РАССМОТРЕНО на заседании МО начальной школы протокол №4 от 23.08.2024 г. СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР Руководитель МО __________ Г.В. Чаплыгина ___________ Т.А.Секисова 23.08.2024г. УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ г. Керчи РК СШ №1 им. В. Дубинина ___________ Е.А. Левкович приказ № 382 от 26.08.2024г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК» для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения) 2 вариант 1 адаптивный класс (домашнее обучение) на 2024/2025 учебный год Составила: КиселеваЕ.В., учитель 1 Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа «Окружающий социальный мир» предназначена для учащихся 1 класса (вариант 2), составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2). Она разработана на основе адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями 2 вариант) МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина. Дети с тяжелыми и множественными нарушениями из–за различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет формировать у них осмысленное восприятие социальной действительности, научить включаться на доступном уровне в жизнь общества. Цель программы – формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения у учащихся с умеренной, тяжелой или глубокой степенью умственной отсталости по второму варианту. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: 1. Формирование первоначальных представлений о мире, созданном человеком: о доме, школе, об электробытовых приборах, о транспорте; о праздниках. 2. Формирование о функциональном назначении окружающих предметов. 3. Формирование представлений об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей. 4. Отработка умений вести себя согласно общепринятым нормам поведения. 5. Развитие межличностных и групповых отношений. Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формыработы, как фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. 2 При проведении уроков по предмету «Окружающий социальный мир» предполагается использование следующих методов:словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, технических средств), практический (упражнения, практические работы). При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных образовательных технологий в рабочую программу предмета «Окружающий социальный мир» вносится корректировка с учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика, выход в интернет, электронная почта, мессенджер – WhatsApp, платформа Zoom) для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия. Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие осознанное восприятие учебного материала. Составляются файлы-задания, разрабатывается дидактический материал. Для осуществления контроля качества полученных знаний разрабатывается контрольно-измерительный материал: онлайн-тесты, опросники, задания для контрольных и самостоятельных работ в дистанционном режиме. При составлении уроков адаптируется материал основных образовательных порталов: образовательный портал России «ИНФОУРОК. ру»; ВК сообщество, Коррекционная педагогика. ОВЗ. ФГОС; ВК сообщество, Дети и родители; ВК сообщество, TUTOR TIME; ВК сообщество, «Сундучок» для педагогов и родителей; ВК сообщество, Дефектология Проф; ВК сообщество, Дефектолог. BY; ВК сообщество, коррекционный педагог – эксперт; ВК сообщество, Педагогическая копилка; Социальная сеть работников образования nsportal.ru Общая характеристика учебного предмета Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на формирование знаний и умений, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности. Содержание материала является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Труд (технология)» и др. 3 Занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (поликлиника, магазин, парикмахерская, кинотеатр). Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения. Программа «Окружающий социальный мир» представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Традиции и обычаи». Обучающие задачи по разделу: «Квартира, дом, двор» направлены на формирование умения сообщать свой адрес, представленияо планировке помещений квартиры (дома),о местах общего пользования в доме, о территории двора; «Предметы быта»направлены на формированиепредставленияоб электробытовых приборах, опредметах интерьера; «Школа»направлены на формирование представления о себе как члене коллектива класса, о дружеских взаимоотношениях, о профессиональной деятельности людей, работающих в школе; «Предметы и материалы, изготовленные человеком»направлены на формированиепредставления о предметах, изготовленных из бумаги, дерева, резины и стекла; «Город»направлены на формированиеумения соблюдать правила поведения в общественных местах, представления о зданиях родного города, о профессиональной деятельности людей, работающих в городских учреждениях; «Транспорт»направлены на формированиепредставленияо специальном транспорте, о профессиональной деятельности людей, работающих на специальном транспорте; «Традиции и обычаи»направлены на формированиепредставления о праздниках. Описание места учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Окружающий социальный мир» входит в предметную область «Окружающий мир» обязательной части учебного плана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В соответствии с планом АООП и годовым календарным графиком МБОУ г.