения с началом и концом музыки, менять движения с изменениями музыки
- учить играть на простейших детских музыкальных инструментах
- учить проявлять эмоции при участии в праздничных утренниках, развлекательных занятиях и досуговой деятельности
- развивать чувство ритма, способность реагировать на музыку
Коррекционные задачи:
- развивать эмоциональную отзывчивость, фонетический слух
-корректировать нарушения звукопроизносительной стороны речи, отклонения в интеллектуальном развитии
- развивать артикуляционный аппарат, память, внимание, мышление, восприятие
- активизировать творческие способности.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с Учебным планом время, отводимое на урок «Музыки и движения» в 1 классе - 66 часов; распределение часов
осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 2 ч. Домашнее обучение рассчитано на 1час аудиторно и 1 час самостоятельно
изучения предмета в неделю.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
адаптированной рабочей программы по предмету «Музыка и движение»
Предметные результаты
3

1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных
инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально -танцевальных,
вокальных и инструментальных выступлений.
- Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).
- Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные движения.
- Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах.
- Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
- Умение проявлять адекватные эмоциональные реакции от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
- Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной деятельности;
- Умение использовать полученные навыки для участия в представлениях, концертах, спектаклях, др. Базовые учебные действия.
Личностные результаты
1.

Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;

2.

Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности;

3.

Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и

социальной частей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
4

- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных
панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
5

- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Предметные планируемые результаты:
- выполняют упражнения для развития певческого дыхания;
- пропевают мелодию с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
- слушают музыку (не отвлекаться, слушать произведение до конца);
- ритмично двигаются в соответствии с характером музыки;
- подыгрывают простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне и др. инструментах.
6

Базовые учебные действия:
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой
обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
7

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3 -4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному
курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием
занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога
Содержание рабочей программы по предмету «Музыка и движение» для 1 адаптивного класса
Слушание.
8

Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала и конца звучания музыки. Слушание (различение)
быстрой, умеренной, медленной музыки. Слушание (различение) колыбельной песни и марша. Слушание ( различение) веселой и грустной
музыки. Узнавание знакомой песни. Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на разных музыкальны х
инструментах. Слушание (различение) сольного и хорового исполнения произведения. Определение музыкального стиля произведения.
Слушание (узнавание) оркестра (народных инструментов, симфонических и др.), в исполнении которого звучит музыкальное произвед ение.
Соотнесение музыкального образа с персонажем художественного произведения.
Пение.
Подражание характерным звукам животных во время звучания знакомой песни. Подпевание отдельных или повторяющихся звуков,
слогов и слов. Подпевание повторяющихся интонаций припева песни. Пение слов песни (отдельных фраз, всей песни). Выразительное пение
с соблюдением динамических оттенков. Пение в хоре. Различение запева, припева и вступления к песне.
Движение под музыку.
Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на другую. Начало движения вместе с началом
звучания музыки и окончание движения по ее окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение, приседание под музыку разного
характера. Выполнение под музыку действия с предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание/поднимание предмета,
подбрасывание/ловля предмета, взмахивание предметом и т.п. Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики»,
«пружинка», наклоны головы и др. Соблюдение последовательности простейших танцевальных движений. Имитация движений животны х.
Выполнение движений, соответствующих словам песни. Соблюдение последовательности движений в соответствии с исполняемой ролью
при инсценировке песни. Движение в хороводе. Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе. Ритмичная ходьба под
музыку. Изменение скорости движения под музыку (ускорять, замедлять). Изменение движения при изменении метроритма произведения,
при чередовании запева и припева песни, при изменении силы звучания. Выполнение танцевальных движений в паре с другим танцор ом.
Выполнение развернутых движений одного образа. Имитация (исполнение) игры на музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах.
9

Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов, сходных по звучанию музыкальных инструментов.
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на музыкальном инструменте.
Сопровождение мелодии игрой на музыкальном инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном инструменте.
Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Сопровождение мелодии ритмичной игрой на музыкальном
инструменте. Игра в ансамбле.
Технические средства обучения


Компьютер



ЭОР (разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Звучащие игрушки с механическим заводом
Звучащие игрушки с кнопочным включением
Бубны
Синтезатор детский
Игрушечный детский металлофон
Барабан – музыкальная игрушка
Маракасы
Молоток музыкальный
Музыкальный треугольник
Колокольчик Валдайский полированный
Ложки деревянный.
Дидактические карточки «Музыкальные инструменты»
Карточки Домана «Музыкальные инструменты»
10

