АРП окружающий социальный мир 1 класс

РАССМОТРЕНО
на заседании МО начальной школы
протокол №4 от 23.08.2024 г.

СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР

Руководитель МО

__________ Г.В. Чаплыгина

___________ Т.А.Секисова

23.08.2024г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ г. Керчи РК
СШ №1 им. В. Дубинина
___________ Е.А. Левкович
приказ № 382 от 26.08.2024г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК»
для обучающегося с умеренной умственной отсталостью
(интеллектуальные нарушения) 2 вариант
1 адаптивный класс (домашнее обучение)
на 2024/2025 учебный год

Составила: КиселеваЕ.В., учитель

1

Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа «Окружающий социальный мир» предназначена для учащихся 1 класса (вариант 2),
составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2). Она разработана на основе адаптированная основная общеобразовательная
программа обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями 2 вариант) МБОУ г.Керчи РК СШ№1
им.В.Дубинина.

Дети с тяжелыми и множественными нарушениями из–за различных особенностей физического, интеллектуального,
эмоционального развития испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета
«Окружающий социальный мир» позволяет формировать у них осмысленное восприятие социальной действительности, научить
включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель программы – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и
общепринятых правилах поведения у учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой степенью умственной отсталости по второму
варианту.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, об электробытовых
приборах, о транспорте; о праздниках.
2. Формирование о функциональном назначении окружающих предметов.
3. Формирование представлений об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной
жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
4. Отработка умений вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
5. Развитие межличностных и групповых отношений.
Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формыработы, как
фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является
фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода.

2

При проведении уроков по предмету «Окружающий социальный мир» предполагается использование следующих
методов:словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, технических
средств), практический (упражнения, практические работы).
При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую
программу предмета «Окружающий социальный мир» вносится корректировка с учетом технических средств обучения
(персональный компьютер ученика, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – WhatsApp, платформа Zoom) для
определения способов офлайн и онлайн взаимодействия.
Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала.
Составляются файлы-задания, разрабатывается дидактический материал. Для осуществления контроля качества полученных
знаний разрабатывается контрольно-измерительный материал: онлайн-тесты, опросники, задания для контрольных и
самостоятельных работ в дистанционном режиме.
При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов:
 образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»;
 ВК сообщество, Коррекционная педагогика. ОВЗ. ФГОС;
 ВК сообщество, Дети и родители;
 ВК сообщество, TUTOR TIME;
 ВК сообщество, «Сундучок» для педагогов и родителей;
 ВК сообщество, Дефектология Проф;
 ВК сообщество, Дефектолог. BY;
 ВК сообщество, коррекционный педагог – эксперт;
 ВК сообщество, Педагогическая копилка;
 Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний и умений, направленных на
социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного
уровня самостоятельности. Содержание материала является основой формирования представлений, умений и навыков по
предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд (технология)» и др.

3

Занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (поликлиника, магазин, парикмахерская,
кинотеатр). Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению,
наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Программа «Окружающий социальный мир» представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Предметы
быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Традиции и обычаи».
Обучающие задачи по разделу:
 «Квартира, дом, двор» направлены на формирование умения сообщать свой адрес, представленияо планировке
помещений квартиры (дома),о местах общего пользования в доме, о территории двора;
 «Предметы быта»направлены на формированиепредставленияоб электробытовых приборах, опредметах интерьера;
 «Школа»направлены на формирование представления о себе как члене коллектива класса, о дружеских
взаимоотношениях, о профессиональной деятельности людей, работающих в школе;
 «Предметы и материалы, изготовленные человеком»направлены на формированиепредставления о предметах,
изготовленных из бумаги, дерева, резины и стекла;
 «Город»направлены на формированиеумения соблюдать правила поведения в общественных местах, представления
о зданиях родного города, о профессиональной деятельности людей, работающих в городских учреждениях;
 «Транспорт»направлены на формированиепредставленияо специальном транспорте, о профессиональной
деятельности людей, работающих на специальном транспорте;
 «Традиции и обычаи»направлены на формированиепредставления о праздниках.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» входит в предметную область «Окружающий мир» обязательной части
учебного плана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с планом АООП и годовым
календарным графиком МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина на 2024-2025 учебный год программа рассчитана на 33 часа
в год (1 час в неделю).
Примерные планируемые результаты освоения программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его

4

психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:

основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как
«Я»;

социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

формирование уважительного отношения к окружающим;

освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
















Возможные предметные результаты
Узнавать и различать помещения школы,
Знать назначения помещений школы
Узнавать и различать классную комнату, окружающие предметы в классе.
Узнавать и различать учащихся и педагогов, работающих в классе.
Учить узнавать и различать школьные принадлежности.
Узнавать и различать предметы, изготовленные из бумаги.
Узнавать и различать предметы, изготовленные из дерева.
Узнавать и различать предметы, изготовленные из стекла
Узнавать и различать предметы, изготовленные из резины.
Учить узнавать (различать) предметы мебели: стол, стул, диван, шкаф, кровать).
Учить узнавать (различать) предметы посуды.
Учить узнавать, различать предметы кухонного инвентаря: разделочная доска, половник.
Узнавать и различать атрибуты и праздник Новый год.
Учить узнавать и различать электроприборы - телевизор, утюг, настольная лампа, обогреватель; соблюдать элементарные
правила техники безопасности.
Узнавать и различать части дома.
5












узнавать и различать типы домов: одноэтажные и многоэтажные.
узнавать и различать помещения (комнаты) квартиры (дома).
узнавать и различать упаковки с напитком (чай, сок, квас).
узнавать и различать упаковки с молочным продуктом (молоко, йогурт, творог).
узнавать и различать готовые мясные продукты - колбаса.
Узнавать и различать наземный транспорт.
Узнавать и различать водный транспорт.
Узнавать и различать воздушный транспорт.
узнавать и различать части территории улицы (проезжая часть, тротуар)
узнавать и различать профессии людей, особенностями их деятельности, отдельными орудиями труда (учитель – указка,
книга; врач – градусник, бинт; повар – половник, кастрюля).
 Уметь соблюдать правила поведения в общественных местах города.
Изучение предмета «Окружающий социальный мир» 1 классе направлено на формирование следующих базовых учебных
действий.
Личностные результаты:
 осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями;
 осознание себя как одноклассника, друга;
 самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
 готовность к безопасному и бережному поведению в обществе.
Коммуникативные результаты:
 вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
 использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
 обращаться за помощью и принимать помощь;
 слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
Регулятивные результаты:
 входить и выходить из учебного помещения со звонком;
 ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения);
 пользоваться учебной мебелью;

6

 передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
 адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
 работать с учебными принадлежностями;
 следовать предложенному плану, работать в общем темпе.
Познавательные результаты:
 сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
 пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями;
 наблюдать;
 работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Методы диагностики и критерии результативности
Во время обучения в первом классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только
качественную оценку. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной
деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным
руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и
одноклассниками.
В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов.
Диагностика достижения предметных результатов по предмету «Окружающий социальный мир» проводится в 3 этапа:
1 этап – сентябрь (стартовая диагностика)
2 этап – январь (промежуточная диагностика)
3 этап – май (итоговая диагностика)
Результат оцениваются по следующим критериям:
5 баллов - выполняет действие самостоятельно,
4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или неверб.),
3 балла - выполняет действие по образцу,
2 балла - выполняет действие с частичной физической помощью,
1 балл - выполняет действие со значительной физической помощью,
0 баллов - действие не выполняет.
Полученные данные заносятся в карту развития.
7

Диагностика сформированности базовых учебных действий проводится в 3 этапа:
1 этап – сентябрь (стартовая диагностика)
2 этап – январь (промежуточная диагностика)
3 этап – май (итоговая диагностика)
Оценка базовых учебных действий оцениваются по следующим критериям:
0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с
учителем;
1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому
указанию учителя, при необходимости требует оказание помощи;
2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его
самостоятельно;
3 балла - способен самостоятельно выполнить действие в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки,
которые исправляет по прямому указанию учителя;
4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по
замечанию учителя;
5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Полученные данные заносятся в таблицу фиксации
результатов сформированности БУД.
Тематический план
№ п/п
1
2
3
4
5
6.
7.
8.

Наименование разделов
Школа.
Квартира, дом, двор.
Транспорт.
Продукты питания
Предметы быта
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Город
Традиции и обычаи

Всего
часов
8 часов
3 часа
3 часа
3 часа
4 часа
4 часа
4 часов
3 часа

8

Итого 33 часа
Содержание предмета.
Школа.
Здравствуй, школа! Помещения школы.Классная комната.Я в классе.Кто меня учит?Я ученик!Мои учебные вещи.
Квартира, дом, двор.
Дом, части дома. Типы домов: одноэтажный и многоэтажный. Помещения (комнаты) квартиры (дома).
Транспорт.
Наземный транспорт. Водный транспорт. Воздушный транспорт.
Продукты питания
Узнавание и различение упаковок с напитком.Узнавание и различение упаковок с молочным продуктом.Мясные готовые
продукты – колбаса.
Предметы быта
Предметы мебели (стол, стул, диван, шкаф, кровать).Предметы посуды (тарелка, стакан, ложка, вилка, кастрюля, чайник,
сковорода).Кухонный инвентарь: разделочная доска, половник.Электробытовые приборы. Правила техники безопасности.
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Бумажные предметы.Деревянные предметы.Стеклянные предметы.Резиновые предметы
Город
Улица. Профессии (учитель, врач, повар).Правила поведения в общественных местах.
Традиции и обычаи
Праздник Новый год.Праздник мам.