Керчи РК СШ№1 им.В.Дубинина на 2024-2025 учебный год программа рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю). Примерные планируемые результаты освоения программы В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его 4 психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся. Ожидаемые личностные результаты: основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»; социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности; формирование уважительного отношения к окружающим; освоение доступных социальных ролей, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Возможные предметные результаты Узнавать и различать помещения школы, Знать назначения помещений школы Узнавать и различать классную комнату, окружающие предметы в классе. Узнавать и различать учащихся и педагогов, работающих в классе. Учить узнавать и различать школьные принадлежности. Узнавать и различать предметы, изготовленные из бумаги. Узнавать и различать предметы, изготовленные из дерева. Узнавать и различать предметы, изготовленные из стекла Узнавать и различать предметы, изготовленные из резины. Учить узнавать (различать) предметы мебели: стол, стул, диван, шкаф, кровать). Учить узнавать (различать) предметы посуды. Учить узнавать, различать предметы кухонного инвентаря: разделочная доска, половник. Узнавать и различать атрибуты и праздник Новый год. Учить узнавать и различать электроприборы - телевизор, утюг, настольная лампа, обогреватель; соблюдать элементарные правила техники безопасности. Узнавать и различать части дома. 5 узнавать и различать типы домов: одноэтажные и многоэтажные. узнавать и различать помещения (комнаты) квартиры (дома). узнавать и различать упаковки с напитком (чай, сок, квас). узнавать и различать упаковки с молочным продуктом (молоко, йогурт, творог). узнавать и различать готовые мясные продукты - колбаса. Узнавать и различать наземный транспорт. Узнавать и различать водный транспорт. Узнавать и различать воздушный транспорт. узнавать и различать части территории улицы (проезжая часть, тротуар) узнавать и различать профессии людей, особенностями их деятельности, отдельными орудиями труда (учитель – указка, книга; врач – градусник, бинт; повар – половник, кастрюля). Уметь соблюдать правила поведения в общественных местах города. Изучение предмета «Окружающий социальный мир» 1 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий. Личностные результаты: осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями; осознание себя как одноклассника, друга; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; готовность к безопасному и бережному поведению в обществе. Коммуникативные результаты: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности. Регулятивные результаты: входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; 6 передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); работать с учебными принадлежностями; следовать предложенному плану, работать в общем темпе. Познавательные результаты: сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). Методы диагностики и критерии результативности Во время обучения в первом классе целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность её осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определённой долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками. В целом, оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Диагностика достижения предметных результатов по предмету «Окружающий социальный мир» проводится в 3 этапа: 1 этап – сентябрь (стартовая диагностика) 2 этап – январь (промежуточная диагностика) 3 этап – май (итоговая диагностика) Результат оцениваются по следующим критериям: 5 баллов - выполняет действие самостоятельно, 4 балла - выполняет действие по инструкции (вербальной или неверб.), 3 балла - выполняет действие по образцу, 2 балла - выполняет действие с частичной физической помощью, 1 балл - выполняет действие со значительной физической помощью, 0 баллов - действие не выполняет. Полученные данные заносятся в карту развития. 7 Диагностика сформированности базовых учебных действий проводится в 3 этапа: 1 этап – сентябрь (стартовая диагностика) 2 этап – январь (промежуточная диагностика) 3 этап – май (итоговая диагностика) Оценка базовых учебных действий оцениваются по следующим критериям: 0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем; 1 балл - смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требует оказание помощи; 2 балла - преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно; 3 балла - способен самостоятельно выполнить действие в определённых ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя; 4 балла - способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя; 5 баллов - самостоятельно применяет действие в любой ситуации. Полученные данные заносятся в таблицу фиксации результатов сформированности БУД. Тематический план № п/п 1 2 3 4 5 6. 