Говорящий электронный плакат «Музыкальные инструменты»
Демонстрационные карточки "Композиторы":
Дорожки с различным покрытием
Конструкторы деревянные и пластмассовые
Средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР, разработанной на основе АООП
образовательной организации.
Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций
ребёнка по итогам учебного года. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторин га
специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР.
Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики
за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Перечень мониторинговых работ 1 адаптивный класс (домашнее обучение)
№

Тема

Сроки

1

Оценивание результатов освоения СИПР за 1 полугодие

3 неделя декабря

2

Оценивание результатов освоения СИПР за 2 полугодие

3 неделя апреля

3

Оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций

3 неделя мая

ребёнка по итогам учебного года
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»
1 АДАПТИВНЫЙ КЛАСС (ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ) – 1 раз в неделю: по 1 часу аудиторно, 1 час на самостоятельное изучение
11

(2 часа в неделю)
№
урока

1-2

Наименование разделов,
тем программ

«В гостях у кошки»

Характеристика видов деятельности
обучающихся

Учится подпевать повторяющиеся слова

Кол-во
часов

Кол-во часов
аудит
орно

Само
ст.

2

1

1

2

1

1

Дата
проведения
план

факт

(«мяу-мяу»).
3-4

«Музыкальная шкатулка»

Учиться узнавать звучание музыкальных
инструментов.

5-6

«Разноцветные зонтики»

Двигается стайкой в указанном направлении.

2

1

1

7-8

«В осеннем лесу»

Прослушивает мелодии различного характера

2

1

1

9-10

«У медведя во бору»

Подпевает взрослому повторяющиеся слова;

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

учится узнавать знакомые песни и
эмоционально откликаться на них.
11-12

«Осенний теремок»

Учиться узнавать звучание музыкальных
инструментов.

13-14

«Цок, Цок, лошадка!»

Учиться ритмично выполнять движения,
сохраняя правильную осанку.

15-16

«Первые снежинки»

Выполняет простейшие игровые движения с
предметами.

17-18

«Бабушка Зима»

Узнает мелодии знакомых песен и называет
их, различает музыку.

19-20
21-22

«Нарядная елочка»

Подпевает несложные песни, сопровождая

12

пение жестами.
23-24

«Новогодний хоровод»

Учиться подпевать повторяющиеся слова.

2

1

1

25-26

«Много снега намело»

Учиться узнавать звучание музыкальных

2

1

1

2

1

1

инструментов.
27-28

«Утро в лесу»

Прослушивает мелодии различного
характера.

29-30

«День рождения Зайки»

Учиться подпевать повторяющиеся слова.

2

1

1

31-32

«Голубые санки»

Прослушивает мелодии различного

2

1

1

2

1

1

2

1

1

характера.
33-34

«Снеговик и елочка»

Учиться ориентироваться в пространстве
(умение двигаться стайкой в указанном
направлении).

35-36

«Лепим мы Снеговика»

Прослушивание мелодии различного
характера.

37-38

«Колобок-музыкант»

Учиться подпевать повторяющиеся слова.

2

1

1

39-40

«Оладушки у Бабушки»

Учиться ориентироваться в пространстве

2

1

1

2

1

1

2

1

1

(умение двигаться стайкой в указанном
направлении).
41-42

«Бабушка Маруся»

Прослушивает мелодии различного
характера.

43-44

«Подарок для мамы»

Учиться ориентироваться в пространстве
(умение двигаться стайкой в указанном
направлении).

13

45-46

«Улыбнулось Солнышко»

Прослушивает мелодии различного

2

1

1

2

1

1

Учиться подпевать повторяющиеся слова.

2

1

1

Прослушивает мелодии различного

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

характера.
47-48

«Заюшкина избушка»

Подпевает взрослому повторяющиеся слова;
учиться узнавать знакомые песни и
эмоционально откликаться на них.

49-50

«Как Петушок Солнышко
разбудил»

51-52

«Пришла весна»

характера.
53-54

« Петушок и курочка»

Подпевает взрослому повторяющиеся слова;
учится узнавать знакомые песни и
эмоционально откликаться на них.

55-56

«Весенние кораблики»

Подпевает взрослому повторяющиеся слова;
учится узнавать знакомые песни и
эмоционально откликаться на них.

57-58

«Зазвенели ручейки»

Прослушивает мелодии различного
характера.

59-60

«Птичка-невеличка»

Подпевает взрослому повторяющиеся слова;
учится узнавать знакомые песни и
эмоционально откликаться на них.

61-62

«Добрый Жук»

Учиться ориентироваться в пространстве
(умение двигаться стайкой в указанном
направлении).

14

63-64

«Тимошкина машина»

Учиться узнавать звучание музыкальных

2

1

1

2

1

1

66

33

33

инструментов.
65-66

«Веселый оркестр»

Учиться подпевать повторяющиеся слова.
Всего часов

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».