9

Программно-методическое обеспечение:
 комплект рабочих тетрадей -Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!»: «Я в семье», «Я – ребёнок».
 «Ступеньки грамоты» ч. 1 и 2., авторы: Н.В. Гальская, Л.М. Сахар.
 пособие для детей с особенностями психофизического развития«Я и окружающий мир», авторы: Т.В. Демьяненок,
Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.
Материально-техническое обеспечение: натуральные объекты, муляжи, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с
изображением объектов, действий, правил поведения; технические средства обучения: ноутбук.
Используемая литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью;
2. примерная адаптированная основная образовательная программа, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью (вариант 2).

10

Календарно- тематическое планирование по предмету «окружающий социальный мир» 1 класс
1 четверть (8 часов)
1 час в неделю
№
Тема урока
Цель урока
Виды деятельности
Кол-во
Дата
урока
часов планир фактич
Школа – 8 часов
1
Здравствуй, школа!
Ввести детей в школьную
Работа с демонстрационным 1ч
жизнь и учебную деятельность, материалом, предметными
вызвать у детей познавательный и сюжетными картинками,
интерес, желание учиться
игровые упражнения
2
Помещения школы.
Познакомить с помещениями
Экскурсия по школе,
1ч
школы, их назначением.
Работа с демонстрационным
материалом, предметными
и сюжетными картинками,
игровые упражнения.
3
Классная комната
Познакомить с классной
Работа с демонстрационным 1ч
комнатой, с окружающими
материалом, предметными
предметами в классе.
и сюжетными картинками,
игровые упражнения.
4
Я в классе
Формировать представление о
Работа с демонстрационным 1ч
деятельности детей в школе.
материалом, предметными
и сюжетными картинками,
игровые упражнения.
5
Кто меня учит
Формировать представление о
Работа с демонстрационным 1ч
деятельности педагога в школе. материалом, предметными
и сюжетными картинками,
игровые упражнения,
пиктограммами.
6
Я ученик!
Формировать представление о
Просмотр презентации,
1ч.
11

7-8

Мои учебные вещи

себе как об обучающемся в
коллективе.
Учить узнавать и различать
школьные принадлежности.

игры на сплочение
коллектива.
Работа с демонстрационным 2 ч
материалом, предметными
и сюжетными картинками,
индивидуальной карточкой,
игровые упражнения.

Календарно - тематическое планирование по предмету «окружающий социальный мир» 1 класс
2 четверть (7 часов)
1 час в неделю
№
Тема урока
Цель урока
Виды деятельности
КолДата
п\п
во
планир фактич
часов
Предметы и материалы, изготовленные человеком–4 часа
1
Бумажные предметы.
Познакомить с предметами,
Работа с предметными
1
изготовленные из бумаги, со
картинками, предметами,
свойствами бумаги.
дидактическими карточками,
индивидуальной карточкой
2
Деревянные предметы.
Познакомить с предметами,
Работа с предметными
1
изготовленными из дерева,
картинками, предметами,
со свойствами дерева.
дидактическими карточками,
индивидуальной карточкой
3
Стеклянные предметы.
Познакомить с предметами,
Работа с предметными
1
изготовленными из стекла
картинками, предметами,
со свойствами стекла.
дидактическими карточками,
индивидуальной карточкой
4.
Резиновые предметы
Познакомить с предметами,
Работа с предметными
1
изготовленными из резины,
картинками, предметами,
12

со свойствами резины.

5.

6.

7.

дидактическими карточками,
индивидуальной карточкой
Предметы быта – 2 часа
Предметы мебели (стол,
Учить узнавать (различать)
Работа с демонстрационным
стул, диван, шкаф, кровать). предметы мебели: стол, стул,
материалом, предметными и
диван, шкаф, кровать).
сюжетными картинками,
индивидуальной карточкой,
игровые упражнения.
Предметы посуды (тарелка, Учить узнавать (различать)
Работа с демонстрационным
стакан, ложка, вилка,
предметыпосуды.
материалом, предметными и
кастрюля, чайник,
сюжетными картинками,
сковорода).
индивидуальной карточкой,
игровые упражнения.
Праздники, традиции – 1 час
Праздник Новый год.
Познакомить с традициями и
Работа с презентацией,
атрибутами для празднования
картинками, просмотр
праздника Новый год.
мультфильма про Новый год.