7. 8. Наименование разделов Школа. Квартира, дом, двор. Транспорт. Продукты питания Предметы быта Предметы и материалы, изготовленные человеком Город Традиции и обычаи Всего часов 8 часов 3 часа 3 часа 3 часа 4 часа 4 часа 4 часов 3 часа 8 Итого 33 часа Содержание предмета. Школа. Здравствуй, школа! Помещения школы.Классная комната.Я в классе.Кто меня учит?Я ученик!Мои учебные вещи. Квартира, дом, двор. Дом, части дома. Типы домов: одноэтажный и многоэтажный. Помещения (комнаты) квартиры (дома). Транспорт. Наземный транспорт. Водный транспорт. Воздушный транспорт. Продукты питания Узнавание и различение упаковок с напитком.Узнавание и различение упаковок с молочным продуктом.Мясные готовые продукты – колбаса. Предметы быта Предметы мебели (стол, стул, диван, шкаф, кровать).Предметы посуды (тарелка, стакан, ложка, вилка, кастрюля, чайник, сковорода).Кухонный инвентарь: разделочная доска, половник.Электробытовые приборы. Правила техники безопасности. Предметы и материалы, изготовленные человеком Бумажные предметы.Деревянные предметы.Стеклянные предметы.Резиновые предметы Город Улица. Профессии (учитель, врач, повар).Правила поведения в общественных местах. Традиции и обычаи Праздник Новый год.Праздник мам. 9 Программно-методическое обеспечение: комплект рабочих тетрадей -Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!»: «Я в семье», «Я – ребёнок». «Ступеньки грамоты» ч. 1 и 2., авторы: Н.В. Гальская, Л.М. Сахар. пособие для детей с особенностями психофизического развития«Я и окружающий мир», авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина. Материально-техническое обеспечение: натуральные объекты, муляжи, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов, действий, правил поведения; технические средства обучения: ноутбук. Используемая литература: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью; 2. примерная адаптированная основная образовательная программа, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). 10 Календарно- тематическое планирование по предмету «окружающий социальный мир» 1 класс 1 четверть (8 часов) 1 час в неделю № Тема урока Цель урока Виды деятельности Кол-во Дата урока часов планир фактич Школа – 8 часов 1 Здравствуй, школа! Ввести детей в школьную Работа с демонстрационным 1ч жизнь и учебную деятельность, материалом, предметными вызвать у детей познавательный и сюжетными картинками, интерес, желание учиться игровые упражнения 2 Помещения школы. Познакомить с помещениями Экскурсия по школе, 1ч школы, их назначением. Работа с демонстрационным материалом, предметными и сюжетными картинками, игровые упражнения. 3 Классная комната Познакомить с классной Работа с демонстрационным 1ч комнатой, с окружающими материалом, предметными предметами в классе. и сюжетными картинками, игровые упражнения. 4 Я в классе Формировать представление о Работа с демонстрационным 1ч деятельности детей в школе. материалом, предметными и сюжетными картинками, игровые упражнения. 5 Кто меня учит Формировать представление о Работа с демонстрационным 1ч деятельности педагога в школе. материалом, предметными и сюжетными картинками, игровые упражнения, пиктограммами. 6 Я ученик! Формировать представление о Просмотр презентации, 1ч. 11 7-8 Мои учебные вещи себе как об обучающемся в коллективе. Учить узнавать и различать школьные принадлежности. игры на сплочение коллектива. Работа с демонстрационным 2 ч материалом, предметными и сюжетными картинками, индивидуальной карточкой, игровые упражнения. Календарно - тематическое планирование по предмету «окружающий социальный мир» 1 класс 2 четверть (7 часов) 1 час в неделю № Тема урока Цель урока Виды деятельности КолДата п\п во планир фактич часов Предметы и материалы, изготовленные человеком–4 часа 1 Бумажные предметы. Познакомить с предметами, Работа с предметными 1 изготовленные из бумаги, со картинками, предметами, свойствами бумаги. дидактическими карточками, индивидуальной карточкой 2 Деревянные предметы. Познакомить с предметами, Работа с предметными 1 изготовленными из дерева, картинками, предметами, со свойствами дерева. дидактическими карточками, индивидуальной карточкой 3 Стеклянные предметы. Познакомить с предметами, Работа с предметными 1 изготовленными из стекла картинками, предметами, со свойствами стекла. дидактическими карточками, индивидуальной карточкой 4. Резиновые предметы Познакомить с предметами, Работа с предметными 1 изготовленными из резины, картинками, предметами, 12 со свойствами резины. 5. 6. 