1

1

1

Календарно - тематическое планирование по предмету «окружающий социальный мир» 1 класс
3 четверть (10 часов)
1 час в неделю
№
Тема урока
Цель урока
Виды деятельности
КолДата
п\п
во
планир фактич
часов
Предметы быта – 2 часа
1
Электробытовые приборы.
Учить узнавать и различать
Работа с демонстрационным
1
Правила техники
электроприборы - телевизор,
материалом, предметными и
13

безопасности.

2

Кухонный инвентарь:
разделочная доска,
половник.

3

Дом, части дома

4

Типы домов: одноэтажный
и многоэтажный

5

Помещения (комнаты)
квартиры (дома).

6

Узнавание и различение
упаковок с напитком.

7

Узнавание и различение
упаковок с молочным
продуктом.

утюг, настольная лампа,
обогреватель; учить соблюдать
правила техники безопасности.
Учить узнавать, различать
предметы кухонного инвентаря.

сюжетными картинками,
индивидуальной карточкой,
игровые упражнения.
Работа с демонстрационным
материалом, предметными и
сюжетными картинками,
индивидуальной карточкой,
игровые упражнения.
Квартира, дом, двор – 3 часа
Познакомить со строением
Работа с демонстрационным
дома, его частями, учить
материалом, предметными и
различать и называть их.
сюжетными картинками,
индивидуальной карточкой.
Учить узнавать и различать
Работа с демонстрационным
типы домов: одноэтажные и
материалом, предметными и
многоэтажные.
сюжетными картинками,
индивидуальной карточкой.
Учить узнавать и различать
Работа с демонстрационным
помещения (комнаты) квартиры материалом, предметными и
(дома).
сюжетными картинками,
индивидуальной карточкой.
Продукты питания – 3 часа
Учить узнавать и различать
Работа с дидактическими
упаковки с напитком (чай, сок, карточками, индивидуальной
квас).
карточкой
Учить узнавать и различать
Просмотр видеоматериала,
упаковки с молочным
работа с дидактическими
продуктом (молоко, йогурт,
карточками, индивидуальной
творог).
карточкой

1

1

1

1

1

1

14

8

Мясные готовые продукты
– колбаса.

9

Праздник мам.

10

Обобщение материала по
изученным темам

Учить узнавать и различать
готовые мясные продукты колбаса.

Просмотр видеоматериала,
работа с дидактическими
карточками, индивидуальной
карточкой
Традиции, обычаи – 2 часа
Познакомить с праздником,
Просмотр видеоматериала,
признаками и атрибутами
работа с дидактическими
праздника; принять участие в
карточками, разрезными
изготовлении подарка,
картинками, индивидуальной
карточкой
Закрепить знания по изученным Работа с предметными и
темам.
сюжетными картинками, по
карточке

1

1

1

Календарно - тематическое планирование по предмету «окружающий социальный мир» 1 класс
4 четверть (9 часов)
1 час в неделю
№
Тема урока
Цель урока
Виды деятельности
КолДата
п\п
во
планир фактич
часов
Транспорт – 3 часа
1
Наземный транспорт
Познакомить с наземным
Работа с демонстрационным
1
транспортом, его назначением. материалом, предметными и
сюжетными картинками,
индивидуальной карточкой,
игровые упражнения.
2
Водный транспорт
Познакомить с водным
Работа с демонстрационным
1
транспортом, его назначением. материалом, предметными и
15

3

Воздушный транспорт

4-5 Улица

6

Профессии (учитель, врач,
повар).

7

Правила поведения в
общественных местах.

сюжетными картинками,
индивидуальной карточкой,
игровые упражнения.
Познакомить с воздушным
Работа с демонстрационным
транспортом, его назначением. материалом, предметными и
сюжетными картинками,
индивидуальной карточкой,
игровые упражнения.
Город – 5 часов
Учить узнавать и различать
Работа с демонстрационным
части территории улицы
материалом, предметными и
(проезжая часть, тротуар)
сюжетными картинками,
разрезными картинками,
индивидуальной карточкой,
игровые упражнения.
Познакомить с профессиями
Работа с демонстрационным
людей, особенностями их
материалом, предметными и
деятельности, отдельными
сюжетными картинками,
орудиями труда (учитель –
индивидуальной карточкой,
указка, книга; врач –
игровые упражнения.
градусник, бинт; повар –
половник, кастрюля), учится
называть профессии,
соотносить с действиями.
Познакомить с правилами
Работа с демонстрационным
поведения в общественных
материалом, предметными и
местах города.
сюжетными картинками,
индивидуальной карточкой,
игровые упражнения.

1

2

1

1

16

8

Закрепление пройденного
материала.

Проверить уровень знаний
учащихся по изученным темам.

Работа с предметными и
сюжетными картинками,
презентацией, по карточке.

1

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».