7. дидактическими карточками, индивидуальной карточкой Предметы быта – 2 часа Предметы мебели (стол, Учить узнавать (различать) Работа с демонстрационным стул, диван, шкаф, кровать). предметы мебели: стол, стул, материалом, предметными и диван, шкаф, кровать). сюжетными картинками, индивидуальной карточкой, игровые упражнения. Предметы посуды (тарелка, Учить узнавать (различать) Работа с демонстрационным стакан, ложка, вилка, предметыпосуды. материалом, предметными и кастрюля, чайник, сюжетными картинками, сковорода). индивидуальной карточкой, игровые упражнения. Праздники, традиции – 1 час Праздник Новый год. Познакомить с традициями и Работа с презентацией, атрибутами для празднования картинками, просмотр праздника Новый год. мультфильма про Новый год. 1 1 1 Календарно - тематическое планирование по предмету «окружающий социальный мир» 1 класс 3 четверть (10 часов) 1 час в неделю № Тема урока Цель урока Виды деятельности КолДата п\п во планир фактич часов Предметы быта – 2 часа 1 Электробытовые приборы. Учить узнавать и различать Работа с демонстрационным 1 Правила техники электроприборы - телевизор, материалом, предметными и 13 безопасности. 2 Кухонный инвентарь: разделочная доска, половник. 3 Дом, части дома 4 Типы домов: одноэтажный и многоэтажный 5 Помещения (комнаты) квартиры (дома). 6 Узнавание и различение упаковок с напитком. 7 Узнавание и различение упаковок с молочным продуктом. утюг, настольная лампа, обогреватель; учить соблюдать правила техники безопасности. Учить узнавать, различать предметы кухонного инвентаря. сюжетными картинками, индивидуальной карточкой, игровые упражнения. Работа с демонстрационным материалом, предметными и сюжетными картинками, индивидуальной карточкой, игровые упражнения. Квартира, дом, двор – 3 часа Познакомить со строением Работа с демонстрационным дома, его частями, учить материалом, предметными и различать и называть их. сюжетными картинками, индивидуальной карточкой. Учить узнавать и различать Работа с демонстрационным типы домов: одноэтажные и материалом, предметными и многоэтажные. сюжетными картинками, индивидуальной карточкой. Учить узнавать и различать Работа с демонстрационным помещения (комнаты) квартиры материалом, предметными и (дома). сюжетными картинками, индивидуальной карточкой. Продукты питания – 3 часа Учить узнавать и различать Работа с дидактическими упаковки с напитком (чай, сок, карточками, индивидуальной квас). карточкой Учить узнавать и различать Просмотр видеоматериала, упаковки с молочным работа с дидактическими продуктом (молоко, йогурт, карточками, индивидуальной творог). карточкой 1 1 1 1 1 1 14 8 Мясные готовые продукты – колбаса. 9 Праздник мам. 10 Обобщение материала по изученным темам Учить узнавать и различать готовые мясные продукты колбаса. Просмотр видеоматериала, работа с дидактическими карточками, индивидуальной карточкой Традиции, обычаи – 2 часа Познакомить с праздником, Просмотр видеоматериала, признаками и атрибутами работа с дидактическими праздника; принять участие в карточками, разрезными изготовлении подарка, картинками, индивидуальной карточкой Закрепить знания по изученным Работа с предметными и темам. сюжетными картинками, по карточке 1 1 1 Календарно - тематическое планирование по предмету «окружающий социальный мир» 1 класс 4 четверть (9 часов) 1 час в неделю № Тема урока Цель урока Виды деятельности КолДата п\п во планир фактич часов Транспорт – 3 часа 1 Наземный транспорт Познакомить с наземным Работа с демонстрационным 1 транспортом, его назначением. материалом, предметными и сюжетными картинками, индивидуальной карточкой, игровые упражнения. 2 Водный транспорт Познакомить с водным Работа с демонстрационным 1 транспортом, его назначением. материалом, предметными и 15 3 Воздушный транспорт 4-5 Улица 6 Профессии (учитель, врач, повар). 7 Правила поведения в общественных местах. сюжетными картинками, индивидуальной карточкой, игровые упражнения. Познакомить с воздушным Работа с демонстрационным транспортом, его назначением. материалом, предметными и сюжетными картинками, индивидуальной карточкой, игровые упражнения. Город – 5 часов Учить узнавать и различать Работа с демонстрационным части территории улицы материалом, предметными и (проезжая часть, тротуар) сюжетными картинками, разрезными картинками, индивидуальной карточкой, игровые упражнения. Познакомить с профессиями Работа с демонстрационным людей, особенностями их материалом, предметными и деятельности, отдельными сюжетными картинками, орудиями труда (учитель – индивидуальной карточкой, указка, книга; врач – игровые упражнения. градусник, бинт; повар – половник, кастрюля), учится называть профессии, соотносить с действиями. Познакомить с правилами Работа с демонстрационным поведения в общественных материалом, предметными и местах города. сюжетными картинками, индивидуальной карточкой, игровые упражнения. 1 2 1 1 16 8 Закрепление пройденного материала. Проверить уровень знаний учащихся по изученным темам. Работа с предметными и сюжетными картинками, презентацией, по карточке. 1 17